Что такое егр в авто. Заглушка клапана ЕГР на дизеле: целесообразность и способы глушения. Из чего изготавливается клапан ЕГР

Система EGR устанавливается на автомобили с середины 70-х годов выпуска. Именно в это время производители стали уделять особое внимание требованиям экологичности авто.

Функционирование системы EGR похоже на то, что человек часть выдохнутого воздуха вновь вдыхает. Загрязнение воздуха, естественно, уменьшается. Но и дыхание при этом затрудняется. Фото: auto-volgograd.com

Зачем нужна система EGR

В основу принципа действия системы ЕГР заложена схема, когда часть выходных газов вновь поступает во входной коллектор. Это позволяет:

  • уменьшить уровень оксида азота в выхлопе;
  • ввести дополнительный уровень контроля токсичности отработанных продуктов сгорания;
  • снизить детонацию двигателя;
  • увеличить полноту сгорания топлива;
  • ускорить прогревание входного тракта.

Современные блоки управления двигателей внутреннего сгорания бдительно следят за работоспособностью ЕГР, как одной из систем, обеспечивающих экологические свойства авто. При пользовательском отключении либо неработоспособности EGR блок управления способен «душить» двигатель на больших оборотах, скоростях и повышенной нагрузке. Специалисты-чиповщики для устранения этой проблемы используют специальное программное обеспечение, перепрошивая микропроцессор блока управления.

Особенности конструкции

Первая система ЕГР, поставленная на Крайслер в 1971 году, не оснащалась клапаном. Она работала постоянно, даже на малых оборотах и запуске двигателя, что значительно ухудшало параметры двигателя. Производители Buick впервые включили в систему пневматический клапан, который обеспечивал управление моментом включения системы рециркуляции по давлению разряжения коллектора. Такая конструкция оказалась удачной, на некоторых автомобилях пневматические клапаны устанавливаются по сей день.

Так выглядят основные типы клапанов EGR. Фото: etlib.ru

Электромагнитный (он же — цифровой) клапан, применяемый на большинстве современных автомобилей, имеет существенные преимущества перед пневматическим:

  • процесс управлением включением клапана может быть организован на основании показаний большого количества датчиков (скорости автомобиля, коленвала, дроссельной заслонки, дифференцированного давления на выходе/входе ЕГР, лямбда-зонда, расходомера и других), увеличивая точность контроля параметров;
  • элоектроклапан надежнее пневматической системы;
  • регулирование канала перепускания газов может осуществляться плавно в импульсном либо аналоговом режиме;
  • не требуется установка воздушной трубки.

Электропневматическая клапанная система EGR может быть установлена на двигатели, которые регулируются по двум и более каналам рециркуляции.

Конструктивно газоотводные и клапанные детали изготавливаются из высоколегированной стали, способной выдерживать высокие температурные нагрузки выхлопных газов. При изношенной поршневой группе клапан со временем загрязняется масляными продуктами сгорания, начинает работать некорректно, может выйти из строя.

Принцип действия системы ЕГР

Основная задача EGR – уменьшение процентного содержания оксида азота в выхлопных газах. Образование оксида азота происходит при повышенных температурах сгорания. Уменьшить температуру можно, снизив концентрацию кислорода в поступающей смеси. Открывая рециркуляционный канал, клапан ЕГР впускает отработанные газы, в которых кислорода уже практически нет. Температура воспламенения уменьшается, концентрация токсичного оксида снижается.

Уменьшение температуры приводит к снижению коэффициента полезного действия ДВС, его мощности. Это приносится в дань требований экологии.

В дизельных двигателях количество рециркулируемых газов достигает 30 – 50 %, клапан открывается на холостом ходу, закрывается при прогреве ДВС. В бензиновых моделях клапан ЕГР закрывается при повышенной нагрузке. Количество рециркулирующих газов обычно не превышает 10 процентов от основного состава.

Самостоятельное отключение клапана ЕГР

Самостоятельное отключение EGR производится в случаях:

  • сильного износа поршневой группы ДВС в автомобилях с большим пробегом для предотвращения попадания масляных отходов сгорания во впускной коллектор, загрязнения свечей зажигания, увеличения дымности;
  • чипования в процессе форсирования ДВС;
  • заправки плохим топливом, загрязнением каналов;
  • некорректного алгоритма EGR.

В авто после 2010 года выпуска блокирование системы ЕГР пользователем приводит к тому, что система управления начинает принудительно «душить» двигатель с целью уменьшить концентрацию токсичных выбросов. Это ощущается водителем на повышенных оборотах и нагрузке, больших скоростях. Опытные чиповщики, отключая принудительно систему ЕГР, перепрограммируют алгоритм работы блока управления, топливную карту.

