Что такое сабвуфер обмена. Автомобильный сабвуфер. На это стоит обратить внимание

Сабвуфер (subwoofer) представляет собой отдельную акустическую систему, предназначенную для воспроизведения низших частот звукового диапазона (обычно 20-120Гц).

Для того, чтобы получить хорошие низкие частоты на обычных акустических системах (без сабвуфера) обычно требуются довольно большие и мощные колонки. К тому же колонки с хорошими "низами" будут стоить довольно дорого. Применение сабвуфера позволит вам разгрузить АС по низким частотам. А поскольку человеческий слух не может распознать направление низкочастотного звука, сабвуфер понадобиться только один и расположить вы его можете практически в любом удобном месте комнаты. Качество звука при этом несколько повысится, поскольку вам не придется перегружать колонки басами большой мощности, и следовательно уменьшится количество искажений. К тому же АС получатся намного меньше в размерах, поскольку высокочастотному динамику (т.н. "пищалке") обьeма вообще не требуется, а среднечастотнику его нужно совсем мало.

Сабвуфер можно использовать и с уже имеющимися у вас колонками, которые, наверняка, не дают вам насладится мощным бассом. Думаю вам уже захотелась его сделать. Тогда, для начала, немного теории.... Чтобы добиться качественного звука любой самодельной АС нужно для начала знать немного теории. И сделать некоторый выбор. Я имею в виду тип ящика и головки.

Ниже мы рассмотрим три основных типа ящиков, наиболее часто используемых как в сабвуферах так и в оформлении низкочастотной головки многополосных аккустических систем. Более сложные конструкции трудны в изготовлении и настройке. К тому же они очень критичны к точности расчетов и иногда слишком громоздки для дома.

О ящиках

Здесь мы рассмотрим три основных типа ящиков, используемых в сабвуферах (как впрочем и в других АС). Но для начала немного о предназначении и функции какого бы то ни было ящика. Аккустическая головка излучает звук не только "вперед" но и назад, при этом фронтальная и тыловая звуковые волны противоположны по фазе. В связи с этим, существует термин "аккустическое замыкание" при котором волны с обеих сторон диффузора складываются и(если они противоположны по фазе) гасят друг друга. В этом случае в идеале вы вообще ничего не услышите, на практике же звук будет, но очень далеким от оригинала. Ящик аккустической системы, позволяет это замыкание ликвидировать и придать звуку требуемые характеристики по мощности и частоте.

Существет три типа акустического оформления: А именно - это Закрытый ящик, Фазоинвертор и Бандпасс...Останвимся на них немного подробнее.

Закрытый ящик (ЗЯ) - sealed box

Это наиболее простой в изготовлении тип аккустического оформления АС. Колебания в таком ящике находятся в закрытом обьеме и в конечном итоге гасятся. Но поскольку звуковая волна это энергия, то затухая она превращаются в тепло. И хотя количество этого тепла невелико оно все же оказвает влияние на характеристики аккустической системы. (теплея воздух расширяется и повышает жесткость системы). Для предотвращения этого эффекта ЗЯ заполняют изнутри звукопоглощающим материалом, который, поглощая звук поглощает и тепло. Повышение температуры воздуха становится намного меньше и динамику "кажется" что позади него существенно больший объем чем на самом деле. На практике таким способом удается добиться увеличения "аккустического" объема ящика по сравнению с геометрическим на 15-20%.

При всей простоте этой конструкции она обладает многими достоинствами. Во-первых, простота расчета характеристик. Здесь есть всего один параметр -обьем. Во-вторых, во всем диапазоне частот колебания диффузора сдерживаются упругой реакцией воздушного обьема. Это существенно снижает вероятность перегрузки динамика и его механических повреждений. Не знаю, насколько утешительно это звучит, но у заядлых любителей баса динамики в закрытых ящиках, бывает, горят, но практически никогда не "выплевываются". В-третьих, при грамотном выборе параметров головки и объема для нее закрытый ящик не имеет себе равных в области импульсных характеристик, в значительной мере определяющих субъективное восприятие басовых нот.

