Упражнение тренинг эффективного межличностного общения. Эффективное деловое взаимодействие. Эффективная коммуникация тренинг. Тренинг «Эффективное взаимодействие в команде»

Эффективное деловое взаимодействие

(Эффективная коммуникация тренинг)

Целевая аудитория: руководители, ассистенты, специалисты, координаторы и другие сотрудники, которым необходимы эффективные приемы и навыки делового взаимодействия.

Длительность: 2 дня.

Цели:

  • осознание участниками причин возникновения противоречий в процессе общения, причин потери и искажения информации
  • отработка практических навыков коммуникации при помощи вербальных и невербальных средств
  • освоение техники ассертивного поведения
  • освоение техник ведения переговоров в эмоционально напряженной ситуации
  • освоение навыков уверенного взаимодействия для преодоления пассивности, агрессивности и манипулирования в деловой коммуникации

Программа:

Тема 1. Почему люди не понимают друг друга?

  • Как выглядит процесс передачи и восприятия информации?
  • Критические точки искажения информации.
  • Как преодолеть барьеры во взаимопонимании. Простые и эффективные способы.

Тема 2. Секреты эффективного общения

  • Принципы эмпатии
  • Подстройка к эмоциональному состоянию собеседника и управление чувствами в диалоге

Тема 3. Техника обратной связи

  • Мотивирующая обратная связь, формы обратной связи и ситуации их эффективного использования
  • Управление диалогом с помощью вопросов, типы вопросов, их возможности и ограничения
  • Развитие диалога с помощью перефразирования, виды перефразирования, возможности техник перефразирования в ситуациях взаимодействия

Тема 4. Управление эмоциональным состоянием

  • Техники выхода из эмоционально напряженной ситуации
  • Способы предупреждения конфликтов
  • Метод ОВУ как способ отстаивания деловых интересов

Тема 5. Типы поведения во взаимодействии

  • Агрессивный, пассивный, манипулятивный, ассертивный типы поведения в бизнесе
  • Распознавание и противодейстивие
  • Ассертивность как наиболее эффективный стиль поведения при отстаивании деловых интересов

Посмотрите мини-лекцию Тамары Воротынцевой «Схема эффективной коммуникации»:

Используемые средства:

  • моделирование типичных и наиболее проблемных ситуаций в общении;
  • анализ видеозаписей участия в упражнениях;
  • выполнение специальных упражнений и заданий;
  • обсуждение конкретных проблем участников.

Получаемые эффекты:

  • повышение результативности деловых переговоров
  • повышение коммуникативной компетентности
  • снижение эмоционального напряжения
  • умение распознавать агрессивный, пассивный и манипулятивный стили поведения и успешно им противодействовать
  • умение бесконфликтно отстаивать свои интересы.

Посмотрите отзывы участников тренинга «Эффективная деловая коммуникация» :

Тренинг эффективного
взаимодействия педагогов с
родителями «Эффективные
техники речевого общения»
Тренинг эффективного взаимодействия педагогов с родителями
«Эффективные техники речевого общения»
Цель – способствовать формированию у педагогического коллектива
навыков эффективного общения с родителями.
Задачи: ­ актуализировать имеющиеся знания о вербальном общении;
­ обучить приемам эффективного вербального общения;
­ способствовать укреплению межличностных отношений в коллективе;
­ обучить навыкам коллективного взаимодействия;
­ способствовать самопознанию и самосовершенствованию.
Ход занятия

Ведущий просит каждого из участников нарисовать на листе бумаги себя и
родителей своих учеников в виде геометрических фигур. Когда работа будет
закончена, ведущий начинает задавать вопросы, которые участники обдумывают
самостоятельно, не фиксируя ответ на бумаге. После каждого вопроса психолог
дает участникам от 15 до 40 секунд на обдумывание.
Вопросы:








Посмотрите, пожалуйста, на свой рисунок. Как расположены у вас фигуры:
на одном уровне или на разных (кто­то выше, а кто­то ниже), почему? Что значит
для вас «выше» или «ниже»? Или, может быть, вы расположены в центре, в
окружении других геометрических фигур, почему?
На каком расстоянии друг от друга расположены геометрические фигуры?
Почему?
Кто расположен правее, а кто левее? Почему? Вкладываете ли вы какой­
нибудь личный смысл в понятия «левый» и «правый»? Какой?
Посмотрите, сколько места занимает на листе ваше изображение и
сколько фигуры, изображающие родителей; почему?
Одинаковыми ли геометрическими фигурами вы изобразили себя и
родителей, почему?
Много ли острых углов в ваших изображениях, почему? Вкладываете ли вы
какой­либо личный смысл в понятие «острые углы» и если «да», то какой?
Если бы я попросила вас нарисовать идеальные взаимоотношения с
родителями, то как бы вы изменили свой рисунок, почему? Если бы не изменили
совсем, то почему?
На какие еще размышления наводит вас ваша картинка, почему? Кого бы
вы еще хотели изобразить на рисунке, почему?