Стоит ли отключать клапан EGR? Размышления на эту тему вы найдете в видео:

Причины неисправности клапана EGR

Причинами неисправности могут быть:

  • некачественное топливо;
  • неисправность форсунок;
  • неправильная регулировка угла зажигания;
  • износ ДВС, низкая компрессия;
  • превышенный уровень масла;
  • проблемы с электрооборудованием;
  • неправильная работа устройств управления ДВС;
  • механический износ клапана ЕГР.

Обычно проблемы с клапаном ЕГР начинаются после 100.000 километров пробега, при использовании некачественного бензина – после 30 – 40 тыс км.

Признаки неисправности

Основные признаки некорректной работы системы ЕГР :

  • Засор клапана увеличивает время его срабатывания, может привести к заклиниванию, что в свою очередь приводит к увеличению расхода топлива.
  • Постоянно открытый клапан уменьшает номинальную мощность двигателя, вызывает проблемы при запуске.

Поломка клапана сопровождается следующими признаками:

  • нестабильные обороты на холостом ходу;
  • детонация при останове ДВС;
  • изменение динамических характеристик авто;
  • увеличенная дымность;
  • увеличенная шумность работающего двигателя.

Контроль исправности клапана ЕГР

В автомобилях до 2005 года выпуска неисправность клапана может никак не проявляться, даже индикацией сигнальной лампочкой «CHECK ENGINE». Поэтому периодически (лучше перед началом очередного сезона эксплуатации) рекомендуется:

  • проверять визуально целостность электропроводки к клапану, трубок, крепления, электрических разъемов;
  • измерять сопротивление обмотки электромагнитного клапана (должно быть в пределах от 15 до 200 Ом);
  • делать компьютерную диагностику ДВС.

Ремонт и замена клапана EGR

Клапан рециркуляции выхлопных газов обычно расположен в дальней от бампера легкодоступной части подкапотного пространства. Его демонтаж-монтаж обычно не вызывает проблем.

В случае, когда вышла из строя обмотка электромагнитного клапана, он подлежит обязательной замене. Если обмотка цела, проблема состоит в сильном загрязнении каналов, можно произвести чистку клапана ЕГР. На СТО эта процедура стоит от 1000 рублей. Можно сэкономить время и деньги, выполнив чистку клапана ЕГР самостоятельно.

Первый этап чистки клапана – погружение рециркуляционных и клапанных каналов в специальный промывочный состав (время от 1 часа до суток в зависимости от степени загрязнения). В качестве такого состава можно использовать неагрессивный растворитель, в крайнем случае, ацетон.

Самый подходящий вариант – средство для промывки карбюраторов. Электромагнитную часть (обмотку) клапана лучше оберечь от попадания чистящей жидкости: это может привести к ее разрушению.

Второй этап состоит в продувке и дальнейшей промывке каналов рециркуляции с помощью шприца или медицинской клизмы. Электромагнитный клапан лучше открыть принудительной подачей на него напряжения с аккумуляторной батареи. Пневматический клапан можно открыть, подав на пневмовход разряжение воздуха.

При установке нового или ремонтируемого клапана следует:

  • использовать высокотемпературный герметик;
  • устанавливать только новую прокладку;
  • соблюдать затяжные резьбовые усилия;
  • контролировать герметичность трубок.

Вариант замены клапана EGR представлен здесь:

Итог

Некоторые автовладельцы не уделяют должного внимания работоспособности системы ЕГР, считая ее несущественной. Однако, при корректной работе клапана EGR двигатель работает более мягко, изнашивается меньше. Экологические характеристики заметно улучшаются, это так важно в наше время.

2454 Просмотров

Сегодня все производители пытаются сделать максимально экологическими свои автомобили. Поэтому и была разработана система EGR. Существует много споров о том, какой двигатель экологичнее. На самом деле, сколько людей столько и мнений. Кто-то считает чище, чем дизельный, а кто-то наоборот. Для того, чтобы очистить выхлопы в атмосферу, была создана система EGR.

Устройство

Система EGR устроена так, что очистка выхлопных газов происходит посредством возврата части газов обратно на впускной коллектор. Возврат отработанных газов обеспечивает EGR-клапан. Поскольку двигатели по принципу работы не отличаются, то различается только привод EGR-клапана.

Существует два способа регулировки EGR-клапана.

  • В первом случае регулировка происходит с помощью контроллера двигателя внутреннего сгорания, которые посылает все указания. В этом случае контроллер берет эти данные с датчика положения. Этот способ называется электрическим.
  • Существует еще и второй способ, он называется электропневматическим. В этом способе система EGR основывается на показаниях датчиков давления и температуры на впускном коллекторе, а также на показаниях датчика массового расхода воздуха.