Естественный вопрос теперь - так в чем же подвох? Если все так хорошо, зачем нужны все остальные типы акустического оформления? Подвох один-единственный. К.П.П. У закрытого ящика он -наименьший по сравнению с любым другим типом акустического оформления. При этом чем меньше нам удастся сделать объем ящика, при сохранении отго же рабочего частотного диапазона, тем меньше будет его эффективность. Нет более ненасытной твари в смысле подводимой мощности, чем закрытый ящик малого объема, поэтому-то динамики в них, как и было сказано, хоть и не выплевываются, но горят нередко.

Фазоинвертор (ФИ) - vented box

Cледующий по распространенности тип акустического оформления. ФИ более гуманен по отношению к излучению тыловой стороны диффузора. В фазоинверторе часть энергии, которая в закрытом ящике "ставится к стенке" используется в мирных целях. Для этого внутренний объем ящика сообщается с окружающим пространством тоннелем, заключающим в себе некоторую массу воздуха. Величина этой массы выбирается таким образом, чтобы, в сочетании в упругостью воздуха внутри ящика создать вторую колебательную систему, получающую энергию от тыльной стороны диффузора и излучающую ее куда нужно и в фазе в излучением диффузора. Такой эффект достигается в не очень широком диапазоне частот, от одной до двух октав, но в его пределах к.п.д. существенно возрастает.

Помимо более высокого к.п.д. фазоинвертор обладает еще одним важнейшим достоинством - вблизи частоты настройки значительно уменьшается амплитуда колебаний диффузора. Это может на первый взгляд показаться парадоксом - как наличие здоровенной прорехи в корпусе громкоговорителя может сдержать движение диффузора, но тем не менее это - факт жизни. В своем рабочем диапазоне фазоинвертор создает для динамика совершенно тепличные условия, причем точно на частоте настройки амплитуда колебаний минимальна, а большая часть звука излучается тоннелем. Допустимая подводимая мощность здесь максимальна, а искажения, вносимые динамиком - наоборот, минимальны. Выше частоты настройки тоннель становится все менее и менее "прозрачным" для звуковых колебаний, за счет инерции заключенной внутри него воздушной массы, и громкоговоритель работает как закрытый. Ниже частоты настройки происходит обратное: инерция отннеля постепенно сходит на нет и на самых низких частотах динамик работаеи практически без нагрузки, то есть как будто его вынули из корпуса. Амплитуда колебаний быстро возрастает, а вместе с ней и риск выплевывания диффузора или повреждения звуковой катушки от удара о магнитную систему. В общем, если не предохраняться, поход за новым динамиком становится реальной перспективой.

Средством предохранения от таких неприятностей, помимо осмотрительности в выборе уровня громкости, служит использование фильтров инфранизких частот. Отрезая часть спектра, где все равно никакого полезного сигнала не содержится (ниже 25 - 30 Гц), такие фильтры не дают диффузору идти в разнос с риском для собственной жизни и Вашего бумажника.

Фазоинвертор существенно более капризен к выбору параметров и настройке, поскольку выбору, под конкретный динамик, подлежат уже три параметра: объем ящика, поперечное сечение и длина тоннеля. Тоннель очень часто делают так, чтобы у уже готового сабвуфера можно было регулировать длину тоннеля, меняя частоту настройки.

Полосовой громкоговоритель -bandpass.

Третий тип сабвуфера, довольно часто используемый в автоустановках (хотя и реже, чем два предыдущих) - полосовой громкоговоритель. Если закрытый ящик и фазоинвертор - акустические фильтры верхних частот, то полосовой, как и вытекает из названия - объединяет в себе фильтры верхних и нижних частот. Простейший полосовой громкоговоритель - одинарный 4-го порядка (single vented). Он состоит из закрытого объема, т.н. задней камеры и второго, снабженного тоннелем, как у обычного фазоинвертора (передняя камера). Динамик установлен в перегородке между камерами так, что обе стороны диффузора работают на полностью или частично замкнутые объемы - отсюда и термин "симетричная нагрузка".