Какие свои сильные стороны в общении с родителями вы могли бы
ответить? Постарайтесь найти не менее трех позиций, по которым вы чувствуете
себя уверенно. Какие личностные качества помогают вам добиваться успеха?
Что бы вам хотелось изменить или улучшить в ваших взаимоотношениях с
родителями? Какие личностные качества и/или другие факторы мешают вам
улучшить это?
После того, как участники ответят на последний вопрос, ведущий предлагает
желающим высказаться по поводу проделанной работы или по поводу своих
ощущений.
4.
Мини­лекция «Вербальное общение. Эффективные техники»
Вербальное (или речевое) общение – это процесс установления и поддержания
целенаправленного, прямого или опосредованного, контакта между людьми при
помощи языка. Педагогическая практика показывает, что неверно выстроенное
вербальное сообщение может привести как к непониманию партнерами друг
друга, так и к открытому конфликту.
Главная цель взаимодействия педагога с родителями – это совместная
помощь ребенку в различных ситуациях воспитания и обучения. Для
реализации этой цели у каждого педагога в «арсенале» существует огромное
количество тактических приемов. Для эффективного общения педагога с
родителями необходимо сознательное использование тактических приемов,
например, такого как «Я – высказывание», предложенного Томасом Гордоном.
«Я – высказывания»
«Я – высказывания» могут оказаться чрезвычайно эффективными в ситуациях
конфликта, когда необходимо прийти к конструктивному его разрешению.
Поскольку конфликт часто сопровождается взаимными обвинениями,

использование хотя бы одной из позиций «Я – высказывания» позволяет снизить
напряжение и будет способствовать рождению взаимопонимания. «Я –
высказывание» представляет собой один из приемлемых способов выражения
своих чувств и принятия ответственности на себя за происходящее. Вместо того,
чтобы обвинять партнера (что часто происходит во время конфликта), говорящий
выражает словами проблему, чувства, возникшие у него в связи с этим, причину
их появления и, кроме того, выражает конкретную просьбу партнеру, в которой
заключается вариант такого разрешения конфликтной ситуации, которое в
дальнейшем будет способствовать улучшению взаимоотношений. Чтобы
научиться использовать «Я – высказывания» в сложных ситуациях, желательно
отработать этот навык в учебных условиях, что обеспечит автоматическое его
включение в напряженных обстоятельствах.
Алгоритм построения «Я – высказывания»:
Объективное описание произошедшего (без собственной оценки
происходящего).
Точная вербализация своих чувств, возникших у говорящего в
напряженной ситуации.
Описание причины возникновения чувства.
Выражение просьбы.
1.
2.
3.
4.
Безусловно, не каждому родителю будет приятно выслушивать от вас проблему
даже в такой форме, и у него могут возникнуть неприятные чувства. Однако
такая форма трансляции родителям негативной информации о ребенке вызовет
наименьшее сопротивление и недовольство вашим сообщением, потому что
показывает вашу заинтересованность в поисках конструктивных методов

решения проблемы (а не бессильную злобу и обвинение), ваше (несмотря на
возникшие трудности) положительное отношение к ребенку, а также желание
совместной работы с родителями.
Отработка построения «Я – высказывания».
Ситуации: ученик пришел с улицы в грязной обуви, не переобулся и наследил по
всему, свежевымытому кабинету; ученик стучал линейкой по парте, не давал
вести урок; ученик прогулял целый день, пропустил занятия в школе, его видели
на улице; у ученика в четверти намечается 2­ка по вашему предмету. Сообщите об
этом родителям, используя «Я ­ высказывания».
Еще одной эффективной техникой речевого общения является использование
стилей «адвокат» и «прокурор». Любая профессиональная деятельность,
которой занимаются в течение длительного периода времени, накладывает
отпечаток на развитие личностных качеств.
Помимо положительных свойств, которые формируются у педагогов, следует
отметить и некоторые отрицательные. Например, педагоги со стажем часто
жалуются на то, что у них появляется особая манера общения с окружающими,
что они начинают рассматривать мир с позиций «хорошо» и «плохо»,
«правильно» и «неправильно», в результате чего в суждениях появляется
некоторая категоричность. Эта категоричность не способствует формированию
доброжелательной атмосферы, так как, во­первых, собеседник боится открыто
заявить о своей позиции, а во­вторых, негативная информация о ребенке, о его
поведении, высказанная в категоричном стиле часто воспринимается родителями
болезненно и иногда даже с агрессией. Подобную позицию педагога можно
отнести к стилю «прокурор», поскольку здесь одной из главных целей
воспитателя или учителя является обвинение.

Противоположный стилю «прокурор» стиль «адвокат» подразумевает защиту
педагогом ребенка (или его родителей).
Так, стиль «адвокат» рекомендуется использовать педагогу в общении с
родителями тогда, когда:
­ те просят его совета, обращаются за помощью, делятся своими проблемами,
интересуются поведением и успехами ребенка;
­ родители предъявляют к ребенку завышенные требования и ждут от него
слишком высоких результатов;
­ педагогу требуется сообщить негативную информацию о ребенке.
В этом случае разговор можно начать с позиций «адвокат», рассказав о ребенке
хорошее, а затем переходить к неприятным моментам.
Говоря о проблемах ребенка, педагог может говорить с позиций его защитника ­
человека, который искренне хочет помочь как ребенку, так и родителям. Главное
в позиции «адвокат» ­ не обвинять, а найти выход из сложившейся ситуации.
Вопросы родителям задают не для того, чтобы обвинить, а чтобы помочь.
Позиция «адвокат»
­ Какой бы серьезной ни была ситуация, мы попытаемся найти выход, и я
протягиваю вам руку помощи.
­ Я не обвиняю вас и вашего ребенка в случившемся. Если это произошло, значит,
на это все же есть какие­то причины. Для меня важно не выявление этих причин
(кто прав, кто виноват – решать не мне), не выражение своего одобрения или
порицания, а оказание помощи в сложившейся ситуации. Я педагог, и моя
профессиональная задача – дать знания ребенку, которые он сможет
использовать в жизни.

Позиция «прокурор»
­ В сложившейся ситуации есть доля вашей вины. Вы должны быть за это в
ответе.
­ Вы обязаны держать под контролем сложившуюся ситуацию. Я ничем не могу
вам помочь.
Обучение в школе, каким бы интересным и полезным оно ни было, всегда
сопряжено с определенными трудностями. И все одиннадцать лет, которые
ребенок проводит в школе, не могут быть только радостными и безоблачными.
Поэтому педагог, работающий с детьми, вынужден время от времени, общаясь с
родителями, передавать им информацию о ребенке, носящую негативный
характер. Негативная информация, переданная педагогом родителям, в
дальнейшем может стать как началом сотрудничества между ними, так и
началом затяжного конфликта. Во многом это зависит от формы, от манеры, от
стиля ее подачи педагогом. Так, использование стиля «прокурор» вряд ли будет
способствовать взаимопониманию собеседников. Более того, как только
родитель почувствует в словах учителя или воспитателя нотки обвинения, он
либо постарается перейти в контрнаступление, защищая своего сына или дочь,
либо «закроется», смерено соглашаясь со всем, что скажет педагог, но не
проявляя никакой инициативы. Придя домой, рассерженный или расстроенный
родитель, скорее всего вместо попыток решить проблему устроит головомойку
своему чаду, отыгрываясь за унижения, испытанные во время беседы с
педагогом.
Описанная ситуация относится к разряду типичных, кроме того, она имеет и свое
продолжение: после подобной «воспитательной» беседы вряд ли у ребенка с
родителями сложатся хорошие отношения. К тому же обида или даже злоба на
учителя, который «наябедничал», тоже едва ли поможет разрешить проблему,
напротив, все это может только усугубить положение. Конечно, негативная
информация должна быть сообщена родителям, но при этом главная задача
педагога – проявить уважение к родителям, пришедшим на встречу с ним, и

показать, что он, педагог, заинтересован прежде всего в помощи ребенку, а не в
его обвинении.
Конечно, все вы знаете, что о трудностях в учебе и поведении, с которыми
столкнулся ребенок, рассказывать нужно не на общем собрании, заставляя мам и
пап краснеть, а на индивидуальных консультациях.
Следовательно, общая установка педагога на решение проблемы, на то, что
родитель – это не враг, мешающий воспитывать ребенка, а единомышленник.
Использование стиля «адвокат», который предполагает в разговоре с
родителями делать акцент не на обвинение ребенка, а на поиск путей решения
проблемы, поможет сделать общение в трудной ситуации более эффективным.
Для рассказа родителям о поведении ребенка, вызвавшем недовольство учителя
или воспитателя, можно также использовать «принцип сэндвича»: хорошая
информация о ребенке должна предшествовать плохой, а завершение беседы
проходит снова на «хорошей» ноте. Первая часть разговора готовит
эмоциональный фон для принятия второй, в процессе которой педагог говорит
только о поступке, а не личности ребенка, не обобщается информацию, не ставит
«диагноза». А третий этап включает выявление сильных сторон ребенка, что
может стать опорой для поиска конструктивного решения проблемы.
5.
1.
2.
Игра «Здравствуйте, мама Пети…»
Педагоги разыгрывают 2 ситуации:
Один участник – педагог­«прокурор», хочет рассказать родителю «всю
правду» о ребенке. Второй участник – тихая, спокойная, неуверенная мама.
Один участник – добродушный учитель, который хочет помочь ребенку,
«адвокат». Второй участник – агрессивная мама с установкой «все вокруг
виноваты».

6.
Подведение итогов (что понравилось, что не понравилось, что полезного
было на тренинге).

Анна Афанасьева
Тренинг эффективного взаимодействия с агрессивными детьми

Тренинг эффективного взаимодействия с агрессивными детьми

План занятия :

1. Знакомство.

2. Мини-лекция «Что такое агрессивность » .

3. Упражнение «Портрет агрессивного ребенка » .

4. Мини-лекция «Как помочь агрессивному ребенку » .

5. Игровое упражнение «Шла Саша по шоссе» .

6. Игра «Обзывалки» .

7. Упражнение «Работа с гневом» .

9. Упражнение «Мир глазами агрессивного ребенка » .

10. «Рисуют дети» .

11. Упражнение «Эффективное взаимодействие » .

12. Упражнение на развитие навыков саморегуляции.

13. Практический блок «Как работать с родителями агрессивного ребенка » .

14. Психологический практикум.

15. Обратная связь.

1. Знакомство

«Давайте познакомимся» . Каждому участнику выдается анкета, в котором перечислены возможные запросы и названы конкретные умения, необходимые при взаимодействии с детьми . В течение 5-10 минут каждый член группы может подойти к любому участнику и попросить его написать свое имя в какой-либо графе анкеты (возможно введение ограничения : один и тот же участник имеет право расписаться не более чем в двух графах).

Каждый игрок должен стремиться к тому, чтобы все клеточки его анкеты были заполнены. Однако бывают такие ситуации, что одна или несколько клеток могут оказаться незаполненными у всех участников.

Когда все анкеты (или почти все) оказываются заполненными, тренер просит встать , например, справа от него тех участников, которые много знают о тревожных детях, затем он предлагает объединиться всех, кто бы хотел пополнить знания о работе с гиперактивными детьми и т . д. Любой участник может переходить из группы в группу столько раз, сколько считает необходимым.

Заполненные анкеты участники тренинга составляют у себя . Как правило, это помогает им в дальнейшем завязать новые знакомства с близкими по духу коллегами, а, кроме того, дает дополнительную информацию о конкретном опыте работы других участников тренинга .

Проведение подобной игры на этапе знакомства способствует сплочению группы, помогает тренеру получить сведения об участниках тренинга об их опыте работы , об их знаниях и умениях, выяснить их запросы и ожидания.

После завершения этапа знакомства целесообразно провести обсуждение правил проведения тренинга , которые называет либо тренер , либо участники. Правила могут быть самыми разнообразными, например : «На занятия приходить без опозданий» , «Быть активными» и др.

Правила записываются на стенде или доске и по мере Необходимости дополняют участниками. Желательно, чтобы все формулировки были в позитивном ключе : без отрицаний и без частицы «не» . Так, правило «не опаздывать» можно сформулировать по-другому «Приходить вовремя» ; «Не перебивать» - «Один говорит - все слушают» ; «Не критиковать» -«Выступать без критики» и т. д.

Ритуал приветствия можно заменить короткой подвижной игрой (на «разогрев» ).

2. Мини-лекция «Что такое агрессивность »

Тренер дает определение термина. Агрессия (от латинского «аgгеssiо» - нападение, приступ) - это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правил сосуществования людей в обществе, наносящая вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным, приносящее физический ущерб людям (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности).

3. Упражнение «Портрет агрессивного ребенка »

Группа делится на 3-4 подгруппы. Каждой подгруппе выдается карточка «Портрет "особого" ребенка» , на которой перечислены индивидуальные особенности всех представленных в тренинге категорий детей . Участники подгрупп совместно выбирают черты, которые свойственны рассматриваемой на данном занятии категории детей, дополняют этот список и, таким образом, составляют портрет ребенка. Затем каждая подгруппа зачитывает составленную характеристику, после чего проводится общее обсуждение.

После проведения упражнения тренер знакомит участников группы с критериями выявления агрессивных детей в группе детского сада, разработанными американскими психологами. Данные критерии, оформленные в виде теста, могут быть использованы участниками тренинга в дальнейшей практической работе с детьми . Также можно использовать анкету «Признаки агрессивности .

4. Мини-лекция «Как помочь агрессивному ребенку »

Перед тем как сообщить основную информацию по теме, ведущий обсуждает с группой, что такое гнев. Далее тренер рассказывает об основных направлениях работы с агрессивным детьми , используя теоретический материал.

5. Игровое упражнение «Шла Саша по шоссе»

Упражнение проводится в два этапа.

Каждый из участников получает карточку с какой-либо скороговоркой и вспоминает какую-либо ситуацию, в которой чувствовал себя раздраженным. Имитируя данную ситуацию, участники, насупив брови и сжав кулаки, ходят по комнате в свободном направлении и бормочут себе под нос скороговорку (в удобном для них темпе) - ворчат. Время от времени они останавливаются друг перед другом и, потупив глаза, монотонно, тихим голосом, произносят скороговорку, стараясь интонацией и тембром голоса передать свое неудовольствие, раздражение : «Шла Саша по шоссе» . После этого все продолжают бродить по комнате и «ворчать» себе «под нос» . По сигналу тренера первый этап игры заканчивается.

Игра «Шла Саша по шоссе.» является модификацией игры К. Фопеля «Тух-тиби-дух» .

2 этап. Участники с серьезными лицами молча ходят по комнате. Время от времени они останавливаются друг перед другом, и сердит грозным голосом, трижды выкрикивают текс своей скороговорки. После этого продолжают молча ходить по комнате, до следующий встречи.

Затем участники отвечают на вопросы тренера : «Что они чувствовали после проведения 1 и 2 этапов игры. В каком случае удалось в большей степени освободиться от своих отрицательных эмоций?» «Наблюдал ли каждый из участников эффект «катарсиса» на втором этапе работы? Как участники поступают в реальной ситуации, если кто-либо из близких постоянно ворчит или кричит на них? Могли бы они посоветовать близким выразить гнев другой форме?

Данная игра, как правило, вызывает оживление в группе, снимает излишнее эмоциональное напряжение в группе. Многие участники, не выдерживал инструкции «говорить грозным голосом» , начинают улыбаться и смеяться.

6. Игра «Обзывалки»

Цель : Знакомство с игровыми приемами, способствующими разрядке гнева в приемлемой форме при помощи вербальных средств.

Участники игры передают по кругу мяч, при этом называют друг друга разными необидными словами. Это могут быть названия деревьев, фруктов, грибов, рыб, цветов. Каждое обращение обязательно должно начинаться со слов «А ты.» . Например : «А ты - морковка!»

В заключительном круге играющие обязательно говорят своему соседу что-нибудь приятное, например : «А ты - моя радость.»

Перед началом следует предупредить, что это только игра и обижаться друг на друга не надо.

В ходе обсуждения участники делают вывод о том, что данная игра способствует решению не только поведенческих проблем ребенка, но и может быть использована на занятиях по классификации.

Эта игра будет полезна не только агрессивным , но и обидчивым детям.

7. Упражнение «работа с гневом» .

Группа делится на 3-4 подгруппы, каждой из которых выдается список способов выражения гнева. Подгруппы в результате обсуждения выбирают из всего списка те приемы, которые считают наиболее приемлемыми в работе с детьми . Затем каждая подгруппа зачитывает свой список, а остальные участники дополняют его, перечисляя удачные приемы и методы, которые уже успешно используются ими в повседневной практике.

8. Упражнение на развитие эмпатии.

Методом мозгового штурма группа, используя блокнот или доску, выводит определение эмпатии.

По мнению специалистов, развитию эмпатии способствует совместное (взрослых и детей) чтение книг с последующим обсуждением.

Участники делятся на 4 подгруппы, каждая из которых получает карточку с заданием : придумать как можно больше вопросов для детей на развитие эмпатии по сюжетам сказок :

1 подгруппа :«Колобок» .

2 подгруппа :«Курочка Ряба» .

3подгруппа :«Маша и Медведь» .

4подгруппа :«Гуси-лебеди» .

9. Упражнение «Мир глазами агрессивного ребенка » .

Агрессивные дети часто имеют склонность приписывать враждебные намерения другим детям, которыми они общаются, даже если последние не собираются совершать агрессивных поступков . Такая личностная характеристика получила название предвзятой атрибуции враждебности.

Упражнение проводится в кругу или в подгруппах по 6-8 человек.

Один из участников выполняет любое (неагрессивное ) действие (встает, кладет ногу на ногу, выходит в центр круга, улыбается, подмигивает и т. д.). Сидящий рядом с ним комментирует это действие с позиции агрессивного ребенка , остальные участники могут предполагать свои варианты комментариев. Например : «Ты встал, потому что хочешь толкнуть ногой мой стул, ты улыбаешься, так как кто - то рассказал тебе про меня гадость.» и т. д.

После проведения упражнения участники рассказывают о том, что они чувствовали, какая роль им ближе : роль агрессивного человека или «невинной жертвы» . Бывали ли они когда – то в похожих ситуациях, приписывая враждебные действия людям, которые, были, возможно, были не намерены их выполнить.

10. Упражнение «Рисуют дети»

Данное упражнение рекомендуется выполнять для закрепления теоретического материала. Во время небольшого перерыва тренер раскладывает на ковре или на большом столе рисунки детей разных категорий. Количество рисунков должно превышать количество участников. Входящие в аудиторию выбирают по одному - двум рисункам той категории детей, о которой шла речь по время встречи. Затем все садятся на свои места, и каждый по очереди (по кругу или по желанию) объясняет, почему он выбрал тот или иной рисунок, и в каких деталях, на его взгляд, проявляется, например, агрессивность .

После «презентации» рисунка и обсуждение включаются все желающие участники, дополняя или оспаривая мнение друг друга. На завершающем этапе тренер подтверждает правильные догадки педагогов и добавляет характерные для рисунков данной категории детей детали, ускользнувшие от внимания слушателей.

11. Упражнение «Эффективное взаимодействие »

Вербальный вариант.

1 этап. Агрессивные дети иногда проявляют агрессию , не зная других способов выражения своих чувств. Задача взрослого - научить их выходить из конфликтных ситуаций приемлемыми способами.

Группа работает парами. Один из участников каждой пары держит в руках какой-либо значимый для него предмет (книгу, часы, тетрадь с записями и т. д.) . Задача второго участника состоит в том, чтобы. уговорить партнера отдать ему этот предмет. Первый участник может отдать предмет только тогда, когда захочет.

Затем участники меняются ролями.

Невербальный вариант.

2 этап. Упражнение выполняется аналогично вербальному варианту, но с использованием только невербальных средств общения.

Обсуждение упражнения целесообразно проводить после проведения обоих этапов. В ходе обсуждения участники по кругу делятся своими впечатлениями и отвечают на вопросы «Когда было легче просить предмет?» «Какие слова или действия партнера побудили вас отдать его?»

Далее все участники обсуждают возможности использования данного упражнения повседневной практике. Тренер рекомендует проводить упражнение в группе детского сада или в классе неоднократно, с обязательным последующим обсуждением.

12. Упражнение на развитие навыков саморегуляции

Все участники тренинга садятся в круг‚ закрывают глаза. Тренер спокойным тоном зачитывает текст инструкции.

«Вспомните день, в который вы охотно идете на работу. Когда вы идете не очень охотно на работу. Назовите ситуацию, когда вы бываете собранными. Назовите ситуации, когда вы взволнованы и невнимательны.

Сядьте, выпрямившись, на стул и держит спину совсем прямо. Положите руки на сто или на колени так, чтобы ладони смотрели на потолок. Теперь мысленным взором посмотрите в центр своей груди. Вдохните, глубоко выдохните без паузы между вдохом и выходом. Вдох происходит несколько быстрее, выдох. когда вы выдыхаете, представьте себе, что ваш выдох долетает до двери нашей комнаты. А когда вы вдыхаете - не напрягайтесь пусть воздух просто снова войдет в ваше тело… Если хотите, можете своему дыханию придает какой-то цвет. Например, выдыхать серый воздух. И представьте себе, что вы выдыхаете с беспокойство, свой страх, свое напряжение. А вдыхаемому воздуху можно дать какой - нибудь другой, приятный цвет, например, голубой представьте себе, что вы вдыхаете спокойствие, уверенность легкость».

Затем участники делятся своими впечатлениями, рассказывают об ощущениях в начале упражнения и в конце и определяют возможности применения этой игры с детьми .

13. Практический блок «Как работать с родителями агрессивного ребенка »

Родители агрессивных детей часто бывают сами агрессивными , но не осознают этого, поэтому педагогу трудно установить контакт с ними.

В этом случае желательно как можно шире использовать наглядную информацию и проводить совместные мероприятия с группой родителей, а не индивидуальные беседы. Например, на общем родительском собрании поговорить не о поведении конкретных детей, а провести беседу на темы : «Что такое «агрессивность , «Как общаться с агрессивным ребенком » , «Можно ли помочь агрессивному ребенку » . Можно посоветовать родителям играть с детьми в игры , которые способствуют улучшению детско-родительских отношений.

14. Психологический практикум

Одна из форм психологического практикума.

Участники делятся на две подгруппы, каждая из которых дает задание другой команде разрешить придуманную ими или взятую из жизни трудную ситуацию. Затем каждая команда, посоветовавшись определенное время (5-10 минут, предъявляет (рассказывает или показывает) свой вариант разрешения ситуации. Подобная процедура может превратиться в групповую мини - дискуссию, что будет способствовать включению в активную работу всех участников тренинга .

Если группа затрудняется в подборе ситуаций, тренер может предложить заранее подготовленные примеры.

15. Обратная связь

Для подведения итогов и для формулировки запросов на следующий день целесообразно проводить процедуру «Обратная связь» в конце каждой встречи.

Одна из форм проведения - письменная. Например, каждый участник отвечает на вопросы :

чем полезна именно для вас данная встреча;

какие конкретные приемы вы будете использовать в

своей работе;

ваши пожелания на следующий день занятий.

Другая форма проведения процедуры «Обратная связь» - устная. Участники по кругу передают мяч (или другой предмет) и отвечают на те же вопросы в свободной форме устно. Возможно совмещение этих двух форм получения обратной связи на одном занятии.

Учимся слушать и воспринимать других, развиваем умение говорить о своих чувствах.

Цели тренинга:

  • развитие компетентности общения;
  • развитие чувствительности и осознанности;
  • гармонизация отношений в коллективе.

Задачи тренинга:

  • способствовать развитию умения хорошо слушать и точно воспринимать других людей;
  • развивать умение говорить о своих чувствах и чувствовать партнера по общению;
  • способствовать повышению уверенности в себе;
  • снятие психо-эмоционального напряжения.

Необходимые материалы:

  • Доска для презентаций
  • Листы бумаги
  • Набор фраз (для упражнения «переформулировки»)
  • Микрофон

Ведущий: Здравствуйте, уважаемые участники! На прошлой нашей встрече (тренинг часть 1) мы говорили о том, что для гармонизации отношений преподавателей и обучающихся, преподавателей друг с другом важно знакомиться с технологиями и овладевать навыками эффективного общения.

Навыки эффективного общения (вывешивается на доске)

Я-высказывание, умение говорить о своих чувствах.

Активное слушание, умение понять чувства другого человека

Умение задавать уточняющие вопросы

Умение отказывать

Умение просить

Умение идти на компромисс

Умение предлагать альтернативное решение

Умение приводить аргументы

Умение не демонстрировать свои эмоции, а говорить о них, проговаривать.

Ведущий: Для более успешного общения с окружающими необходимо развитие умения хорошо слушать и точно воспринимать других людей. Очень немногие среди нас умеют по-настоящему слушать других людей, быть восприимчивыми к нюансам в их поведении. Чаще всего мы занимаем позицию внешнего наблюдателя, который, когда воспринимает окружающих, неспособен вступать с ними в контакт, а когда общается с другими людьми, то не может объективно и разносторонне их воспринимать. Требуется определенное умение и известные усилия, чтобы сочетать общение с внимательным наблюдением и слушанием.

Упражнение под музыку “Послушай себя” (релаксация)

Сядьте поудобнее…, и, если, вам комфортно, закройте глаза. 3 раза глубоко вздохните… Представьте себе, что вы вдыхаете звуки музыки ушами…всеми порами вашей кожи… Дышите глубоко через нос…через кожу… Ваше тело, как одно большое ухо, которое очень внимательно слушает и наслаждается…
Ваши глаза по-прежнему закрыты и теперь попробуйте не давать далеким звукам проникать в ваши уши…Прислушайтесь к звукам в своем теле слушайте только свое тело…Послушайте сове дыхание…Послушайте, как бьется ваше сердце…Послушайте себя…
А теперь представьте, что в самом центре вашего существа есть маленькая частичка, которая очень спокойна и счастлива. Не затронутая всеми страхами и заботами о будущем, пребывает она там в полнейшем мире, в силе и счастье.
И почувствуйте теперь, что эта частичка, находящаяся в самом центре вас – вы сами.
Снова сделаем 3 глубоких вдоха и выдоха и открываем глаза…

Ведущий: И мы гармонично подошли к навыку эффективного общения: слушание

Виды слушания (вывешиваются на доске)

Ведущий: Пассивное слушание может быть успешным, если Вы не заразитесь от собеседника его эмоциями, и не будете реагировать на его эмоциональное состояние личностно.

Упражнение-эксперимент

Инструкция: Возьмите по чистому листу А4 и закройте глаза. Сейчас надо будет выполнить определенные действия с бумагой. Ваша задача точно следовать инструкции, так, чтобы результат у всех был одинаковый.

Ведущий (читает): Согните лист пополам. Еще раз пополам. Оторвите верхний правый угол. Оторвите нижний правый угол. Откройте глаза. Что получилось? Узоры у всех различные, есть похожие, но одинаковых нет, хотя инструкция для всех звучала одинаково.

Вывод: (на доске)
В процессе общения, казалось бы, однозначная информация воспринимается по разному, что ведет к непониманию друг друга.

Ведущий: Зачастую в сложных, напряженных ситуациях мы высказываем резкие, негативные оценки в адрес друг друга, и начинаем, например, так: “Вы всегда ведете себя так..”, “Ты меня все время обвиняешь”, “Ты как всегда не готов..” На такие высказывания противоположная сторона отвечает обычно отрицанием, обидой, защитой.

Еще один навык эффективного общения – “Я – высказывание”.

В отличие от “Ты высказывания” , примеры которого только что прозвучали, “Я – высказывание” предает другому человеку ваше отношение к определенному предмету без оценки и это отношение передается при помощи выражения вашего чувства. Это высказывание не несет обвинения в адрес другого человека, а просто констатирует факт возникновения данных чувств.

Навык эффективного общения «Я – высказывание» (вывешивается на доске)

Необходимо:

1. Объективно описать событие, ситуацию, без экспрессии, вызывающей
напряжение («когда я вижу, что…», «когда это происходит…»)

2. Описать свою эмоциональную реакцию, точно назвать свое чувство в
этой ситуации (« я чувствую…», «я огорчаюсь…», « я не знаю как
реагировать…»)

3. Объяснить причины этого чувства и высказать свои пожелания (« потому
что я не люблю…», « мне бы хотелось…»)

4. Представить как можно больше альтернативных вариантов (« возможно,
тебе стоит поступить так…», « в следующий раз сделай так …»)

5. Дать дополнительную информацию партнеру относительно проблемы
(объяснение)

Формула: Ситуация + Я – чувство + Объяснение

Упражнение: Переформулировки

Работа в группах. На группу выдается набор фраз, обращений (2- 4), произносимых некорректно.

Задача: необходимо переформулировать фразы и обращения, используя “Я-высказывание”.

Фразы для обсуждения в группах (например):
«Вы всегда ведете себя так плохо»
«Увы, ты опять все испортил»
«Ты меня все время обвиняешь»
«Твой внешний вид меня пугает»
«С вами невозможно провести хорошее занятие»

Каждая группа озвучивает свои варианты перефомулировок.

Ведущий: Для более точного восприятия другого человека очень важно
умение чувствовать партнера по общению и не меньшее значение имеет способность осознавать свои собственные чувства и действия в различные моменты общения с другими членами группы.

Упражнение «Живые руки»

В комнате расставляются стулья в два ряда. Все снимают с рук кольца, часы и завязывают себе глаза. Всех членов группы рассаживают так, чтобы они не знали, кто сидит напротив.

Ведущий: «Сидя лицом к партнеру нужно познакомиться с ним только руками, касаясь ими его рук. Боритесь руками, миритесь руками. Затем попрощайтесь с партнером руками и снимите повязку с глаз. Обменяйтесь друг с другом в течение нескольких минут своими впечатлениями».
Затем глаза вновь завязывают и садятся в другом порядке.

Упражнение «Глаза в глаза» .

Ведущий: «Посмотрите друг другу в глаза. Установите зрительный контакт без использования слов. Через несколько минут обсудите свои ощущения».

Ведущий: Еще один очень важный, особенно в наше время, навык - навык поддержки.

Навык поддержки (на доске)
Если бы у меня была такая проблема, как бы я себя чувствовал!?
Смысл поддержки: Важно! Дать объективно существующий позитив в ситуации, испытываемого человеком негатива.

Ведущий: Есть такое упражнение «синий и красный карандаш».

Один человек из группы рассказывает о своей проблеме и каждый присутствующий по кругу, 1 раз говорит ему что-нибудь по этому поводу, начиная со слов: “мне бы твои проблемы”, или “сам виноват…” 2 круг: участники свои слова начинают так: “все равно ты молодец, потому что..”. Затем у человека, предъявившего свою проблему спрашивают, как он себя чувствовал в 1м и 2м случае. Синий карандаш – пример поддержки.

Упражнение “Сильные стороны”

Все садятся в круг. После небольшой паузы каждый участник занятия в течение 3-4 минут должен рассказать о свои сильных сторонах – о том, что он любит, ценит и принимает в себе, о том, что дает ему чувство внутренней уверенности и доверия к себе в разных ситуациях. Не обязательно говорить только о положительных чертах характера, важно отметить то, что является или может стать точкой опоры в различные моменты жизни. Важно, чтобы говорящий “не брал в кавычки” свои слова, не отказывался от них, не умалял своих достоинств, чтобы он говорил прямо, без обиняков, без всяких “но”, “если” и т.п. Это упражнение направлено не только на определение собственных сильных сторон, но и на умение мыслить о себе в положительном ключе. Поэтому, выполняя его, необходимо избегать высказываний о своих недостатках, ошибках, слабостях.

Ведущий и все остальные члены группы внимательно следят за этим и пресекают каждую попытку самокритики и самоосуждения.

Ход упражнения: Итак, вызывается желающий. Он может говорить о своих сильных сторонах 3-4 минуты, и даже, если он закончит раньше, оставшееся время все равно принадлежит ему. Это значит, что другие члены группы остаются только слушателями, не могут высказываться, уточнять детали, просить разъяснений или доказательств. Может быть, значительная часть времени пройдет в молчании. Ведущий может, если он почувствует, что это имеет смысл, спросить молчащего: “А еще какие-нибудь другие свои сильные стороны вы не смогли бы назвать?”

Человек, говорящий о себе, не обязан обосновывать или объяснять, почему он считает те или иные свои качества сильной стороной. Достаточно того, что он сам в этом уверен.

По истечении 3-4 минут начинает говорить участник группы, сидящий справа от предыдущего выступавшего, и так, пока не выскажутся все по очереди. Ведущий следит за временем и дает знать, когда настает черед следующего.

После этого участники образуют группы по три человека. Каждый из них находит себе место, где можно было бы разговаривать, не мешая остальным тройкам. Члены тройки должны обсудить, как мог бы каждый из них, опираясь на свои сильные стороны, сделать что-нибудь по-настоящему ценное, не ограничиваясь только индивидуальными интересами и потребностями. Этому посвящается около 15 мин. Важно, чтобы в конечном итоге каждый остался автором своих решений, т.е. чтобы другие не навязывали свои соображения, не внушали, что “следует хотеть”. Задумываясь об использовании сильных сторон, важно, прежде всего, принимать во внимание конкретные дела и ситуации, возникающие
повседневно.

Через 15 минут ведущий предлагает всем встать в круг в центре комнаты, взяться за руки и закрыть глаза.

Ведущий: А теперь попробуем рассказать друг другу о том, что для каждого из нас ценно и важно в жизни, во что мы верим, что представляет собой наша система ценностей. Пусть каждый говорит столько, сколько захочет, пусть даст знак, чтобы начал говорить следующий. Ничего не надо доказывать или объяснять. Если кому-то это покажется слишком трудным, он может, когда дойдет до него очередь, мысленно, про себя сказать о том, что такое его индивидуальные ценности, а когда закончит, пусть даст знак следующему, чтобы тот начал говорить.
Когда все закончат выполнять упражнение, ведущий просит открыть глаза.

Рефлексия

Ведущий: Возьмитесь за руки, сосредоточьтесь на ощущениях в ладонях…
А теперь попробуем передать свое эмоциональное состояние через чувства, которые вы сейчас испытываете, по кругу, используя ощущения в ладонях…

Вопросы

Какие чувства вы испытывали во время занятия?

Возникали ли трудности, если да, то какие?

Какой опыт вы сегодня приобрели?