Неисправности аккумуляторных батарей. Причины неисправности акб и как их устранить Трещины в баке

Загоревшаяся лампочка зарядки аккумулятора на панели автомобиля, это норма, но, это норма когда заводится двигатель, потом она тухнет. Но случается так, что после запуска она продолжает гореть. Это свидетельство того, что АКБ нуждается в зарядке.

Аккумуляторная батарея играет немаловажную роль в работоспособности автомобиля. Она отвечает за многие функции, без которых авто просто не обойтись.

Одной из главной задач аккумуляторной батареи, является то, что она принимает участие в запуске двигателя. Так же ее используют как источник дополнительной энергии, которая помогает генератору справляться с нагрузкой в электрической сети. Бывает так, что генератор, каким- то образом перестал работать и здесь на помощь приходит АКБ. На ее энергии можно доехать до ближнего СТО и убрать неполадку с генератором.

Особенно ценный, аккумулятор, в современных автомобилях, на которых установлено огромное количество всяких приборов, которые работают от энергии тока. Это и электростеклоподъемники, музыкальные системы, свет, кондиционер и многое другое. Как видно АКБ выполняет важную функцию для автомобиля и его владельца. Но что же делать, если аккумулятор неисправен? Ответ очевиден. Устранить неисправность.

Заводские неисправности аккумулятора

АКБ автомобиля может быть неисправно как по вине завода-изготовителя, так и по вине того, кто ее использует.

Вина производителя состоит в том, что аккумуляторная батарея изначально имеет дефект и ее работа имеет низкий показатель. Если некачественная АКБ, то заметить неисправность в ее работе можно через короткое время. Если вы приобретали товар и сохранили чек, или гарантийный талон, вам очень повезло. Так вы можете сходить в специальную мастерскую или к продавцу товара и потребовать заменить или возвратить деньги.

На гарантийном талоне должна быть марка АКБ, производитель и ее технические возможности. Таким образом, сохранив этот чек, (талон), вы спокойно можете обращаться в мастерскую и решать причину, по которой аккумулятор утратил свои технические характеристики.

Дефекты по вине производителя:

  • Разрыв цепи в аккумуляторе, по которой идет ток
  • Замыкание между разными зарядами в пластинах АКБ
  • Неправильно сформированная масса активных электродов
  • Разрыв мостиков, по которым движутся электроды и др.

Стоит выбирать АКБ с высокими качественными характеристиками и проверенными годами производителей.

Как выбрать аккумулятор для своего автомобиля

Чтобы покупать АКБ, вы должны быть уверены в том, что она уже свое время отработала.

А как понять, что пора заменить аккумулятор? Ничего сложного в этом нет. Всего- то стоит обращать внимание на «крики о помощи» своей машины.

Если вы однажды пришли в гараж, заводите автомобиль, а на панели горит и не пропадает кнопка зарядки батареи (при этом вы уверены что генератор работает исправно), а только вчера вы его заряжали, то это значит что пора менять АКБ.

Или другой пример, аккумулятор не заряжается вообще.

И последний вариант того, что вам необходим новый аккумулятор, если имеются повреждения корпуса АКБ. Конечно, можно попробовать восстановить работу аккумулятора самостоятельно (если конечно нет повреждения коробки АКБ, подтекания и т.д.).
Можно попробовать залить новый электролит, дистиллированную воду и десульфитирующую присадку к электролиту.

Затем зарядить его и разрядить.

Такими нехитрыми методами можно еще восстановить работоспособность батареи.

Но это стоит делать только в том случае, если вы имеете хоть какой-то опыт в работе с электролитами и другими компонентами аккумулятора, потому что это может быть опасно. Или же вам стоит прочитать инструкции и советы, как восстановить АКБ.

выбираем АКБ

При выборе стоит знать основную информацию АКБ, а это ее емкость, местоположение клемм и размер АКБ.
Что касается емкости, то для начала вы должны знать емкость того аккумулятора который у вас есть в наличии.

Обычно емкость написана на этикетке, которая приклеена на том же АКБ.

И конечно емкость АКБ должна соответствовать марки вашего авто.

Потому что если емкость АКБ будет выше пределов вашего авто, то тогда генератор не будет успевать заряжать АКБ, а если наоборот, то АКБ будет все время перезаряжаться, что, в конце концов, приведет ее в непригодность.

местоположение клемм

Вы должны знать, с какой стороны на АКБ у вас находиться плюс, а с какой стороны мину, для того, чтобы хватило, длинны проводов для подключения.

Если, например, у вашего АКБ плюс (+) справой стороны, а вы купили аккумулятор и (+) находиться слева, то вы не сможете подключиться к нему.

размеры АКБ

Взяв рулетки, делаем замеры высоты, ширины и длинны АКБ, все размеры должны быть такие же и в новом аккумуляторе.

Немаловажным элементом при выборе АКБ является его дата изготовления.

Ведь срок работы АКБ составляет 3-5 года. Возраст аккумулятора определяется от того времени, когда в него был залит электролит.

как проверить АКБ, покупая его

Приобрёв АКБ, вы обязаны проверить его работоспособность.

Если магазин солидный, то в нем есть возможность это проверить. Для этого в таких магазинах имеется специальный прибор, проверка лампочкой 12 В. не дает 100% гарантии того, что АКБ работает правильно.

Неправильное эксплуатационное отношения так же способно снизить работоспособность АКБ. Каким образом? А все довольно просто.

Если неправильно обращаться с любым предметом, он выйдет из строя. Так и с аккумулятором.

Некоторые автовладельцы по мере своей неопытности, или из-за других причин, не вовремя обращают внимание на уровень электролитов в АКБ и состояние электрических систем своего четвероногого друга.

Неисправности аккумуляторной батареи

Причины дефектов, которые появились вовремя использования АКБ:

  • Окисление на клеммах (из-за не проведения очистки)
  • Эксплуатация длительное время с низким зарядом и уровнем электролитов
  • Вибрация АКБ
  • Замерзание электролита при минусовых температурах
  • Взрыв гремучего газа (электролит ниже верхних кромок электродов)
  • Коррозия решеток электродов с (+)
  • Короткое замыкание между электродами

Стоит помнить, что самостоятельно заливать электролит опасно, и недопустимо, а тем более кислоту в коробку.

Как видно причин достаточно много, как по вине производителя, так и со стороны владельца АКБ. Поэтому стоит все делать, как указано в инструкции по использованию. Ведь несоблюдение этих норм приведет к тому, что аккумулятор в дальнейшем просто станет непригодным к использованию.

Когда аккумулятор вышел из строя, на панели в автомобиле загорается специальная лампочка, которая указывает на то, что водителю необходимо не игнорировать предупреждение, а исправлять поломку.

Зачастую на аккумуляторе окисляются штыри, (клеммы) которые выходят из него.

Из-за этого ток перестает поступать в элементы, которые нуждаются в нем.

Происходит увеличения сопротивляемости тока в цепи, а это приводит к неработоспособности всей электрике.

Так же неисправностью в аккумуляторе автомобиля может быть недостаточное количество электролитов или дистиллированной воды. Как бы там ни было, но это нужно исправлять.

Основные неисправности аккумулятора:

  • сульфатация,
  • короткое замыкание пластин,
  • увеличен саморазряд,
  • потеря электролита через повреждения в коробке
  • окисление контактов (клемм и штырей).

Неполадки в работе генератора

Аккумулятор и генератор тесно взаимосвязаны в своей работе,и поэтому если один плохо работает то через некоторое время и второй так же выйдет из строя.

Вот потому очень важно следить за состоянием аккумулятора, дабы работал генератор и наоборот.

Частые неисправности генератора:

  • поломка шкива;
  • непригодность токосъемных щеток;
  • износ коллектора;
  • неправильная работа реле напряжения;
  • замыкание витков статорной обмотки;
  • износ или непригодность подшипников;
  • неполадки в выпрямителе;
  • выход из строя проводов зарядной цепи.

Тем, у кого имеется автомобиль, необходимо знать что, генераторы есть постоянного тока и переменного. В современных автомобилях стоит генератор переменного тока с диодным выпрямителем.

Этот выпрямитель, встроен в генераторе для того, чтобы переделывать непостоянный ток, в постоянный,это нужно для нормальной работы электроприборов. Он находится в крышке генератора.

А так как генератор соединяется с коленвалом, то чем быстрее машина едет, тем генератор быстрее крутится, соответственно и ток будет больше.

А реле регулятор, помогает не перегорать лампочкам, различным электрическим приборам автомобиля. В современном автомобиле регулятор тока, уже встроен в генераторе.

Генератор для автомобиля очень важен, вот поэтому стоит не допускать его поломки.

как проверить работу генератора

Работу генератора проводят мультиметром. Изначально стоит обратить внимание на ремень генератора. Натянут ли он достаточно.

Если в генераторе слышен шум и он горячий, это подшипники негодны к использованию.
Если видимых изменений нет, то проверяем напряжение на АКБ. Проверка проводиться на включенном двигателе и выключенном.

В состоянии покоя, напряжение равняется 12.5-12.8 В., а при оборотах 2 тыс. оно достигает 13.5-14.5. Если генератор работает правильно, то цифры будут такие.