Достоинства и недостатки

Главным недостатком системы считается быстрое загрязнение впускного коллектора. Этот процесс неизбежен, поэтому у кого стоит ЕГР, все равно в итоге получают загрязненные впускной коллектор. Существует еще несколько минусов, главным из которых является быстрый износ датчиков и клапана ЕГР. Есть еще один минус, которого может и не быть, если правильно эксплуатировать автомобиль. Этим минусом считается нагар, который откладывается на клапане ЕГР и гнезде. Так вот, этот недостаток можно обойти.

Для того, чтобы нагар не откладывался, требуется заправлять автомобиль качественным топливом.

Нагар остается вследствие того, что изнашивается цилиндропоршневая система. Неисправность датчиков, которые регулируют работу ЕГР клапана, неисправности системы питания, турбокомпрессора, вентиляцию картера – все это тоже оставляет нагар на клапане ЕГР. Если правильно следить и вовремя ухаживать за двигателем, то этого недостатка может и не быть.

Помимо недостатков у EGR-системы существует ряд достоинств. На бензиновом двигателе внутреннего сгорания во время работы ЕГР системы, уменьшаются скачки давления в смешиваемой камере во время открытия и закрытия дроссельной заслонки. В бензиновом двигателе уменьшается температура горения топлива, что уменьшает детонацию. Уменьшенная детонация позволяет установить более раннее зажигание, это в свою очередь повышает моментальные характеристики двигателя. EGR на дизельном двигателе позволяет ему работать тише и ровнее на холостых оборотах. Происходит это потому, что во время сгорания топлива в системе понижается давление за счет того, что поступает меньше кислорода.

Поломки

Нередко в ЕГР, как и в других системах автомобиля, случаются поломки, это неизбежно. Чаще всего поломки происходят именно из-за того, что появился нагар на клапане EGR или гнезде. Происходит это потому, что двигатель работает на некачественном топливе. Клапан EGR может покрыться нагаром из-за неправильной работы турбокомпрессора, поршней или цилиндров, а еще при неполном сгорании топлива в камере сгорания. Если датчики, которые способствуют работе EGR, работают неправильно или вовсе не работают, то это тоже приведет к плачевным последствиям.

Когда клапан EGR покрывается нагаром, то он перестает работать в том режиме, в котором работал раньше. Бывают ситуации, когда клапан заклинивает. В любом случае такого допускать нельзя. То, что клапан срабатывает не вовремя, можно заметить во время холостого хода. Это не приведет к плачевным последствиям для двигателя внутреннего сгорания.

Во втором случае, когда клапан заклинило, бензиновые двигатели на холостых оборотах будут работать нестабильно. На бензиновом двигателе в такой ситуации может увеличиться расход топлива. Дизельные двигатели в свою очередь будут работать жестче и громче, а еще двигатель заметно уменьшит мощность.

Для того, чтобы правильно определить поломку EGR потребуется визуально осмотреть все трубопроводы, а также разъемы датчиков на наличие грязи. Для того, чтобы подтвердить догадки, потребуется провести диагностику, которая покажет состояние клапана на наличие нагара, а также покажет засоренность коллектора.

Если было определено, что клапан покрылся нагаром, то его следует менять. Во время замены EGR-клапана потребуется прочистить все системы, которые работают совместно. Сделать это нужно по причине того, что остатки нагара могут привести к повторной такой же поломке.

Глушение

Многие владельцы автомобилей с EGR считают, что она «душит» двигатель и не дает ему работать на полную мощность, поэтому и приходят к такому решению, как заглушить ее. Следует учесть, что все двигатели разные, и система на них установлена по-разному. Заглушить ЕГР можно двумя способами.

  1. Первый способ – это глушение программным способом. Эта процедура не является дешевой. Стоимость глушения EGR примерно обходится в 9 000, а для некоторых двигателей вообще в 14 000 рублей.

Но не стоит отчаиваться, существует и второй способ глушения системы.

  1. Механический способ, чтобы прекратить работу системы, ее нужно просто убрать. Чтобы заглушить вторым способом, не потребуется много сил и времени, потребуется лишь новая прокладка. Новая прокладка не имеет второго отверстия. Такую прокладку можно приобрести на страницах интернет-магазинов или изготовить самостоятельно.

Важен тот факт, что не стоит изготавливать такую прокладку из алюминиевых банок, потому что они не выдержат температуры и будут осыпаться в систему, что не приведет к хорошим последствиям.

Новая прокладка, в отличие от заводской прокладки, не имеет одного отверстия. После того, как была снята заводская прокладка, нужно поставить новую и собрать систему обратно. Не нужно отключать датчик, который установлен на клапане для того, чтобы потом не горел Check Engine.

Резюме

Прочитав статью, можно узнать много нового о EGR, о том, как ее заглушить. Все достоинства и недостатки этой системы, а также способы ее отключения и поломки подробно описаны. У каждого водителя на счет ЕГР складывается свое мнение, и только ему принимать решение глушить или оставлять эту систему.

Из-за плохого качества топливной смеси в этой системе, а также во впускном коллекторе и установленных там может появиться нагар (если не проводится регулярная чистка системы), а это приведёт к нестабильной работе двигателя вашего автомобиля. Непосредственно сам дорого стоит, из-за этого многие автолюбители, в случае поломки клапана, не меняют его на новый клапан, а предпочитают заглушить всю систему. Правильно это или нет – вы узнаете из этой статьи.

Что такое клапан ЕГР

Схема работы клапана довольно проста – часть газов из смешивается с воздухом из выпускного коллектора. Если процент окиси азота слишком высокий, то это приводит к большому температурному режиму в камере сгорания. Все мы, ещё со школьной скамьи, знаем, что катализатором горения выступает кислород. А газы из впускного коллектора, смешиваясь с воздушным потоком, минимизируют процент кислорода. Как следствие — снижается температура сгорания и понижается токсичность.

Как работает система ЕГР

Всё будет зависеть от двигателя, на котором установлен такой клапан. В дизельных двигателях клапан будет открыт уже на холостых оборотах, и обеспечит 50% воздуха на впуске. Как только повышаются обороты двигателя клапан будет понемногу закрываться. И полностью закроется, как только обороты двигателя достигнут своего максимально значения. Когда двигатель прогревается, то клапан тоже будет полностью закрыт. Во время холостых оборотов двигателя внутреннего сгорания клапан ЕГР будет закрыт, а также он не включится при максимальных оборотах двигателя. В остальных режимах работы двигателя клапан ЕГР подача воздух на впуск подаёт от 5% до 10%.

Какие могут быть неисправности у клапана ЕГР

Выход из строя клапана ЕГР, в большинстве случаев, возникает в том случае, когда на пластине скапливается нагар и ему требуется чистка. Это происходит из-за плохого топлива, или если нарушена работа топливной системы, сильно изношены цилиндры, неисправен турбокомпрессор, выход из строя датчиков (отвечающих за работу клапана).

Если клапан ЕГР засориться, и не происходит регулярная его чистка, то это может привести к тому, что он заклинит или будет срабатывать очень медленно. Клапан ЕГР заклинить может как на открытие, так и на закрытие. При заклинивание на открытие бензиновый двигатель будет плохо работать на холостом ходу, а у дизельного двигателя значительно возрастёт потребление топлива и понизится мощность. При заклинивании клапана ЕГР на закрытие бензиновый двигатель будет больше потреблять топлива, а дизельный двигатель начнёт работать более «жестко». Если клапан будет открываться медленно, то в основном, это будет заметно при холостых оборотах двигателя.

Как устроена система ЕГР и причина поломок:

Если вы не приняли решение заглушить систему, то неисправности могут быть в следующих элементах:

  1. Главная составляющая — клапан ЕГР. Он перепускает газы из впускного в выпускной коллектор. Этот клапан постоянно взаимодействует с раскалённой средой, и это наиболее уязвимая часть всей системы. Главная неисправность – разгерметизация клапана. Система может работать как под управлением электрики (в основном автомобили GM) так и пневматики (большинство марок машин).

В том случае, когда клапан открывается при помощи электрики, то это происходит в результате показаний специального датчика, передающего сигнал непосредственно на двигатель. Следующий способ, который отвечает за работу клапана — электропневматический.

  1. Соленоид ЕГР . Он находится в системе, где управление клапаном происходит при помощи пневматики. Главная неисправность остаётся такой же – разгерметизация.
  2. Датчик положения открытия клапана ЕГР. Иногда происходит так, что они выходят из строя, но в этом случае только загорается , сигнализирующая о неисправной работе двигателя. Других последствий нет.

Различные системы могут иметь разный набор составляющих элементов, но основной это клапан ЕГР. Давайте посмотрим, как все эти поломки могут сказаться на работе двигателя автомобиля.

Выше было сказано, что главная неисправность это разгерметизация, в результате чего происходит неконтролируемый подсос воздушных масс во впускной коллектор.

Как следствие, это может привести к тому, что:

  • Двигатель с расходомером воздуха – топливо становится беднее, из-за присутствия дополнительного кислорода.
  • Двигатель с датчиком давления – топливо будет дополнительно обогащено из-за того что увеличиться давление во впускном коллекторе.
  • Те двигатели, которые используют оба этих способа по контролю за уровнем кислорода, будут иметь резкое обогащение топливной смеси на холостых оборотах и обеднение при других режимах работы двигателя.

Во всех случаях, когда уровень кислорода становится меньше в воздухе, который поступает в двигатель, оказывается нарушено воспламенение топлива в цилиндрах двигателя. Можно сказать, что зависимость тут довольно сложная и, в виду этого, выход из строя системы ЕГР довольно сложный и на разных марках машин она может проявиться по-разному.

Важным показателем будет уровень отработанных газов, которые поступают во впускной коллектор. Другими словами, интересует показатель открытия клапана ЕГР. Кроме того, на это будет влиять общий процент изношенности двигателя (свечи зажигания, топливный насос или закупорка топливных форсунок).

Теперь поговорим о том, как топливная система будет влиять на поломку клапана ЕГР, если вы не примите решение заглушить систему. У каждого блока управления существует специальное программное обеспечение, которое уравновешивает частоту холостых оборотов, и качество топлива в автомобиле. При этом уровень открытия или закрытия механизма, который регулирует холостой ход, а также длительность впрыска, имеют конкретный показатель. Когда блок управления уравновесит холостой ход на разных режимах работы, то с качеством топливной смеси он не совладает.

Это происходит от того, что когда водитель нажимает на педаль «газа», то возрастает давление в выпускном коллекторе отработанных газов, проникающих во впускной коллектор, увеличивается. Это может привести к ухудшению динамики разгона автомобиля и неустойчивой работе двигателя автомобиля. Затем картина поменяется. Когда раскалённые газы смешиваются с масляными испарениями в коллекторе, то это может привести к тому, что будет скапливаться больше нагара внутри коллектора, на впускных клапанах, загрязняются наружные части форсунок и появляется копоть на контактах свечей зажигания. Из-за этого станет более затруднительным пуск двигателя, плохая работа на холостых оборотах, будут проявляться дёрганье автомобиля и неровная работа двигателя. А если резко нажать на педаль «газа», то появятся вспышки во впускном коллекторе. Чтобы этого избежать – необходима своевременная чистка всех этих элементов, а в экстренном случае можно заглушить её.

Как поступить, если клапан ЕГР вышел из строя?

Если открыть руководство по эксплуатации любого автомобиля, то там написано – система ЕГР имеет ограниченное время работоспособности. Уже при пробеге автомобиля от 70 000 до 100 000 километров необходимо заменить полностью всю систему, но это в том случае если у вас хорошее топливо. В России этот срок (в связи с низким качеством топлива) значительно ниже и составляет 50 тысяч километров.

Но как поступить, если автолюбитель не может себе позволить замену дорогостоящих компонентов через такой короткий срок? Тут можно посоветовать два способа – должна проводиться своевременная чистка всей системы, или просто заглушить всю систему ЕГР.

Чистка клапана ЕГР, видео

На что надо обратить внимание в первую очередь?

  1. Непосредственно клапан ЕГР. Чтобы ход клапана был достаточно свободным и шток клапана обеспечивал плотное закрытие – чистка обязательна для штока и седла клапана. Использовать лучше аэрозоль, с помощью которого происходит чистка карбюратора. Но надо быть внимательным и не допустить падания жидкости непосредственно на диафрагму. Это может привести к её разрушению (компоненты, входящие в состав могут разложить резину).
  2. Если есть, то надо обратить внимание на соленоид ЕГР. В большинстве случаев там находится небольшой фильтр, который защищает вакуум системы от загрязнения. Этому фильтру необходима чистка.

В некоторых случаях систему ЕГР можно просто заглушить. Что это может, если вы решите заглушить всю систему?

Положительные моменты:

  • Не скапливается в коллекторе нагар.
  • Улучшается динамика автомобиля.
  • Нет необходимости замены клапана.
  • Масло менять можно не так часто.

Отрицательные моменты

  • При наличии катализатора он быстрее выйдет из строя.
  • Загорается чек на панели приборов (если не запрограммировано отключение системы)
  • Расход топлива может увеличиться (не у всех моделей).
  • Износ клапанной группы (в редких случаях).

Как итог, то можно сказать о том, что если клапан функционирует исправно, то и пусть себе работает. А если с ним начинаются проблемы, то самым радикальным и дешёвым, с финансовой точки зрения, вариантом будет, если заглушить всю систему. К большим последствиям в работе вашего автомобиля это не приведёт.

Удачи на дорогах!

Топливный обратный клапан — где расположен и как ремонтировать
Электромагнитный клапан фаз Пежо — замена и особенности работы
Тормозная система автомобиля — ремонт или замена Дизель не заводится, неисправности и причины Пежо 308, 408, 3008 датчик давления масла и клапан регулировки давления — производим диагностику

Один из характерных феноменов автомобильного дела состоит в том, что даже если водитель имеет огромный опыт ежедневной работы с автомобилем, некоторые его «изюминки» он может попросту не знать или же знать весьма поверхностно. Этот парадокс напрямую касается такого неизведанного многими до конца клапана, как EGR, который устанавливают на большинстве современных машин. Интересно, что есть и такие водители, которые о таком клапане вообще не слышали.

Для чего нужна система EGR

Прежде всего, необходимо разобраться EGR – что это в автомобиле и для чего она предназначена. Сам термин произошел от английского «Exhaust Gas Recirculation», что переводят как «клапан рециркуляции отработанных газов», обозначая аббревиатурой EGR. Среди водителей его для краткости зовут просто «клапан ЕГР». Он принадлежит к числу тех приспособлений, за счет которых производители автомобилей пытаются эффективно решать масштабные и нарастающие , в данном случае – для снижения уровня загрязненности окружающей среды. Такой оригинальный датчик должен, по замыслу конструкторов, поднять эффективность функционирования двигателя.

Есть у него и другая ключевая задача, тесно сопряженная с первой, – добиться . Это делается за счёт дожигания уже отработанных газов, говоря точнее – с помощью из повторного использования. Надо ли говорить, насколько это злободневно в наше время с множеством энергетических проблем! На западе такая методика используется уже давно, все более распространенной она становится и у нас.


Виды систем рециркуляции отработавших газов

Современный клапан рециркуляции отработавших газов EGR может иметь три разных формата, которые отличаются между собой не только внешне, но и самим принципом действия, способом привода. В частности, пневмомеханическая система представляет собой едва ли не самую простую, и поэтому уже, по существу, устаревшую технически и морально модель. В ней клапаном управляют, создавая во впускном коллекторе машины разрежение. Электропневматическая система модернизирована таким образом, что клапаном EGR управляют за счёт электроклапана, которым руководит ЭБУ мотора на основании информации датчиков. И, наконец, электронная система сконструирована так, что клапан EGR находится, образно говоря, в прямом подчинении ЭБУ . У него, в отличие от предыдущего варианта, не два положения, а три, что позволяет более плавно регулировать поток отработанных газов.

Конструкция и принцип работы клапана EGR

Отшлифованная с годами система рециркуляции выхлопных газов довольно остроумна. Она эффективно работает на принципе возвращения определённого заранее объёма отработавших своё газов обратно на «исходные позиции» – в пространство впускного коллектора. Причем это делается в строго намеченное время. Происходит процесс смешения таких газов с горючим и воздухом. Образованная «старая» смесь поступает обратно в цилиндры мотора вместе с новой, свежей смесью горючего и воздуха. Нужное количество определяет блок управления ECU, используя программу, заложенную в него на заводе-изготовителе, учитывая данные ряда датчиков и место, где находится клапан рециркуляции отработанных газов EGR.

Неисправности EGR и их диагностика

На основе практики определены характерные признаки неисправности клапана ЕГР, не позволяющие ему выполнять своё прямое назначение в полной мере:

  • частые остановки мотора ;
  • фиксируется падение мощности мотора при разгоне автомобиля;
  • детонация или т. н. «троение», неестественные рывки автомобиля, когда он движется.


Всё это ведёт к слабой, недостаточной рециркуляции картерных газов, заметно снижая эффективность работы двигателя. Особенного внимания требует к себе клапан ЕГР в дизельной машине. Так, специалисты рекомендуют регулярно очищать его от отложений и нагара через каждые 50 – 100 тысяч . Это один из основных способов профилактики клапана. Учитывая его важность для экономного функционирования автомобиля, периодическая диагностика клапана должна стать для водителя нормой и проводиться системно, чтобы избежать его непредвиденного выхода из строя.

Надо помнить, что для полноценной диагностики необходимо специальное оборудование, поэтому без целевой поездки на СТО, чтобы не проводить исследование в кустарных условиях, никак не обойтись.

Зачем заглушают ЕГР

Проблемы в работе клапанов ЕГР побудили водителей искать эффективное противоядие. Дело в том, что необходимо менять не только сам клапан – требуется основательная чистка иных деталей, а это весьма дорогостоящий процесс. Поэтому немало водителей без особенных раздумий прибегают к заглушке клапана. Если это сделать технически грамотно, двигатель будет избавлен от непредвиденного и нежелательного для него проблемного момента. Мало того, подчас такая заглушка даже немного повысит КПД, эффективность работы силового агрегата. Одним словом, из двух зол придётся выбирать меньшее – именно в интересах двигателя.


Однако попутно возникает резонный вопрос, как заглушить систему, тем более собственными силами, чтобы не усугубить ситуацию. Эксперты рекомендуют воспользоваться тщательной консультацией с профессионалами автосервиса по мудрому принципу «Один ум хорошо, а два – лучше!». Пусть вам во всём везёт!

Лучшие цены и условия на покупку новых авто

Кредит 6.5% / Рассрочка / Trade-in / 98% одобрений / Подарки в салоне

Мас Моторс

Забота об экологии – это дело каждого, и в первую очередь производителей автомобилей. Как известно, в процессе горения топлива выделяется масса вредных веществ, которые загрязняются окружающий воздух. На автомобилях устанавливаются различные системы для снижения вредности выброса для окружающей среды, а автопроизводители всегда ищут новые решения.

Клапан EGR (ЕГР) – один из современных способов борьбы с загрязнением окружающей среды. Он устанавливается практически в каждый современный автомобиль, и многие водители могут даже не знать о его существовании, тогда как он приносит существенную пользу. Тем не менее, бывают ситуации, когда клапан EGR нужно отключить, например, при его поломке. Рассмотрим подробнее данную систему в рамках статьи.

Оглавление:

Что такое клапан ЕГР

Как было отмечено выше, клапан ЕГР является одной из систем, которая служит для снижения вредности выхлопа. Конкретно его задача – уменьшение количества оксидов азота в выхлопе автомобиля.

Работает клапан EGR очень просто. Чаще всего он устанавливается перпендикулярно направлению выхода отработавших газов. Когда они следуют по выхлопу, часть их них попадает в клапан и направляется назад в двигатель внутреннего сгорания, чтобы после вновь попасть в выхлоп. Данная рециркуляция отработавших газов по двигателю автомобиля необходима, чтобы уменьшить температуру горения, что позитивно сказывается на качестве выхлопа, уменьшая в нем количество вредных оксидов азота, которые возникают при высокой температуре.

Стоит отметить важный факт, что система EGR работает только в «спокойном» режиме езды. То есть, при повышенных оборотах она отключается.

Как и любой механизм, клапан EGR может выйти из строя, и тогда может появиться необходимость его отключения. Рассмотрим основные причины неисправности данного механизма.

Причины поломки клапана ЕГР

Выйти из строя клапан EGR может по многим причинам, основные из которых мы рассмотрим ниже, подробно остановившись на каждой из них.

Заклинивание механизма клапана


Пожалуй, чаще всего неисправность ЕГР
возникает по причине заклинивания механизма клапана. Как можно понять из его работы, заклинить он может в закрытом или открытом состоянии, в зависимости от чего будут проистекать соответствующие проблемы.

Если клапан EGR останется в открытом состоянии при заклинивании, это приведет к тому, что все отработавшие газы и сопровождающие их продукты горения со временем окажутся в цилиндре. Связано это с тем, что клапан будет открыт даже при высоких оборотах, тогда как при стандартной работе он в этом режиме должен быть закрыт.

Обратите внимание: Система EGR может быть «подвязана» с другими системами, вследствие чего заедание ее в том или ином положении может сказываться на их работе.

Если клапан ЕГР в результате заклинивания окажется в закрытом состоянии, можно считать, что водителю повезло, по сути, вред от этого будет только окружающей среде.

Заклинивание механизма клапана чаще всего происходит по причине оседания на нем сажи, которая неотъемлемо присутствует среди продуктов горения топлива.

Чтобы избежать заклинивания клапана ЕГР, важно следить за , которое используется в автомобиле, а также за . Заправляйте машину только на крупных заправках у проверенных поставщиков топлива, избегая малознакомые заправки.

Важно: В зависимости от качества исполнения системы EGR, ее срок службы может варьироваться от 150 до 200 тысяч километров пробега. Само собой, такой разброс пробега нужно рассматривать только в том случае, когда речь идет о работе системы при правильном уходе за двигателем с качественным топливом.

Проблемы с двигателем

Также вызывать неисправность клапана EGR может и сам двигатель, являясь катализатором его выхода из строя. Список проблем с двигателем, которые могут привести к выходу из строя системы ЕГР, обширен. В него входят как банальные причины, такие как несвоевременная , так и более серьезные проблемы, например, .

Соответственно, если EGR вышел из строя по причине неисправного двигателя, первым делом следует провести диагностику ДВС, обнаружить и устранить неисправность, а уже после приступать к восстановлению самого клапана EGR. Если выполнить эти действия в обратной последовательности, навряд ли клапан проработает долго после ремонта.

Старение клапана ЕГР

Со временем клапан сам по себе выходит из строя, и происходит это тем быстрее, чем больше сажевых частиц на нем оседает. Сам по себе процесс оседания частиц сажи можно считать нормальным, поскольку они образуются в процессе горения смеси. Но здесь стоит отметить один важный нюанс. Уровень оксида азота, от которого должен защищать клапан окружающую среду, увеличивается с увеличением температуры. При этом число твердых сажевых частиц, наоборот, увеличивается при снижении температуры.

Отсюда можно сделать вывод, что специалисты по экологии хотят уменьшить выброс в окружающую среду оксидов азота, для чего нужно снижать температуру, но это ведет к тому, что образуются сажевые частицы, которые губят двигатель. Конструкторам моторов приходится искать компромисс между двумя крайностями, но полностью избежать процесса старения клапана EGR по причине оседания на нем сажевых частиц невозможно. Можно считать, что подобным образом система «стареет», уничтожая фактически сама себя, поскольку ее задача – снижение температуры.

Негерметичность системы

Самая понятная проблема из всех. Если система не будет герметична, в ней появится воздух извне. Поскольку данный воздух не учитывается в программе работы блока управления, он может негативно сказаться на работе системы.

Электронные проблемы

Нельзя не отметить и электронные неисправности, которые могут вести к выходу из строя системы EGR. Среди них наиболее часто возникают такие проблемы как разрыв цепи или датчика положения клапана. Если произошла такая неисправность, возникнет несоответствие между рассчитанным программное и физическим положением клапана.

Что делать при выходе из строя ЕГР

Если клапан EGR сломался и не выполняет свои задачи, можно решить данную проблему несколькими путями.

Замена клапана

Первое, что приходит в голову при выходе из строя любой детали автомобиля, особенно неремонтопригодной, это ее замена. Клапана ЕГР при желании можно заменить в специализированных сервисных центрах, но подобная услуга встанет в немалые средства. Сама стоимость механизма весьма велика, как в оригинальном варианте, так и в «китайском исполнении».

Преимущества установки нового клапана EGR очевидно – автомобиль продолжит выпускать в окружающую среду меньшее количество оксида азота, нежели если данная система не будет работать.

Обратите внимание: Если клапан EGR вышел из строя значительно раньше, чем 100-200 тысяч километров пробега, это говорит, скорее всего, о том, что имеются проблемы в двигателе. Соответственно, при установке нового клапана нужно провести полную диагностику мотора, чтобы определить причину, побудившую к выходу клапана из строя.

Механическое и программное отключение клапана ЕГР

Самый распространенный и дешевый способ, к которому прибегают при выходе системы EGR из строя – это ее полное отключение.

Первый шаг подобных работ подразумевает механическое закрытие клапана. Для этого используются специальные заглушки, выполненные из качественной стали. Толщина подобной заглушки около 3 мм.

Важно: Нужно с вниманием относиться к подбору материала для изготовления заглушки. Если поставить деталь низкого качества, она «прогорит» довольно быстро.

Второй шаг – это программное устранение ошибок, которые могут быть связаны с системой EGR. Для электронного блока управления автомобиля отсутствие системы ЕГР является стрессовой ситуацией. В задачу программиста входит нахождение всех упоминаний EGR в прошивке автомобиля и их удаление.

Важно: Работы по программному удалению системы EGR из автомобиля нужно выполнять в качественных сервисных центрах, где работают профессионалы. Опасность обращения к дилетантам в том, что они могут удалить все программы в прошивке, в которых присутствует обозначение EGR, а зачастую это программы диагностики, которые после будут некорректно работать.

Стоит отметить, что на некоторых автомобилях также требуется в прошивки провести калибровку карты по воздуху.

Глушение клапана ЕГР программным способом

Данный метод стоит использовать в ситуации, когда механически закрыть клапан крайне сложно. Он состоит в том, что программно подается команда на закрытие клапана, и данное действие сохраняется в прошивке.

Минусы подобного метода очевидны. Если клапан заклинил, поданная команда не сработает. Кроме того, поскольку нет возможности физически увидеть процесс закрытия клапана, нельзя с полной уверенностью сказать, что он закрыт полностью и частицы сажи, а также другие вредные элементы не будут попадать в цилиндры.