Из традиционных конструкций полосовой громкоговоритель, в любом варианте - чемпион по эффективности. При этом эффективность прямо связана с шириной полосы пропускания. Частотная характеристика полосового громкоговорителя имеет вид колокола. Путем выбора соответствующих объемов и частоты настройки передней камеры, можно построить сабвуфер с широкой полосой пропускания, но органиченной отдачей, то есть колокол будет низким и широким, а можно - с узкой полосой и очень высоким к.п.д. в этой полосе. Колокол при этом вытянется в высоту.

Бандпасс - капризная штука в расчете и самая трудоемкая в изготовлении. Поскольку динамик закопан внутри корпуса, приходится идти на ухищрения по сборке ящика так, чтобы наличие съемной панели не нарушало жесткости и герметичности конструкции. Импульсные характеристики тоже не из лучших, в особенности при широкой полосе.

Чем же это компенсируется? Прежде всего, как говорилось - высочайшим к.п.д. Во-вторых - тем, что весь звук излучается через тоннель, а динамик полностью закрыт. При компоновке такого сабвуфера открываются немалые возможности для установки его в автомобиль. Достаточно найти небольшое местечко на стыке багажника и салона, где может разместиться жерло тоннеля - и путь мощнейшим басам открыт. Специально для таких установок фирма JLAudio, например, выпускает гибкие пластмассовые рукава-тоннели, которыми она предлагает соединять выход сабвуфера с салоном. Вроде шланга пылесоса, только толще и жестче.

Теперь немного о головках

Прежде чем делать ящик для саба нужно выбрать головку, под которую, собственно, и будут рассчитаны его физические параметры. Для выбора динамика необходимо знать как можно больше его электромеханических параметров.

Абсолютный минимум данных это:
- Резонансная частота динамика Fs
- Полная добротность Qts
- Эквивалентный обьем Vas

Если же вы не знаете хотя бы одного из этих параметров а самому их измерить у вас нет возможности -браться за этот динамик не стоит. Ничего путного вы сделать, скорее всего, не сможете.

Резонансная частота (Fs)

Резонансная частота - это частота резонанса динамика без какого-либо акустического оформления. Она так и измеряется - динамик подвешивают в воздухе на возможно большем расстоянии от окружающих предметов, так что теперь его резонанс будет зависеть только от его собственных характеристик - массы подвижной системы и жесткости подвески.

Бытует мнение, что чем ниже резонансная частота, тем лучше выйдет сабвуфер. Это верно только отчасти, для некоторых конструкций излишне низкая частота резонанса - помеха. Для ориентира: низкая - это 20 - 25 Гц. Ниже 20 Гц - редкость. Выше 40 Гц - считается высокой, для сабвуфера.

Полная добротность (Qts)

Добротность в данном случае- не качество изделия, а соотношение упругих и вязких сил, существующих в подвижной системе динамика вблизи частоты резонанса. Подвижная система динамика во много сродни подвеске автомобиля, где есть пружина и амортизатор. Пружина создает упругие силы, то есть накапливает и отдает энергию в процессе колебаний, а амортизатор - источник вязкого сопротивления, он ничего не накапливает, а поглощает и рассеивает в виде тепла. То же самое происходит при колебаниях диффузора и всего, что к нему прикреплено. Высокое значение добротности означает, что преобладают упругие силы. Это - как автомобиль без амортизаторов. Достаточно наехать на камешек и колесо начнет прыгать, ничем не сдерживаемое. Прыгать на той самой резонансной частоте, которая присуща этой колебательной системе. Применительно к громкоговорителю это означает выброс частотной характеристики на частоте резонанса, тем больий, чем выше полная добротность системы. Самая высокая добротность, измеряемая тысячами - у колокола, который в результате ни на какой частоте, кроме резонансной звучать не желает, благо еще, что этого от него никто и не требует.

Популярный метод диагностики подвески машины покачиванием - не что иное как измерение добротности подвески кустарным способом. Если теперь привести подвеску в порядок, то есть прицепить параллельно пружине амортизатор, накопленная при сжатии пружины энергия уже не вся вернется обратно, а частично будет загублена амортизатором. Это - снижение добротности системы. Теперь опять вернемся к динамику. Ничего, что мы туда-сюда ходим? Это, говорят, полезно-С пружиной у динамика все, вроде бы, ясно. Это - подвеска диффузора. А амортизатор? Амортизаторов - целых два, работающих параллельно. Полная добротность динамика складывается из двух: механической и электрической.

Механическая добротность определяется главным образом выбором материала подвеса, причем в основном - центрирующей шайбы, а не внешнего гофра, как иногда полагают. Больших потерь здесь обычно не бывает и вклад механической добротности в полную не превышает 10 - 15%. Основной вклад принадлежит электрической добротности.

Самый жесткий амортизатор, работающий в колебательной системе динамика - это ансамбль из звуковой катушки и магнита. Будучи по своей природе электромотором, он как и полагается мотору, может работать как генератор и именно этим и занят вблизи частоты резонанса, когда скорость и амплитуда перемещения звуковой катушки - максимальны.

Двигаясь в магнитном поле, катушка вырабатывает ток, а нагрузкой для такого генератора служит выходное сопротивление усилителя, то есть практически - ноль. Получается такой же электрический тормоз, каким снабжены все электрички. Там тоже при торможении тяговые двигатели заставляют работать в режиме генераторов, а нагрузка их - батареи тормозных сопротивлений на крыше. Величина вырабатываемого тока будет, естественно, тем больше, чем сильнее магнитное поле, в котором движется звуковая катушка. Получается, что чем мощнее магнит динамика, тем ниже, при прочих равных, его добротность. Но, конечно, поскольку в формировании этой величины участвуют и длина провода обмотки, и ширина зазора в магнитной системе, окончательный вывод только на основании размера магнита было бы делать преждевременно. А предварительный - почему нет?- Базовые понятия - низкой считается полная добротность динамика меньше 0,3 - 0,35; высокой - больше 0,5 - 0,6.

Эквивалентный объем (Vas)

Большинство современных головок громкоговорителей основано на принципе "акустического подвеса". Концепция акустического подвеса заключается в установке динамика в такой объем воздуха, упругость которого сопоставима с упругостью подвеса динамика. При этом получается, что в параллель к уже имеющейся в подвеске пружине поставили еще одну. Эквивалентным объемом будет при этом такой, при котором веновь появившаяся пружина равна по упругости уже имевшейся. Величина эквивалентного объема определяется жесткостью подвеса и диаметром динамика. Чем мягче подвес, тем больше будет величина воздушной подушки, присутствие которой начнет беспокоить динамик.

То же происходит с изменением диаметра диффузора. Большой диффузор при одном и том же смещении будет сильнее сжимать воздух внутри ящика, тем самым испытывая большую ответную силу упругости воздушного объема. Именно это обстоятельство зачастую определяет выбор размера динамика, исходя из имеющегося объема для размещения его акустического оформления. Большие диффузоры создают предпосылки для высокой отдачи сабвуфера, но требуют и больших объемов. У эквивалентного объема интересные родственные связи с резонансной частотой, без осознания которых легко промахнуться. Резонансная частота определяется жесткостью подвеса и массой подвижной системы, а эквивалентный объем - диаметром диффузора и той же жесткостью.

В результате возможна такая ситуация: предположим, имеется два динамика одинакового размера и с одинаковой частотой резонанса. Но только у одного из них это значение частоты получилось вследствие тяжелого диффузора и жесткой подвески, а у другого - наоборот, легкого диффузора на мягком подвесе. Эквивалентный объем у такой парочки при всей внешней схожести может различаться очень существенно, и при установке в один и тот же ящик результаты будут драматически различны.

Итак, установив, что означают жизненно важные параметры, начнем наконец выбирать...

Евгений Седов

Когда руки растут из нужного места, жить веселее:)

В упрощенном понимании, сабвуфер является большим динамиком, заключенным в корпус для обеспечения лучших акустических параметров. Его предназначение заключается в воспроизведении басов. Такой элемент является важнейшей составляющей качественной акустической системы авто, без которого не обходится ни одна современная машина. Большую популярность приобрел автомобильный активный сабвуфер, имеющий встроенный усилитель мощности.

Что такое активный сабвуфер

Решив заказать активный сабвуфер для авто, узнайте, что он собой представляет. Этот элемент акустической системы является устройством, в корпус которого встроен мощностный усилитель, низкочастотный динамик, регулятор уровня сигнала. Такого рода компоновка позволяет сэкономить пространство. Конструкция корпуса представляет собой закрытый или фазоинверторный ящик. Первый имеет полностью герметичный объем для динамика, а во втором предусмотрена щель или отводный порт. Корпус выполняется из разных материалов, например, МДФ, ДСП.

Чем отличается активное устройство от пассивного

Если говорить об отличиях, то активное устройство по сравнению с пассивным оснащено усилителем, располагаемым снаружи или внутри корпуса. К пассивному аналогу этот элемент придется покупать отдельно. У сабвуферов активного типа часто встречаются конструкции, выполненные в компактном исполнении. Правда, такая компоновка корпусного сабвуфера определенным образом сказывается на качестве звучания басов. По сравнению с активным, пассивный вариант имеет более насыщенный и глубокий бас. Кроме того, активный и пассивный сабвуфер имеют следующие отличия:

  • Активный элемент устанавливается легче, т.к. для подключения пассивного устройства нужен дополнительный усилитель. В связи с этим, посредством встроенного кроссовера (разделительного фильтра частот) выдается сигнал, который предназначен только для сабвуфера активного типа.

  • Если говорить о стоимости, то пассивный сабвуфер обходится дешевле активного, но для него нужно отдельно покупать мощностной усилитель и устанавливать его. В итоге, стоимость может оказаться даже выше, чем у активного аналога.

  • С помощью пассивной акустики можно добиться от звучания сабвуфера необходимого качества, громкости и глубины качества. Что касается активной, то ее используют в большинстве случаев в качестве доигровки к основной звуковой сцене.

Как подключить

Подключение активного сабвуфера производится в багажник транспортного средства вне зависимости от типа кузова. Устройства компактных размеров могут устанавливаться под сиденье или на спинку задних сидений автомобиля. На магнитоле для монтажа должны быть линейные выходы. Инструкция подключения:

  • Сбросьте клеммы с аккумулятора авто, чтобы в дальнейшем не возникло проблем.
  • Проведите провода от багажника к магнитоле и к аккумулятору.
  • Установите один из кабелей (как правило, он является самым толстым) под капот, после чего установите его на аккумулятор.
  • Прежде чем начать расстилку проводов, займитесь салонной обшивкой, ведь никто не будет пускать их прямо по ее поверхности.
  • Завершив монтаж магнитолы, поставьте обратно клеммы на АКБ и проверьте результат работы. Можете поменять стандартные настройки.

Активные автосабвуферы

Если вы хотите, чтобы аудиосистема вашего автомобиля обладала качественным звуком, обратите внимание на компактный активный сабвуфер со встроенным усилителем. Обязательно оцените имеющуюся акустическую систему, чтобы выяснить, какой сабвуфер сможет поддержать колонки. Если басы будут усилены и у вас будет мощный звук настолько, что колонки не способны выдерживать его, то это может привести к поломке всей системы. Нередко для сабвуферов активного типа отдельно покупают усилитель класса. К известным маркам относятся:

  • Kicx;
  • Pioneer;
  • Alpine;
  • Edge;
  • JBL и др.

Kicx

Неплохим вариантом является активная акустическая система, реализуемая под брендом Kicx. Заказать подходящий вариант, к примеру, закрытого типа с доставкой по почте вы можете в интернет-магазине, специализирующемся на продаже аудиосистем. Хорошей покупкой станет устройство, которое по типу корпуса относится к фазоинверторам:

  • название: Kicx ICQ 301BPA;
  • стоимость: 8830 р.;
  • характеристики: типоразмер – 12 дюймов, полос – 1, диапазон – 25-600 Гц, чувствительность – 90 дБ, мощность – 300-550 Вт, импеданс – 4 Ом, габариты – 410x360x358 мм, вес магнита – 945 г;
  • плюсы: глубокий низкий бас, простота установки;
  • минусы: качество отделки (царапается).

В продаже в Москве, Санкт-Петербурге и других городах страны можно найти с десяток устройств Kicx. Еще одним популярным вариантом является:

  • модель: Kicx ICQ-250BA;
  • стоимость: 7240 р.;
  • описание: размер – 10 дюймов, полос – 1, диапазон частот – 36-800 Гц, чувствительность – 89 дБ, 200-400 Вт, импеданс – 4 Ом, вес магнита – 945 г;
  • плюсы: четкий мощный бас, хороший дизайн;
  • минус: отсутствует сетка для защиты динамиков.

Еще один вариант от Kicx, выполненный в корпусе в виде закрытого ящика. Как и предыдущие варианты, он оснащен встроенным усилителем:

  • название модели: Kicx ICQ 300BA 4.5;
  • стоимость: 6990 р.;
  • характеристики: типоразмер – 12 дюймов, полос – 1, диапазон частот – 28-800 Гц, чувствительность – 89 дБ, мощность – 250-500 Вт, импеданс – 4 Ом, вес магнита – 945 г;
  • плюс: размер, внешний вид, хорошие басы;
  • минус: плохая защита динамиков.

JBL

Американская компания JBL специализируется на производстве аудиотехники, включая сабвуферы для автомобилей. Система с фазоинверторным типом корпуса и мощностным показателем в 1100 Вт:

  • название модели: JBL BassPro SL;
  • стоимость: 10920 р.;
  • описание: тип– 8 дюймов, мощность – 125-250 Вт, частоты работы – 35-120 Гц, полос – 1, размеры – 250x344x71 мм;
  • плюсы: компактность, неплохое звучание;
  • минус: не глубокий бас.

Еще один отличный товар от JBL. Ее установка предоставит возможность наслаждаться любимой музыкой в автомобиле:

  • название: JBL BassPro Micro;
  • цена: 9480 р.;
  • характеристики: типоразмер – 8 дюймов, 100-200 Вт, чувствительность – 93 Дб;
  • плюсы: неплохое звучание, отлично подойдет для установки в недорогие системы;
  • минус: неглубокий бас.

Далеко не все сабвуферы активного типа от JBL стоят в пределах 9-10 тысяч рублей. Есть и варианты подешевле, например:

  • модель: JBL BassPro II;
  • стоимость: 6192 р.;
  • характеристики: размер – 16,5 дюймов, диапазон частот – 20-100 Гц, сопротивление – 4 Ом, размеры – 41х24,2х31,2 см;
  • плюсы: хорошая сборка, стоит относительно дешево;
  • минусы: не компактный.

Pioneer

При выборе подходящей активной акустической системы для авто примите во внимание тип подключения, возможность регулировки частоты, количество ватт и другие нюансы. Что касается непосредственно покупки сабвуфера активного типа, то присмотритесь к продукции Pioneer – компании, которая является мировым производителем электроники для автомобилей. Один из товаров категории:

  • название модели: Pioneer TS-WX120A;
  • стоимость: 11590 р.;
  • характеристики: овальный 13x18 см, чувствительность – 98 дБ, 50-150 Вт, импеданс – 2 Ом, диапазон частот – 30-160 Гц;
  • плюсы: качественно выполнен, очень компактный;
  • минусы: дороговат, после 50-60% громкости начинает хуже звучать.

TS-WX206A – модификация, выполненная в полосовом (Band-pass) типе корпуса. Устройство имеет регулировку фазы:

  • название: Pioneer TS-WX206A;
  • цена: 9848 р.;
  • описание: типоразмер – 8 дюймов, мощность – до 150 Вт, чувствительность – 107 дБ, диапазон частот – 35-200 Гц, размеры – 274x316x412 мм;
  • плюсы: компактные размеры, легкая установка;
  • минус: не глубокий бас.

Чтобы сделать более подходящий выбор и не ошибиться с покупкой, рассмотрите как минимум три товара. TS-WX210A со встроенным усилителем и корпусом, выполненным в виде закрытого ящика:

  • название модели: Pioneer TS-WX210A;
  • цена: 9899 р.;
  • характеристики: типоразмер – 8 дюймов, мощность – до 150 Вт, чувствительность – 101 дБ, диапазон – 40-150 Гц, импеданс – 2 Ом, габариты – 250x260x110 мм;
  • плюс: компактный, без ущерба техническим параметрам;
  • минус: посредственный звук.

Edge

Акустическая техника, реализуемая под английским брендом Edge, является одной из самых популярных в разных странах мира. Это касается и сабвуферов для автомобилей. Одна из активных систем от Edge:

  • модель: Edge Ed Bass 12 Active;
  • цена: 7390 р.;
  • характеристики: тип – 12 дюймов, мощность – 300-900 Вт, импеданс – 4 Ом, полос – 1;
  • плюсы: дизайн, качество звука, удобные регулировки;
  • минус: короткие провода.

Следующее устройство от того же бренда является более компактным. Стоит оно при этом несколько дороже:

  • название: Edge Ed Bass 10 Active;
  • стоимость: 7800 р.;
  • характеристики: типоразмер – 10 дюймов, 250-750 Вт, размеры – 455x355x470 мм, полос – 1;
  • плюсы: качество сборки, компактность;
  • минус: тонкие провода.

Еще один надежный и практичный вариант от Edge. Он отлично подходит для качественного воспроизведения всего поддерживаемого диапазона частот:

  • название: Edge EDB12A-E2M Active;
  • стоимость: 8660 р.;
  • описание: типоразмер – 12 дюймов, мощность – 300-900 Вт, импеданс – 4 Ом, размеры – 408x338x413;
  • плюсы: компактность сборки, неплохое качество звучания;
  • минусы: слабый, тонкий провод.

Alpine

Автомобильный сабвуфер со встроенным усилителем от бренда Alpine представляет собой качественное устройство с достойным уровнем звучания и защищенным динамиком. Закрытый тип корпуса имеет неплохую прочность и современный дизайн:

  • название устройства: Alpine PWE-V80;
  • цена: 11890 р.;
  • характеристики: типоразмер – 8 дюймов, мощность – до 160 Вт, полос – 1, частота кроссовера – 50-105 Гц, габариты – 34,2x8x23,8 см;
  • плюсы: размер, легкая установка, внешний вид;
  • минус:­ вибрация.

Готовый к эксплуатации автосабвуфер PWE-S8 отлично подходит для выполнения апгрейда аудиосистемы за несколько шагов. Компактный корпус идеален для установки в ограниченном пространстве:

  • модель: Alpine PWE-S8;
  • цена: 12490 р.;
  • описание: размер – 8 дюймов, мощность – до 250 Вт, амплитудно-частотный диапазон – 25-152 Гц, вес корпуса – 4,6 кг, размеры – 34х23х7 см;
  • плюсы: качество, компактность;
  • минус: стоит дороже аналогов.

Следующий товар от Alpine выполнен в фазоинверторном типе корпуса. Автосабвуфер обладает неплохими техническими параметрами, подробнее:

  • название модели: Alpine SWE-815;
  • цена: 9590 р.;
  • характеристики: типоразмер – 8 дюймов, мощность – 100-300 Вт, резистентность – 2 Ом, частоты для работы – 34-1500 Гц, габариты­– 28,8х29,1х36,3 см;
  • плюсы: хороший звук, сделан качественно, выносной пульт;
  • минусы: с виду громоздкий.

Mystery

Установка и настройка активного сабвуфера не является сложным делом – с ним может справиться каждый автомобилист. Главное, не ошибиться со сделанной покупкой. Относительно недорогое устройство с фазоинверторным корпусом от американской компании Mystery:

  • название модели: Mystery MBV-301A;
  • цена: 7390 р.;
  • характеристики: типоразмер – 12 дюймов, мощность – 180 Вт, чувствительность – 93 дБ, диапазон частот – 28-800 Гц;
  • плюсы: хорошая защита динамика, мощный;
  • минусы: не очень хороший бас.

MTB 300 A – сабвуфер такой же мощности, но его покупка обойдется несколько дешевле. Типоразмер такой же, как и у предыдущего варианта:

  • название модели: Mystery MTB 300 A;
  • цена: 6460 р.;
  • характеристики: типоразмер – 12 дюймов, мощность – 180 Вт, диапазон воспроизводимых частот – 40-250 Гц;
  • плюсы: компактность, удобно подключать и отключать, недорогой;
  • минусы: маломощный, играет слабо.

Еще один недорогой товар от Mystery, выполненный в закрытом корпусе. Частотный диапазон у него внушительный от 23 до 1000 Гц:

  • название модели: Mystery MBB-302A;
  • цена: 7090 р.;
  • характеристики: типоразмер – 12 дюймов, мощность (номинальная) – 180 Вт, чувствительность – 95 дБ, размеры – 75,6х41,9х26,6 см;
  • плюсы: удобен в подключении, неплохое звучание;
  • минусы: не очень хорошие провода.

Focal

Некоторую популярность приобрели автосабвуферы торговой марки Focal. Вариант с усилителем фронтальных каналов 2х65 Ватт:

  • название модели: Focal DSA 500 RT;
  • цена: 49990 р.;
  • характеристики: типоразмер – 6х9 дюймов, полос – 1, сопротивление – 2 Ом, габариты – 60х21х31 см;
  • плюсы: хороший звук, есть усилитель фронтальных каналов;
  • минусы: стоит очень дорого.

Модификация Integration IBus 20 имеет такое важное удобство, как дистанционное управление. Устройство оснащено как входом низкого, так и высокого уровня:

  • название: Focal Integration IBus 20;
  • стоиомсть: 15290 р.;
  • характеристики: тип– 8 дюймов, мощность – 75-150 Вт, частотный диапазон – 45-150 Гц, размеры – 34,4х25х7,15 см;
  • плюсы: неплохой уровень звучания;
  • минусы: стоит дороговато.

Чтобы сэкономить на покупке, ищите подходящий товар в крупных магазинах, т.к. в них часто проводятся распродажи и акции. Еще один вариант от Focal, корпус которого собран из панелей MDF:

  • название модели: Focal Access BombA BP20;
  • стоимость: 15390 р.;
  • описание: типоразмер – 8 дюймов, мощность – 150-300 Вт, рабочий диапазон – 20-125 Гц, размеры – 44х32,4х25 см;
  • плюсы: выдает хорошие басы, корпус не вибрирует;
  • минус: высокая стоимость.

Kenwood

Компания Kenwood Corporation является японским производителем видео- и аудиоэлектроники, который поставляет несколько модификаций сабвуферов для автомобилей. Одним из сравнительно недорогих вариантов с неплохими параметрами является:

  • название модели: Kenwood KSC-SW11;
  • цена: 7490 р.;
  • характеристики: мощность – 150 Вт, частотный диапазон – 35-150 Гц, резистентность – 4 Ом, габариты – 19х7х28 см;
  • плюс: выносной пульт с регулировкой фазы, частоты среза;
  • минус: при повышении громкости начинает гудеть.

KSC-SW1 – интересный на вид сабвуфер с индикатором питания на пульте ДУ. Нужно сказать, что эта модификация уже считается устаревшей:

  • название модели: Kenwood KSC-SW1;
  • цена: 6990 р.;
  • характеристики: размер – 2х6 дюймов, мощность – до 150 Вт, общее сопротивление – 2Омх2, частотный диапазон – 35-120 Гц;
  • плюсы: неплохое качество сборки, стоимость;
  • минусы: устарел.

Автосабвуфер активного типа от Kenwood со встроенным четырехканальным усилителем. В комплекте имеются фишка и провода для подключения:

  • название модели: Kenwood KSC-SW2000;
  • цена: 8000 р.;
  • описание: мощность – 300-500 Вт, встроенный фильтр – 50-120 Гц, габариты – 74х18,3х31 см, вес – 13,1 кг;
  • плюс: мощный, хороший бас;
  • минусы: сложно найти в продаже.

Eton

Компактный автосабвуфер USB 10 от Eton – отличный выбор для многих автомобилистов. Современный дизайн и неплохие технические параметры помогут насладиться любимыми мелодиями в салоне авто:

  • модель: Eton USB 10;
  • цена: 14310 р.;
  • характеристики: типоразмер – 10 дюймов, мощность – до 350 Вт, рабочий диапазон – 50-100 Гц, импеданс – 4 Ом, габариты – 27,5x8,2x36,9 см;
  • плюсы: мощный, хорошая степень звучания;
  • минус: высокая стоимость.

Сабвуфер для авто Move 12-400A подойдет тем, кто ищет более мощный вариант. