История византии 6 11 век. Византийская империя в VI веке. Значение крещения Руси

Расселение славян в Восточной Европе произошло в VI-XI веках в результате Великого переселения народов - грандиозного миграционного движения, охватившего в I тыс. н.э. Европейский континент.

Основу экономической жизни славян составляло земледелие. Те племена, которые населяли плодородные лесостепные районы, практиковали залежную (перелог ) систему земледелия: на определенном участке выжигали траву, удобряли почву золой, после чего использовали землю до полного ее истощения. В лесных же районах славяне прибегали к подсечной (подсечно-огневой ) системе, при которой приходилось вырубать и сжигать значительные участки леса. Заметную роль среди занятий славян играли пушная охота, рыболовство, бортничество (сбор меда диких пчел). Активно участвовали славяне в работорговле. В качестве «товара» выступали обычно военнопленные.

В условиях трудоемкости и низкой производительности подобных работ важнейшую роль играла крестьянская община (вервь ). Земля находилась в коллективном владении всей общины и делилась на участки, которые передавались в пользование отдельных семей.

Все вопросы управления обществом были сосредоточены в руках веча (народного собрания), председательствовал на котором в мирное время – старейшина, в военное – военный вождь.

Освоение славянами Восточно-европейской равнины происходило путем инфильтрации – без кровавых столкновений с населявшими ее балтскими (современные латыши и литовцы) и угро-финскими (сумь, пермь, карелы, чудь, меря и т.д.) племенами, при этом в ходе постоянных контактов значительная часть местного населения ославянилась. Иначе складывались взаимоотношения славян с их южными соседями – скотоводческими народами, кочевавшими в степях.

Первыми, в начале VI в., в Восточной Европе появились тюркские племена аваров , разгромившие в Северном Причерноморье союз антов – земледельческие славянские племена. В самом начале VII в. авары (славяне называли их обрами) вступили в войну с Византийской империей и были полностью разгромлены. Это спасло славян от их дальнейших набегов и произошло так неожиданно, что у наших предков появилась поговорка «погибоша аки обры», т.е внезапно.

Уже к моменту гибели аваров, на территории Северного Причерноморья, Северного Кавказа и прикаспийских степей появились новые кочевники, так же тюрки – хазары . Они создали здесь сильное государство Хазарский каганат со столицей в городе Итиль (позднее – Саркел). Большинство хазар оставались язычниками, однако знать приняла иудаизм, ставший государственной религией. Хазары регулярно совершали набеги на земли славянских племен, многие из которых (поляне и вятичи, например) были вынуждены платить им дань.

Другим грозным соседом славян стала во второй половине VII в. Волжская Булгария (или Волжская Болгария). Находилась она в среднем течении Волги и на нижней Каме. Большинство населения – тюрки. Столица государства – Булгар (на месте современной Казани). Государственная религия – ислам. Булгары создали сложную и уникальную цивилизацию, просуществовавшую до XIII в.

На севере Восточной Европы соседями славян стали коренные народы, а на северо-западе – викинги (варяги ) – в основном выходцы из Швеции. Последние подвергали своим нападениям прибрежные поселения. Особенно страдал от варягов Новгород (первое упоминание о нем – 853 г.), жители которого платили им дань. Однако отношения с викингами носили неоднозначный характер, поскольку они были не столько врагами славян, сколько выгодными торговыми партнерами.

Из отдельных общин складывались племена, которые в VII – VIII вв. объединялись для совместного освоения территории и защиты ее от внешних врагов в союзы племен. Обширные земли на севере, вокруг озера Ильмень, находились во владении союза словен ильменских (Новгород). В верховьях Днепра располагались союзы дреговичей (между Припятью и Западной Двиной), полочан (Полоцк), древлян (Искоростень), радимичей (бассейн реки Сож) и северян ; на землях в среднем течении Днепра, где леса постепенно сменялись лесостепью, жили поляне (Киев, основан примерно в VI в. полулегендарным князем Кием). Плодородные земли по Днестру были заняты белыми хорватами и волынянами , уличами и тиверцами . В междуречье Верхней Волги и Оки, жили немногочисленные племена кривичей (Смоленск) и вятичей (современные Московская и Тульская области).

Постоянные войны способствовали росту влияния военных вождей (князей ) и их дружин . Так создание племенных союзов создает предпосылки для возникновения государственности у восточных славян в IX в. сразу в двух центрах – в Киеве и Новгороде.

Киевская Русь

«Повесть временных лет» (автор – Нестор , 1113г. ) содержит рассказ о том, как словене ильменские в 862 г. призвали варягов для наведения порядка на своей земле. Три брата, варяжские князья Рюрик, Синеус и Трувор , откликнулись на этот призыв, и пришли в новгородские земли вместе со своим племенем – Русью , давшим название всей Восточной Европе. От старшего, Рюрика, «севшего» в Новгороде, пошел княжеский род , постепенно объединивший все русские земли под своим управлением и создавший государство с центром в Киеве. Династия Рюриковичей правила на Руси до 1598 г.

На этих летописных сведениях основывалась норманнская теория. Ее авторами были немецкие историки XVIII в. Байер, Шлёцер и Миллер. Они утверждали, что государственные начала были привнесены примитивным славянским племенам извне норманнами (викингами), и носили для них чисто искусственный характер. Норманнской теории придерживались многие историки XVIII-XIX вв., хотя и тогда у нее было немало противников. Первым антинорманистом стал М. В. Ломоносов . Большинство современных ученых не отрицают того, что норманны сыграли значительную роль в становлении русского государства, однако они не склонны ее преувеличивать. Рюрик со своей сильной дружиной (существование Синеуса и Трувора отрицается современной наукой), очевидно, лишь завершил этот длительный и сложный процесс.

Первые Киевские князья

В 879 г. Рюрика на новгородском престоле сменил его «родич» Олег (Вещий ).

В 882г. Олег совершил поход на Киев и убил правящих там князей Дира и Аскольда, скорее всего – потомков Кия, а затем, провозгласил себя правителем единого киевско-новгородского государства - Руси. Позднее, в XIX веке, оно получит название Киевская Русь.

Олег совершает походы на Константинополь (Царьград ), берет его штурмом (907 г ), и заключает выгодный для Руси торговый договор (911 г. , разрешил киевским купцам создание факторий в Константинополе). Этот документ считается древнейшим памятником славянской письменности на Руси.

В 912 г. Олег передал киевский престол сыну Рюрика Игорю Старому. Новый князь организовал несколько походов в Византию (941-944 гг.), заключил новый договор с Константинополем, а также предпринял первую попытку создания системы государственного устройства Древнерусского государства.

Будучи крайне примитивным по своей структуре государством, Киевская Русь представляла собой конгломерат покоренных племен, в основном славянских. Власть князя осуществлялась в двух формах:

  1. Систематические военные походы к окраинам Руси с целью повторного завоевания этих районов.
  2. Ежегодно совершаемое полюдье , т.е. обход всех славянских племен с целью сбора дани.

Желая сделать государство более управляемым, Игорь выделяет из него шесть уделов, которые раздает своим боярам в кормление , т.е. не в собственность, а с правом сбора дани. Так на Руси появляются первые элементы государственного устройства.

В 945 г. Игорь был убит древлянами при попытке повторно совершить сбор дани. Летопись сохранила слова древлян: «Коли повадится волк в стадо овец таскать, так всех и перетаскает, покуда не убьют его».

Новым Великим князем стал четырехлетний Святослав Игоревич при регентстве своей матери княгини Ольги. Жестоко отомстив за гибель мужа древлянам (убиты древлянские послы, сожжен Искоростень), Ольга провела реформу сбора дани (по сути – налоговую реформу). Полюдье она заменила повозом . Теперь князь не объезжал все земли, а только забирал приготовленную дань со специально назначенных мест - погостов . Были введены уроки , т.е. фиксированный размер дани.

Примерно в 957 году Ольга посетила Константинополь и приняла крещение под именем Елена. По ее приказу в Киеве была построена первая деревянная церковь.

С 964 г. Святослав правил самостоятельно. Он не проявлял интереса к внутренним проблемам Руси и вошел в историю как великий восточнославянский полководец, проведший свою жизнь в военных походах («Александр Македонский Восточной Европы» ). В Западной Европе князь считался одним из образцов рыцарства, поскольку всегда предупреждал врагов о начале похода против них: «Иду на вы!». В 964 – 965 и 966 – 967 гг. им проведены успешные походы в Булгарию и Хазарский каганат, который полностью уничтожен. С 968 по 971 гг. Святослав ведет войны в Болгарии (на Балканском полуострове), сначала – против болгар, а затем – против Византии. Потерпев поражение под Доростолом (971 г.), в 972г. Святослав возвращается в Киев, но по дороге погибает в печенежской засаде.

С 972 по 980 гг. происходит Первая усобица на Руси – борьба за власть сыновей Святослава – Ярополка, Олега и Владимира.

Правление Владимира Святославича

В 980 г. Великим киевским князем стал Владимир Святославич, проведший целый ряд преобразований:

  1. Варяжская наемная дружина была заменена им славянской (первым это, видимо, сделал его брат Олег).
  2. Вдоль юго-восточной границы Руси создана система оборонительных укреплений для защиты от набегов кочевников, прежде всего, печенегов (т.н. «Богатырские заставы»).
  3. С целью сплочения государства Владимир провел религиозную реформу. Была предпринята попытка создания единого для всех племен пантеона языческих богов во главе с Перуном. Сам Владимир присвоил себе имя бога солнца – Хорса (отсюда его прозвище «Красно Солнышко»). Возрождены человеческие жертвоприношения. Проводятся погромы дворов главных конкурентов новой веры – христиан. Однако славянские племена отказались принять новый пантеон, составленный на базе полянского и северогерманского пантеонов.
  4. В 988 (990) г., убедившись в провале предыдущей реформы, а так же стремясь к сближению с передовыми странами Европы, Владимир Святославич вводит христианство на Руси. Крещение Владимира и его дружины произошло в византийской крепости Корсунь (Севастополь), которую киевский князь взял штурмом. При крещении Владимир получил имя Василий.

Значение крещения Руси:

  • Наблюдается общая гуманизация социально-политической системы Руси.
  • Благодаря христианизации культура Руси попала под сильное византийское влияние, значительно ее обогатившее (каменное строительство, церковная архитектура, иконопись и т.д.).
  • Христианизация способствовала массовому распространению грамотности. Первые школы на Руси были основаны по приказу Владимира для детей знати («нарочитой чади») и готовили священников.
  • Русь получает возможность на правах равноправного члена войти в клуб европейских государств.
  • Христианство способствовало сплочению народов Руси, хотя и не настолько как ожидалось.
  • В результате крещения Руси намечается тенденция к сакрализации государственной власти (к признанию ее священного характера).
  • Благодаря крещению происходит некоторое упорядочивание общественной жизни.

Владимир так же организует успешные военные походы против печенегов, которым нанесены решающие поражения, и отдельных народов Руси (прежде всего, против вятичей).

Русь при Ярославе Мудром

В 1015 г. Владимир Святославич умирает и начинается Вторая усобица на Руси – борьба за киевский престол приемного сына Владимира Святополка Окаянного (сына Ярополка) и новгородского князя Ярослава Владимировича (Мудрого). Стремясь избавится от конкурентов, Святополк убил братьев Ярослава – Бориса и Глеба – позднее ставших первыми русскими святыми.

В 1019 г., одержав победу, Ярослав Мудрый становится Великим киевским князем. Ярослав окончательно покончил с набегами печенегов, но потерпел серьезные поражения от Византии, поэтому не вошел в историю как великий полководец. Славу великого князя ему принесли мирные преобразования.

  1. В 1016 г. Ярослав создает первый письменный свод законов на Руси - Правду Ярослава – первую часть Русской Правды. Главная тема документа – кровная месть, на которую вводятся ограничения. Первоначально действие Правды Ярослава распространялось только на Новгородскую землю.
  2. Ведется активное каменное строительство. Первая каменная церковь – церковь Пресвятой Богородицы (Десятинная) была построена еще Владимиром в 996 г. Теперь построены Спасский собор в Чернигове (1036 г.), Софийские соборы в Киеве (1037 г., по образцу Константинопольской Софии) и Новгороде (1045 - 1050 г.)
  3. При церквях открываются общедоступные светские школы, в том числе и для девочек. Грамотность становится всеобщей, об этом свидетельствуют многочисленные берестяные грамоты бытового содержания, клейма на ремесленных изделиях и пометки на бревнах срубов.
  4. Возрастает международный авторитет Руси. Этому способствуют многочисленные династические браки детей Ярослава с европейскими королями и принцессами (Анна Ярославна стала королевой Франции).
  5. При Ярославе возникают первые монастыри, самый знаменитый – Киево-Печерская лавра Его основателями были Антоний и Илларион (будущий митрополит).
  6. Ярославу Владимировичу удалось вывести русскую церковь из-под контроля Константинопольского патриарха, добившись права самостоятельно назначать митрополита из числа русского духовенства. Первым русским митрополитом становится около 1051 г. Илларион. Он же известен и как автор первого философского трактата на Руси – «Слова о законе и благодати». Главная тема произведения – обоснование духовного превосходства православия над католицизмом и права Руси на достойное место среди Европейских государств, обусловленное ее христианизацией.
  7. Ярослав Мудрый создает систему феодального землевладения на Руси. Он проводит обояривание, т.е. начинает передачу боярам земли на правах вотчины (в наследственное владение). Бояре составляют элиту дружины – старшую дружину. Из них же формируется совещательный орган при князе – Боярская дума. Кроме нее есть так же младшая дружина, состоявшая из отроков и гридей. В своих ставках великий князь назначает управляющих – огнищан.

Третья усобица на Руси . Владимир Мономах

В 1054 г. Ярослав умирает, завещав Киевскую Русь перед смертью трем своим сыновьям – Изяславу, Святославу и Всеволоду. Первоначально братья правили триумвиратом (совместно, втроем).

В 1068 г. в битве на реке Альте войско Ярославичей было разбито половцами – кочевыми племенами – новыми врагами Руси. Во главе половецкого войска стоял хан Шарухан. Киевляне, видя неспособность князей организовать оборону столицы, потребовали от Изяслава (киевского князя) раздать им оружие. Его отказ спровоцировал народное восстание. Изяслав был изгнан из Киева, а на престол сел Всеслав – давний недруг Ярославичей.

В 1069 г. Ярославичи вернули Изяславу престол.

В 1072 г. братья создали вторую часть свода законов – Русской Правды – Правду Ярославичей . Кровная месть заменена штрафом за убийство –вирой . Размер виры зависел от социального положения жителя Руси. Таким образом, мы получаем информацию о социальной структуре Киевской Руси.

Основной слой населения на Руси – «люди» – свободные крестьяне-общинники.

Категории зависимого населения представлены смердами (зависимыми от князя людьми), и холопами (рабами). Холопы делились на обельных (полных) и необельных . Обельные были абсолютно бесправны, но именно из их числа нередко назначали чиновников, в частности – тиунов (управляющих собирающих дань и ведущих торговлю от лица князей или бояр) и ключников (домоправителей). Среди необельных выделяются закупы (долговые рабы, «купа» – долг) и рядовичи (рабы по договору, «ряд» – договор). Рабство на Руси носило патриархальный характер и имело мало общего с классическим античным рабством.

В 1073 г. начинается Третья усобица на Руси – борьба между Ярославичами за власть, которая привела, в итоге, к разрушению единого государства. Престол захватывает Святослав Ярославич, правивший Киевом до собственной смерти (1076 г.). Изяслав, с помощью Всеволода, возвращается в Киев. Против Ярославичей выступает в союзе с половцами сын Святослава Олег.

1078 г. - битва на Нежатиной ниве между Ярославичами и Олегом Святославичем. Братья победили, но Изяслав погиб.

1078 - 1093 гг. – правление в Киеве Всеволода Ярославича.

1093 - 1113 гг. – правления сына Изяслава Святополка, который, как и его предшественники, получает власть по горизонтальной («лествичной» ) системе престолонаследия, утвердившейся после Ярослава Мудрого. Власть передается не от отца к сыну, а «к старшему в роде» - следующему по старшинству брату, а затем старшему из племянников.

В 1097 гг. по инициативе переяславского князя Владимира Всеволодовича Мономаха (внука Ярослава Мудрого) собрался съезд князей в Любече. Цели съезда:

  1. Прекращение усобиц.
  2. Организация походов против Степи (против половцев).

Князья договорились о совместных походах. Они состоялись в 1103 - 1111 гг. Поход 1111 года – получил название «Крестовый поход против степи». Руководитель походов – Владимир Мономах.

Чтобы прекратить усобицы князья установили новый принцип организации власти на Руси: «Кождо да держить отчину свою», т.е. князьям предлагалось без оглядки на Киев править собственными вотчинами. Это решение формально провозглашало феодальную раздробленность, но прекращению усобиц не способствовало. Стравливанием князей между собой активно занимался Святополк Изяславич.

В 1113 г. умер Святополк и в Киеве вспыхнуло восстание против ростовщиков и спекулянтов солью, которых он поддерживал. Успокоить восставших удалось только Владимиру Мономаху, приглашенному на престол.

Мероприятия Владимира:

  1. «Устав Владимира Мономаха» («Устав о резах» ) – дополнение к Русской Правде. Вместе с Правдой Ярослава и Правдой Ярославичей, составлявшими первую – Краткую – редакцию Русской Правды, Устав образует вторую – Пространную . «Устав» ограничил произвол ростовщиков. Закупы получили разрешение уходить от своих хозяев на заработки.
  2. Организуются походы против половцев. Они не уничтожены, но вынуждены вступить в союз с русскими князьями.
  3. Создано литературное произведение – «Поучение к детям» – первый политический трактат на Руси.

Колоссальный авторитет Владимира Мономаха (1113 – 1125 гг.) и его сына Мстислава Великого (1125 – 1132 гг.) еще позволял сохранять целостность Киевской Руси, но с 1132 г. начинается феодальная раздробленность.

Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств. Расселение франков, занятия, об­щественное устройство.

Роль христианства в раннем Средневековье. Христианизация Евро­пы. Аврелий Августин. Иоанн Златоуст.

Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европе. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания. Ранние славянские государства. Просветите­ли славян - Кирилл и Мефодий.

Тема 2. Византийская империя и славяне в 6-11 веках. (2 ч.)

Византийская империя: территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии.

Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе.

Тема 3. Арабы в 6-11 веках. (2ч)

Возникновение ислама. Завоевания сельджуков и османов. Падение Византии. Османская империя.

Тема 4. Феодалы и крестьяне. (2 ч)

Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения.

Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская обшина. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян.

Тема 5. Средневековый город в Западной и Центральной Европе (2 ч.)

Сред­невековый город. Жизнь и быт горожан. Цехи и гильдии.

Тема 6. Католическая церковь в 11-13 веках. Крестовые походы (2ч)

Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская.

Образование двух ветвей христианства - православия и католициз­ма. Римско-католическая церковь в Средневековье. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распростране­ния. Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху Крестовых походов. Начало Ре­конкисты на Пиренейском полуострове.

Тема 7. Образование централизованных государств в Западной Е Европе в XI - XV вв. (6 ч.)

Возникновение сословно-представительных монархий в евро­пейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент. Священная Римская империя германской на­ции.

Тема 8. Германия и Италия в 12-15 веках. (1ч)

Германские государства в XIV-XV вв.

Кризис европейского сословного общества в XIV-XV вв. Сто­летняя война: причины и итоги. Жанна д"Арк. Война Алой и Белой ро­зы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Таймера.

Тема 9. Славянские государства и Византия в 14-15 веках. (1ч)

Кризис католической церкви. Папы и императоры. Гуситское движение в Чехии. Ян Гус.

Тема 10. Культура Западной Европы в 11-15 веках. (4 ч.)

Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средне­вековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве.

Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе. Культурное наследие Византии.

Особенности средневековой культуры народов Востока. Архи­тектура и поэзия.

Тема 11. Страны Азии и Америки в эпоху Средневековья (V-XV вв.) (4 ч.)

Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат. Средневековая Япония.

Государства Центральной Азии в Средние века. Государство Хорезм и его покорение монголами. Походы Тимура (Тамерлана).

Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, ацтеки и инки: государ­ства, верования, особенности хозяйственной жизни.

Политическая раздробленность на Руси

Древнерусское государство при сыновьях и внуках Ярослава Мудрого. Правление Ярославичей. Князь Владимир Моно­мах. Окончательный распад Древнерусского государства. Социально-экономические и политические причины раздробления Древнерусского государства. Упадок Киева. Образование самостоятельных княжеств и земель. Характер политической власти в период раздробленности. Идея единства Руси. Последствия политической раздробленности.

Владимиро-Суздальское княжество. Освоение Северо-Вос­точной Руси. Характер княжеской власти в северо-восточных землях. Возвышение Ростово-Суздальского (Владимиро-Суздальского) княжества. Князья Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Всеволод Большое гнездо, их внутренняя и внешняя политика. Первое упоминание о Москве.

Великий Новгород. Территория, природные и хозяйственные особенности Северо-Западной Руси. Особенности социальной структуры и политического устройства Новгородской земли.

Галицко-Волынская земля. Особенности географического по­ложения. Занятия населения. Рост вотчинной собственности на землю. Князь Роман Мстиславич. Объединение Волыни и Галича. Взаимоотношения между боярами и князем. Князь Даниил Галицкий.

Монгольское нашествие на Русь. Создание державы Чингисхана. Монгольские завоевания в Азии. Сражение на реке Калке. Вторжение в Рязанскую землю. Героическая оборона Рязани. Евпатий Коловрат. Разгром Владимирского княжества. Поход на Новгород. Героическая оборона Козельска. Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу. Значение противостояния Руси монгольскому завоеванию.

Борьба русских земель с западными завоевателями. Походы шведов на Русь. Завоевание крестоносцами Прибалтики. Ливонский и Тевтонский ордены. Князь Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище. Значение победы над крестоносцами.

Русь и Золотая Орда. Образование Золотой Орды. Политическая зави­симость русских земель от Орды. Повинности русского населения. Борьба русского народа против ордынского владычества. Русская православная церковь в период ордынского владычества. Последствия ордынского владычества.

Русь и Литва. Формирование Литовско-Русского государства. Присоединение западных русских земель к Великому княжеству Литовскому. Характер Литовско-Русского государства. Политика литовских князей. Значение присоединения русских земель к Литве.

Культура русских земель. Общерусское культурное единство и складывание местных художественных школ. Местные стилевые особенности в литературе, архитектуре, живописи. Идея единства Русской земли в произведениях культуры. «Слово о полку Игореве». Влияние ордынского владычества на русскую культуру.

Культура домонгольской Руси

Образование: Красноярский государственный педагогический университет с отличием по специальности учитель истории и обществознания,

повышение квалификации: Московский государственный психолого-педагогический университет, 2017г.

Вопросы по репетиторству можете задать, использую следующие контакты -

ВК: https://vk.com/oshchepkovandr

Номер телефона: 8-963-268-93-27

Группа ВК: https://vk.com/repetitorachinsk

YouTube: https://www.youtube.com/channel/UCGof7k7FePogUUtJX5WslQg/videos .

Культура восточных славян и Киевской Руси в 6-11 веках

Отправным моментом развития русской культуры является эпоха становления государственности. Стоит отметить, что восточные славяне издревле были земледельческим народом. Восточнославянские языки относятся к славянской группе индо­европейской языковой семьи. Обычно считается, что древние славяне не имели письменности. Однако, например, болгарский автор X в. Черноризец Храбр свидетельствует, что в древности славяне использовали для записи «черты и резы» (очевидно, что это была примитивная азбука наподобие скандинавских рун), а также буквы греческого и латинского алфавитов. Настоящая письменность появилась у них только после принятия христианства. Получившая распространение на Руси азбука кириллица была изобретена в IX в. братьями Кириллом и Мефодием по заказу западнославянского князя Ростислава, правителя Великоморавской державы. При помощи этой азбуки были записаны переведённые на славянский язык греческие богослужебные книги. Древние славяне были язычниками. В глубокой древности у них был широко распространён культ Рода и рожаниц , тесно связанный с поклонением предкам. Постепенно сложился пантеон славянских богов, каждый из которых олицетворял разнообразные силы природы или отражал социальные и общественные отношения того времени. Важнейшими богами славян были: Перун - бог грома, молнии, войны; Сварог - бог огня; Велес - покровитель скотоводства; Мокошь, оберегавшая женскую часть хозяйства; Симаргл - бог подземного мира. Особо почитался бог Солнца, который у различных племён назывался по-разному: Даждьбог, Ярило, Хорос, что говорит ещё об отсутствии устойчивого славянского межплеменного единства.

Нет точных данных о языческих жрецах, видимо, ими были летописные волхвы, боровшиеся в XI в. с христианством:

1024- восстание волхвов в Суздале

1071-восстание волхвов в Ростове и Белоозере

Во время культовых ритуалов, проходивших в специальных местах - капишах, богам приносились жертвы. Языческие верования определяли духовную жизнь восточных славян.

Князь Владимир Святославич пытался укрепить языческую веру, а вместе с ней и свою княжескую власть. С этой целью в 980 г .(так называемая языческая реформа) был создан пантеон из пяти основных богов во главе с Перуном, который особенно почитался среди дружинников. Но в честь Перуна начали приносить жертвоприношения, что создало недовольство среди русичей. («Перун-Вамперун»)Но эта мера мало что изменила, и тогда Владимир произвёл своеобразную духовную революцию сверху - ввёл в 988 г. христианство, установив обязательное отчисление десятой части доходов князя в пользу церкви. Единобожная (монотеистическая) по своей сути религия, имевшая мощные традиции, тесно связанная со светской властью, позволила вытеснить местные языческие культы и заложила духовную основу для складывающейся единой русской народности и Древнерусского государства.

Крещение Руси князем Владимиром (988 г.) является одним из самых значительных, поворотных событий в русской культуре. Выбором греческого православия был во многом определён путь развития России на много столетий вперед.

Вместе с письменностью на Русь пришла обширная литература: множество переводных (с греческого) сочинений, прежде всего, конечно, богословского характера: Библия, богослужебные книги, произведения «отцов церкви». Знакомство с переводной литературой дало толчок развитию литературы оригинальной. Самое, пожалуй, древнее из известных произведений древнерусской литературы - «Слово о Законе и Благодати». Его автором был митрополит киевский Иларион , оратор, писатель, церковно-политический деятель. Это был первый представитель Киевской Руси, занявший митрополичий престол, до него на это место патриархом константинопольским обычно назначались греки.

«Слово» отличается исключительной важностью идейно-политического содержания и совершенством формы. Его основной идеей является хвала Русской земли и утверждение превосходства совсем ещё молодого русского православия над старым византийским.

Золотым веком древнерусской культуры киевского периода является время княжения Ярослава Мудрого. Он организовал перевод и переписку книг, создавая тем самым при киевском Софийском соборе (построен в 1037 году) первую русскую библиотеку. При нём были канонизированы первые русские святые - князья братья Борис и Глеб, погибшие во время усобицы, разгоревшейся в годы молодости Ярослава, когда шла борьба за княжеский престол (1015 г.). Под покровительством Ярослава Мудрого было создано «Сказание о Борисе и Глебе», являющееся, по существу, житием святых князей. В «Сказании» воплотились представления о святости братских уз, о ценности братолюбия, весьма распространённые в общественном сознании Древней Руси.

Бурный расцвет литературы при Ярославе во многом был обусловлен распространением грамотности не только среди верхов, но и в широких массах общества благодаря открытию школ при монастырях. О широком распространении грамотности свидетельствуют найденные при археологических раскопках берестяные грамоты, содержащие записи самого разного бытового содержания. Книжное дело, традиции которого были заложены при Ярославе, продолжали развиваться и во второй половине XI в. Древнейшей русской рукописью, сохранившейся до наших дней, считается Евангелие, созданное в 1057 г. в Киеве по заказу новгородского боярина Остромира (так называемое Остромирово Евангелие ).

Больших высот достигла в X-XI вв. архитектура. Её развитие также неразрывно связано с распространением христианства. До принятия православия все постройки в древнерусских городах возводились из дерева. Вместе с новой религией на Русь пришла каменная архитектура. Строительство было обусловлено нуждами церкви -возводились прежде всего храмы. Самая первая каменная церковь Покрова Богородицы (Десятинная) была заложена князем Владимиром сразу после возвращения из Корсуни в 989 г. На Руси получил распространение так называемый крестово-купольный тип храма . Модель эта пришла на Русь из Византии. Крестово-купольными храмами их называли потому, что центральные (поперечный и продольный) своды храма располагались крестообразно, образовывали крест, увенчанный куполом. Изнутри своды и купол поддерживались четырьмя колоннами.

Архитектурным убранством Киев стремился подражать Константинополю. При Ярославе Мудром по всей Руси разворачивается обширное храмовое и гражданское строительство. Для ведения работ приглашаются лучшие константинопольские мастера. В Киеве возводится Софийский собор (1037 г.) . Отличительной чертой храмов, строившихся на Руси, было многоглавие , Софию киевскую венчали 13 куполов .Вслед за Киевом своими соборами обзавелись Новгород и Полоцк. Все три собора освящены в честь св. Софии. В Киеве, помимо храмов, строятся новые городские стены с башнями, одна из которых, носившая название «Золотые ворота», служила торжественным въездом в город.

Храмы украшались мозаиками и фресками. Прекрасные мозаики сохранились в центральных помещениях киевского Софийского собора. Новгородская София была расписана фресками.

Фрески -рисунки по сырой штукатурке

В целом, несмотря на большое влияние Византии, русская культура почти сразу проявляет заметные черты своеобразия - это и двоеверие , которое образовало греческое православие и славянское язычество , и многоглавие первых русских соборов , и эпос, и повседневная жизнь, оставшаяся неизменной у подавляющего большинства населения. Глубокие традиции древней славянской культуры позволяли творчески преобразовывать перенимаемые у соседей достижения, закладывая тем самым основу будущего развития.

Список литературы:

Р.В. Пазин «История российской культуры»

Это время в стране называли тёмными веками. Ведь если сравнивать с Античностью, теперь в стране царит упадок и варварство, а также постоянные войны и разбои. Именно в это время стали основываться главные цивилизации Европы. Европа стала развиваться как общинность с историческим и культурным бытом. Именно во времена средневековья, зародилась культура Европы, которая брала своё начало от Римской империи и образа жизни варваров.

Между уже уходящей Античностью и только что образовавшимся Средневековьем, появилось христианство. Именно оно стало оболочкой, которая впитала в себя различные традиции и взгляды на жизнь. Именно христианство полностью отвечало всем потребностям для массового сознания народа той эпохи.

Латинский язык был сохранён, как основной язык церкви, а также государственного дела и культуры общения международного уровня. Также осталась нетронута и традиция школ в Риме, которая подразумевала 7 искусств, которым давали полную свободу. Эта система была разделена на низшие уровни и высшие уровни. К низшим уровням относилась грамматика и риторика, а вот к высшим уровням относилась арифметика, астрономия, а также геометрия и музыка. С начала 9 века, стал заметен стремительный подъём монастырских школ, а также кафедральных и приходских школ. Имели место и так называемые светские школы.

Идея о том, чтобы соединить христианские теологии с культурой риторики, посетила секретаря и магистра остготских королей. Он написал Варий, который являлся целым сборником различных документов. Там находились как дипломатические, так и деловые переписки. На южных землях Италии, он решает основать Виварий. Это некий культурный центр, в котором он решил объединить школы, библиотеки, а также мастерские, в которых переписывали книги. Для монастырей Бенедикта, он был настоящим эталоном. Именно они в конце 6 века превратились в культурных хранителей различных традиций страны.

Папа Григорий 1, постоянно выступал против античных традиций или любого проявления язычества в духовной жизни крестьян. Именно он ответственен за издание литературы, которая отвечала всем требованиям сознания средневековых людей.

В Западной Европе, упадок культурной жизни горожан приходится на конец 7 века. Эта культура едва сохранилась в далёких монастырях, и немного больше она сохранилась в Ирландии, ведь именно оттуда монахи-учителя прибывали.

Весьма мало данных сохранилось от источников. В период времени с 4 по 7 век, 3 народа Европы начинает стремительно складываться героический эпос, который в то время служил историей. Главными героями были различные гномы, карлики, чудовища, злые и добрые боги, феи, оборотни и прочая нечисть.