Если же показатели разные, то нужно разбирать генератор и исследовать все его элементы такие как:
— щетки и кольца
диодный мост
— реле напряжения
— статор
— ротор.
Прислушиваясь вовремя к своему автомобилю, вы сможете защитить себя от неприятных ситуаций а свое авто от поломки.

Одна из распространенных проблем российских автовладельцев в зимнее время - аккумулятор автомобиля. Вариантов может быть множество, а вердикт всегда один. Аккумулятор следует продиагностировать и решить, что с ним можно сделать. Здесь уже вариантов больше. Устройство можно просто поменять на новое, а можно вернуть его в работоспособное состояние.

В данной статье будут рассмотрены варианты диагностирования аккумуляторов, способы возвращения «к жизни» и то, как всё это можно сделать своими руками. Также рассмотрим общие сведения об устройстве и работе и видах их исполнения.

Общие сведения

Для лучшего определения причины неисправности пригодится знание устройства аккумулятора и принципов его работы. В составе любой имеется 6 пар противоположно заряженных пластин. Так называемые гальванические пары могут как накапливать электрический заряд, так и отдавать его. При запуске автомобиля идёт пиковый разряд аккумулятора, требующийся для работы стартера. При минусовых температурах процесс запуска - главное испытание для батареи.

Во время движения транспортного средства бортовая сеть получает питание от генератора, а все излишки идут на При всех исправных элементах процесс заряда-разряда работает в оптимальном режиме. Но при увеличенной нагрузке, когда включены фары дальнего света, работает отопитель и стеклоочистители, питания от генератора может не хватать. В этом случае аккумулятор будет разряжаться. Диагностика аккумулятора автомобиля в любом случае необходима. О её вариантах - немного позже.

А сколько ампер в аккумуляторе автомобиля? Для характеристики АКБ важнее информация о том, сколько ампер/часов он будет работать. Эта цифра колеблется от 50 до 100. А вот конкретно количество ампер, выдаваемое аккумулятором, будет зависеть от нагружаемого сопротивления.

Конструкция

Номинальное напряжение аккумуляторной батареи, как известно, 12 вольт. Это соответствует 2 вольтам на каждую из 6 гальванических пар, соединенных последовательно. Между собой пары противоположно заряженных пластин разделены изолирующими перегородками. Схема автомобильного аккумулятора представлена на рисунке ниже.

Сам аккумулятор конструктивно выполнен в виде параллелепипеда, в котором расположены блоки из пластин, залитые электролитом. Верхняя часть представлена крышкой с выведенными «плюсовым» и «минусовым» контактами. В зависимости от вида аккумуляторной батареи в крышке может быть доступ к возможности доливать дистиллированную воду или корректирующий электролит.

Для грузовых автомобилей с напряжением питания бортовой сети в 24 вольта предусматривается установка 2 аккумуляторов по 12 вольт. Пусковой ток здесь значительный и емкости батарей значительно отличаются от аналогов для легковых автомобилей. Отсюда и увеличенные габариты изделий. Подбор аккумулятора по авто предполагает знание требуемых характеристик батареи для конкретного автомобиля.

Варианты диагностики аккумулятора

Диагностика аккумулятора автомобиля возможна несколькими способами. Что-то можно сделать своими руками, даже не заезжая на сервис. Итак, рассмотрим подробнее. Выявление неисправностей аккумулятора можно разбить на несколько этапов:

  • проверка уровня электролита в каждом блоке или, по народному, «в банке»;
  • проверка плотности электролита;
  • определение уровня электрического заряда.

Третий этап можно производить различными способами, а точнее, с помощью разного диагностического оборудования.

Проверка уровня электролита

Проверка автомобильного аккумулятора начинается с проверки уровня электролита. Это делается простым визуальным способом. Сначала открывается доступ к внутренней части с пластинами. В разных аккумуляторах это реализовано различными способами. Чаще всего в верхней крышке снимается специальная заглушка, которая может быть общей для всех 6 «банок», а может - раздельной. Визуально электролит должен полностью покрывать пластины АКБ. Для точного определения уровня можно воспользоваться простой стеклянной трубочкой. Трубка опускается в аккумулятор, после чего верхнее отверстие прижимается пальцем, и она достаётся наружу. Здесь уровень можно легко померить линейкой.

Нормальным считается столб электролита над пластинами в 12-15 мм. Если жидкости меньше, её необходимо добавить. А если уровень электролита выше 15 мм, это тоже плохо. Лишнее нужно будет убрать шприцем или той же «диагностической» стеклянной палочкой. А что делать, если стоят необслуживаемые аккумуляторы? Диагностика неисправностей в таких случаях ограничивается тестерами.

Проверка плотности электролита

Для проверки плотности электролита используют ареометр. Это специальный Он представляет собой стеклянную колбу с грушей с одного конца и наконечником с другого. Внутри имеется подвижный уровень. Замер электролита происходит следующим способом. Наконечник ареометра погружают в аккумулятор и с помощью груши набирают электролит в колбу. В зависимости от плотности уровень ареометра располагается однозначным способом. Нормальная плотность электролита колеблется с 1,24 до 1,29 г/см 3 . Здесь максимальная плотность соответствует зимнему периоду, а минимальная - летнему.

Любая диагностика аккумулятора автомобиля начинается с визуального осмотра. Плотность электролита внешне также можно оценить. Если цвет жидкости темноватый или имеет красные оттенки, то, скорее всего, пластины аккумулятора начали разрушаться - такое устройство восстановлению не подлежит. Электролит должен быть прозрачным.

Определение уровня заряда аккумулятора

Определить уровень заряженности батареи можно несколькими способами. В зависимости от используемого оборудования выделяют следующие проверки:

  • с помощью мультиметра;
  • посредством нагрузочной вилки;
  • с помощью специального оборудования.

Самый простой и доступный из них - использование мультиметра или вольтметра. Замеры необходимо производить на отключённом от автомобиля АКБ и как минимум через час после того, как авто было заглушено. Это важно - для большей точности. Номинальный показатель напряжения на исправном аккумуляторе 12,5-13 вольт. При этом верхнее значение соответствует полностью заряженному, а нижнее - наполовину разряженному.

Для определения напряжения при нагрузке АКБ опять подключается к автомобилю и проверяется на запущенном авто. При этом показатель напряжения не должен быть ниже 13,5 вольт. Разброс измерений должен лежать в пределах 13,5-14 вольта. Если же напряжение на вольтметре меньше 13,5, то стоит задуматься о работоспособности генератора автомобиля.

Использование нагрузочной вилки

Диагностика заряда аккумулятора при помощи - достаточно простое мероприятие, занимающее минимум времени. Для большей точности измерение лучше производить на отключенном или снятом с автомобиля аккумуляторе. Сначала замеряют номинальный показатель напряжения, а затем дают нагрузку в течение 5 секунд. За это время напряжение естественным образом понижается. Хорошим показателем будет уменьшение параметра до 10 вольт. Если после 5 секунд под нагрузкой аккумулятор показывает меньше 10 вольт, налицо явная неисправность.

Разнообразие диагностического оборудования

Кроме стандартных тестеров и нагрузочных вилок, для АКБ существуют разнообразные приборы для диагностики аккумуляторов. Кроме функций мультиметра, такие устройства замеряют пусковой ток для холодного двигателя, емкость каждой отдельной «банки», заряжаемость АКБ и позволяют продиагностировать всю систему пуска двигателя. К таким диагностическим приборам можно отнести тестер MICRO-768A. Изделие удобно как в эксплуатации, так и в переноске в компактном кейсе.

Причины выхода аккумулятора из строя

Существует не так много причин, когда аккумулятор автомобиля требует особого обращения или даже замены. Как сделать диагностику аккумулятора быстро и качественно? Для начала нужно выделить внешние повреждения и внутренние проблемы. К внешним факторам можно отнести физические повреждения корпуса, а также сильное окисление внешних контактов. Первые лечатся пластиковыми заплатками либо полной заменой изделия. Контакты же просто очищаются мелкой наждачной бумагой, а затем смазываются контактной смазкой.

Внутренние проблемы аккумулятора также могут быть различного характера. Среди самых известных проблем:

  • сульфатация пластин АКБ;
  • замыкание пластин;
  • осыпание пластин;
  • выкипание электролита;
  • падение плотности электролита.

Последний пункт в сильные морозы может привести к полному выходу из строя всего изделия. Происходит это из-за замерзания электролита малой плотности и повреждению "банок" аккумулятора вследствие расширения замерзающего состава.

Способы восстановления аккумуляторов

Существует несколько вариантов помощи при восстановлении батареи автомобиля. Самый простой вариант доступен каждому, кто имеет обыкновенное зарядное устройство, это несколько циклов заряда-разряда. Важные моменты в этом случае следующие:

  • перед зарядкой необходимо проверить уровень электролита в аккумуляторе и при его нехватке долить дистиллированную воду;
  • зарядку следует начинать с маленького тока, примерно 1-2А;
  • разряжать АКБ можно с помощью обыкновенной лампы накаливания, но при этом нельзя допускать разряда меньше чем 10,5А.

Хорошие результаты дают специальные зарядные устройства с импульсным режимом и функцией десульфатации. Диагностика и восстановление аккумуляторов в этом случае самое простое. Подключил к устройству, и по истечении определенного времени забрал уже готовый результат. Работает всё в автоматическом режиме. Если это не поможет - остаётся вариант с заменой батареи. При этом не забываем про подбор аккумулятора по авто.

Минус такого восстановления только один - стоимость импульсного зарядного устройства. Рыночная цена хорошего десульфатора начинается от 10 тысяч рублей. То есть покупка нового аккумулятора обойдётся гораздо дешевле.

Использование специального раствора

Гораздо сложнее «лечить» АКБ, если произошло замыкание пластин. Диагностика аккумулятора автомобиля, конечно, могла быть ошибочной. Однако, если замыкание произошло, то в некоторых случаях помогает простая промывка. Ведь замкнуть могло от осадка на дне «банки». Промывание аккумулятора проводится как дистиллированной водой, так и специальными растворами, такими как раствор трилон Б. Кстати, с помощью него также можно производить десульфатацию аккумулятора. Делается это следующим образом:

  • с помощью шпица откачивается электролит;
  • заливается трилон Б, так чтобы пластины полностью были им покрыты;
  • АКБ оставляется примерно на час, при этом идёт достаточно бурная реакция кипения и все сульфаты растворяются;
  • с помощью шприца всё сливается и промывается несколько раз дистиллированной водой;
  • после промывки в аккумулятор заливается готовый электролит и производится зарядка.

Среди минусов такой промывки - угроза разрушения пластин у старых АКБ. А при промывке также легко можно замкнуть между собой пластинки кусочками свинца. Аккуратность в работе с аккумуляторами должна быть очень высокой.

Для любителей экспериментов

Для обычных обслуживаемых аккумуляторов существуют и более экстремальные способы восстановления. Например, для очистки пластин от сульфатов делается простая чистка путём вынимания каждой пластины. Делать это нужно очень аккуратно из-за высокой хрупкости изделий. Если верхняя крышка АКБ не подразумевает такого подхода, применяется грубая сила и инструменты. Главное - чтобы после такого процесса изъятия пластинок все полученные отверстия заделать до получения прежней герметичности.

Если в «банке» аккумулятора присутствует черный осадок или виднеются кусочки свинца с осыпавшейся пластины, такой АКБ лучше не восстанавливать, а сразу заменить на новый.

Профилактика неисправностей

Многие проблемы, возникающие в процессе эксплуатации аккумуляторов, решаются на стадии обслуживания и профилактики. Простое следование нескольким правилам продлит работу АКБ и снимет многие будущие вопросы. В первую очередь регулярно стоит проверять уровень и плотность электролита. В случае недостачи нужно долить дистиллированной воды, а в случае недостаточной плотности поставить АКБ на зарядку. В сильные морозы плотность аккумулятора лучше поддерживать на уровне 1,4 г/см 3 . А если нет уверенности в хорошей плотности, лучше снять и занести АКБ в теплое помещение.

С тем фактом, что для современного автомобиля аккумуляторная батарея является одной из главных деталей, автомобилисты не спорят. Но вот обеспечить ей должный уход для большинства из них пока еще большая проблема. Многие не знают и не выполняют самых элементарных правил, в результате чего возникают неисправности, а срок эксплуатации батареи значительно снижается. Признаки неисправности аккумулятора автомобиля настолько многообразны, что самостоятельно заподозрить возникновение проблем именно с батареей, для автовладельцев достаточно затруднительно.

Первое техническое обслуживание - важный момент для батареи

Многие неисправности аккумулятора автомобиля являются следствием неправильного технического обслуживания, и в частности самого первого из них. Чтобы неисправности АКБ не стали причиной постоянных стрессов и дополнительных материальных затрат, первое обслуживание необходимо выполнить правильно:

  1. Очистка корпуса АКБ от грязи, масла, электролита.
  2. Проверка и подтягивание креплений батареи в моторном отсеке.
  3. Аккуратная, но тщательная очистка отверстий для отвода газа в пробках. Для этого удобно использовать зубочистку или толстую иглу.
  4. Проверка состояния наконечников проводов, идущих к выводам АКБ, оценка надежности их крепления. При обнаружении признаков окисления на выводах они тщательно очищаются при помощи металлической щетки и наждачной бумаги.
  5. Уровень электролита контролируется при помощи стеклянной трубки. При необходимости долива, используют лишь дистиллированную воду.

Важно! При втором и последующих проверках к вышеуказанному добавляется измерение плотности электролита и его коррекция.

Основные неисправности аккумуляторов

Наиболее часто встречающимися неисправностями аккумулятора являются следующие:

  • разрушение пластин;
  • короткое замыкание;
  • сульфатация;
  • загрязнения электролита;
  • интенсивный саморазряд;

Важно! Естественно, что все неисправности и ремонт кислотных АКБ практически не выполняются самостоятельно, так как такая процедура грозит серьезными последствиями для здоровья «мастера».

Повышенный разряд батареи

Такую проблему можно отнести к основным неисправностям АКБ, и возникает она по следующим причинам:


Кроме этого, причиной высокого саморазряда могут стать и «внутренние» проблемы, т. е в самой батарее . К ним можно отнести такие, как снижение плотности электролита, замыкание им выводных штырей, когда через различные неплотности он попадает на поверхность батареи, разрушение сепараторов, попадание внутрь корпуса загрязняющих веществ.

Разрушение пластин электродов

Причины такой неисправности аккумулятора автомобиля следующие:

  • перезарядка батареи током большой силы;
  • длительное хранение устройства в разряженном состоянии;
  • использование аккумулятора в таком климате, для которого требуется электролит с другими характеристиками;
  • старое, разболтанное крепление АКБ в транспортном средстве.

Самостоятельно определить такую неисправность АКБ можно по возникшей очень низкой эффективности аккумулятора, проявляющейся во время пуска мотора.

Сульфатизация

Данную проблему можно вполне отнести к неисправности АКБ для списания, поскольку нормальная эксплуатация такого аккумулятора практически невозможна. Возникает она при очень длительном хранении, когда батарея оказывается частично разряжена или при частых полных разрядах батареи. Отдельно стоит упомянуть эту неисправность, вызванную нехваткой электролита и постоянным соприкосновением пластин с воздухом. В немалой степени способствуют сульфатизации высокая плотность электролита, его высокая температура и саморазряд.

Эта неисправность АКБ достаточно серьезная, и ее основными признаками являются такие, как:

  • крайне малая емкость;
  • быстрый разряд;
  • при заряде очень быстро растет температура аккумулятора;
  • практически сразу начинается обильное выделение газа при попытке заряда;
  • очень долгое время, требующееся для заряда.

Загрязнение электролита

Такое достаточно часто происходит с обслуживаемыми аккумуляторами, и причиной могут стать как недобросовестные производители, так и автовладельцы, нарушающие правила обслуживания батареи. Кроме этого, причиной загрязнения становится неквалифицированный ремонт или пайка перемычек недопустимым припоем. Такое же может отмечаться при контакте раствора с медными проводами без изоляции последних. Присутствие некоторых химических соединений в электролите можно определить самостоятельно:


Загрязненный раствор из аккумулятора необходимо удалить, а сделать это можно самостоятельно. Для этого вначале весь электролит из неисправного аккумулятора необходимо слить. При этом соблюдать меры личной предосторожности. После этого туда заливается дистиллированная вода, и батарея ставится на зарядку скромным напряжением (0,05 С10), где «заряжается» не менее часа. После этого останется заполнить аккумулятор чистым, качественным электролитом и зарядить его.

Короткие замыкания

Признаки неисправности аккумулятора, в котором происходят короткие замыкания не слишком характерны, и к ним относится уменьшение емкости, низкая плотность, а также сниженное напряжение. Причиной такого явления становится разрушение сепараторов, а также образование наростов на пластинах. Часто отмечается образование мостиков между пластинами, что происходит из-за высокого уровня шлама внутри батареи. Для устранения такого затруднения можно применить следующий метод. АКБ полностью разряжается током 10-ти часового разряда. После проверки отсутствия напряжения на клеммах, батарея разбирается, и выясняется первопричина, которую надлежит устранить. Мероприятия могут быть такие - замена сепараторов, очищение пластин от имеющихся на них наростах, промывка пластин и полное удаление шлама. После сборки и заливки электролита батарея заряжается.

Переполюсовка аккумулятора

Это неисправность аккумулятора, который после длительного и неправильного включения самопроизвольно меняет свои «полюса». Если отмечается именно такой вариант переполюсовки, ее можно устранить проведением нескольких циклов заряда-разряда. После чего емкости восстанавливаются, и батарея готова к использованию. В особо запущенных случаях аккумулятор приходится утилизировать. Если включить нормальный аккумулятор на противоположные полюса зарядных устройств или выпрямителей старого образца, практически гарантированно возникнет переполюсовка.

Она же грозит и аккумуляторам, состоящим из последовательно сопряженных элементов, у части из которых вырезаны пластины - при неконтролируемом разряде. В этом случае в одном корпусе будут присутствовать заряженные и полностью «пустые» элементы. Получается ситуация «обратного заряда» - от заряженных элементов к пустым, в результате чего внутри АКБ полярность поменяется. При этом будет появляться смесь, состоящая из губчатого свинца и двуокиси цинка. Это вызывает очень значительный саморазряд и, как следствие - сульфатацию. Буквально все об устройстве аккумулятора в автомобиле и его неисправностях рассказано на видео:

Ничто не сравнится с ощущением, когда вы вставляете ключ в зажигание автомобиля, поворачиваете его – и ничего не происходит. Вы пробуете один раз, второй раз, третий раз, а затем приходит осознание: ваш аккумулятор умер. Действительно, это одно из худших чувств в мире. Этой ситуации можно избежать. Просто присматривайтесь и прислушивайтесь в автомобилю в поиске следующих предупреждающих знаков.

Шесть предупреждающих знаков для автомобильных аккумуляторов

1. Медленный запуск двигателя рукояткой

Для запуска автомобиля требуется много энергии, и вся эта мощность создается исключительно аккумулятором. Как только автомобиль запущен, генератор переменного тока удерживает аккумулятор автомобиля, заменяя мощность, используемую для запуска двигателя и электронных аксессуаров автомобиля. Когда вы вставляете ключ в зажигание автомобиля и включаете его, только аккумулятор запускает двигатель. Поэтому, если аккумулятор уже доживает свое, вы можете заметить, что двигатель работает медленнее, чем обычно. Важно, чтобы вы заметили этот предупреждающий знак, но часто водители обращают внимание уже тогда, когда двигатель отказывается запускаться снова. Если двигатель вообще не вращается, автомобиль часто делает быстрый щелчок, сигнализируя, что доступная мощность слишком низкая, чтобы завести двигатель. Немедленно проверьте аккумулятор и при необходимости замените.

2. Проблемы с электрическими компонентами

В дополнение к включению двигателя автомобильный аккумулятор также должен производить достаточное количество электричества для запуска различных электронных компонентов вашего автомобиля. В большинстве современных автомобилей есть много электронных аксессуаров, включая электрические стеклоподъемники, автоматические сиденья, радио, стеклоочистители, светильники приборной панели, фары и многое другое. Все они требуют электричества, подаваемого от аккумулятора вашего автомобиля.

3. Предупреждающая лампа на приборной панели

У большинства автомобилей есть контрольная лампа на приборной панели, обычно в виде батареи. Она загорится, если аккумулятор не заряжен или если есть внутренняя проблема с аккумулятором. Как и индикатор Check Engine, сигнальная лампа аккумулятора может также означать, что что-то не так с генератором переменного тока или какой-либо другой частью электрической системы. Если загорится свет, лучшим выходом будет проверить электрическую систему вашего автомобиля у специалиста, чтобы определить, в чем проблема.

4. Вздутый корпус аккумулятора

Автомобильный аккумулятор, по сути, – это химическая реакция, содержащаяся в коробке. Как и в случае любой химической реакции, иногда все может пойти не так. Когда аккумулятор автомобиля подвергается воздействию чрезмерного количества тепла или холода, плоские стороны корпуса батареи могут набухать или выгибаться. Если, например, батарея находится в автомобиле, который не отапливается зимой, аккумулятор разряжается и может замерзнуть. Замораживание и набухание от избыточного тепла часто приводят к поломке аккумулятора, которую нельзя починить, и потребуется замена.

5. Старость

В среднем автомобильный аккумулятор работает около четырех-пяти лет. Эта средняя продолжительность работы будет колебаться в зависимости от экстремальной температуры, количества глубоких разрядов и того, проходит ли она через полные циклы зарядки. Если говорить, что пять лет – это средняя продолжительность жизни большинства батарей, как только вы достигните 4-летней отметки, может быть, неплохо было бы проверить ее у специалиста, чтобы увидеть, сколько ей осталось жить. Если вы не знаете, сколько лет батарее, вы можете найти дату изготовления на корпусе аккумулятора.

6. Странный запах


Когда аккумулятор замерзает, перезаряжается или закорачивается внутри, его корпус может выпускать газ. Он часто пахнет гнилыми яйцами. Если вам случается обнаружить запах гнилых яиц под капотом автомобиля, проверьте свой аккумулятор как можно скорее, потому что вам не просто понадобится заменить аккумулятор – серная кислота может разъесть другие части двигателя, вызывая коррозию, которую нужно избегать любой ценой.

Состояние автомобильного аккумулятора можно проверить самостоятельно при помощи специального оборудования - . Данное оборудование предназначено для проверки состояния и степени износа АКБ. Позволяет проверять батареи со снятием с автомобиля и без него.

Понравилась статья? Сохраните себе!

Предусмотрительные водители в процессе эксплуатации контролируют эффективность работы всех узлов и агрегатов. Нередко причиной неисправности является разрядка или поломка аккумулятора, стоит знать, как проводится диагностика и ремонт такого устройства. Забота о техническом состоянии стартерной батареи - важный аспект даже при безотказной работе. Опытные автолюбители рекомендуют раз в несколько месяцев проверять напряжение на клеммах, обследовать корпус на предмет утечки. Зная тонкости процесса эксплуатации и диагностики, можно значительно продлить срок службы АКБ и избежать ненужных затрат на ремонт и замену узлов в системе электрооборудования автомобиля.

Стартерные аккумуляторные батареи любой конструкции со временем теряют часть воды в составе электролита. В итоге его уровень над пластинами снижается, что приводит к повышению концентрации кислоты. Более высокая плотность электролита отрицательным образом сказывается на ресурсе батареи и приводит к преждевременном износу. Конечно, показатели потери воды, в первую очередь, зависят от технических и производственных особенностей. Тем не менее, владелец может продлить срок службы, правильно осуществляя эксплуатацию и регулярно проводя профессиональную диагностику электрооборудования автомобиля. Для этих целей лучше пользоваться услугами профессиональных специалистов, а при замене выбирать в каталоге оборудования только аккумуляторы от проверенных и надежных производителей.

Даже при воздействии отрицательных факторов показатели потери воды не могут превышать норму в десять или двадцать раз. Если в течении нескольких месяцев наблюдаете резкое повышение концентрации кислоты в электролите, то это существенная причина для беспокойства. Лучше не откладывать визит в техцентр, и как можно раньше провести диагностику.

Техническое обслуживание аккумуляторной батареи

Покупка нового устройства предполагает существенные финансовые затраты, поэтому рациональнее своевременно позаботиться об уходе за имеющимся. Аккумуляторы для автомобилей можно разделить на две категории:

  • обслуживаемые - категория оборудования, которая представлена на рынке наиболее широко, их использование подразумевает доливание дистиллированной воды перед зарядкой;
  • необслуживаемые образцы, расход воды у которых маленький, но измерить плотность электролита или снизить концентрацию кислоты невозможно.
Чтобы избежать сульфатации свинцовых пластин (появлении накипи), специалисты не рекомендуют практиковать глубокую зарядку и перезарядку. Также важно зимой регулярно проводить замеры плотности электролита (при показателях ниже 1,20 г/см3 жидкость начнет замерзать уже при - 20С°). В холодное время года заряжать агрегат стоит лишь в том случае, если заряд упал ниже отметки в 25%. Процесс осуществляется двумя способами:
  • аккумулятор не снимается, генератор и ДВС находятся в рабочем режиме, зарядка происходит автоматически;
  • от специального устройства с клеммами, чем меньше ток, тем больше уровень заряда.
Батарея считается полностью заряженной, в среднем, после 8-10 часов, но это показатель зависит от изначального заряда.

Диагностика неполадок

Если в работе электрооборудования автомобиля наблюдаются неполадки, то специалист проверяет систему на наличие утечек. Для этого он использует амперметр, измеряя величину тока. Измерительный прибор подключается в разрыв цепи. Устройство должно быть рассчитано на величину тока не менее 10А. Все электроприборы и системы транспортного средства следует отключить. При нормальном функционировании электрооборудования и отсутствии критических нарушений в его работе, показания амперметра не будут превышать отметки в 10 мА. Не стоит забывать про отключение сигнализации, если она работает, то показатели энергопотребления могут вырасти до 20-30 мА. В любом случае, если прибор регистрирует скачки выше 30 мА, то имеет место утечка.

Распространенные причины поломки и проблем с эксплуатацией аккумулятора

Основная причина для беспокойства - слишком быстрая разрядка аккумуляторных батарей. У такого явления может быть несколько причин:

  • некачественная проводка, сломанные переключатели и другие элементы сети электроснабжения авто (источники «утечки» электрического тока);
  • поломка регулятора напряжения или генератора;
  • ослабленное натяжение приводного ремня, соединяющего генератор и ДВС;
  • длительное включение электрооборудовании при неработающем двигателе (в том числе и сигнализации);
  • дефекты производства;
  • ускоренный износ в следствии нарушения эксплуатационных норм;
  • рабочий ресурс устройства исчерпался.
Самой распространенной причиной поломок является ускоренный износ аккумулятора, который, в свою очередь, имеет место из-за нарушения условий эксплуатации. Следует внимательно читать инструкции и рекомендации производителей, указанные в гарантийном талоне и техпаспорте. Особенно распространенное явление - использование АКБ в условиях недозарядки или перезарядки (более 50-60%). Оплавление клемм и износ пластин может быть настолько сильным, что устройство выходит из строя еще в период гарантийного обслуживания.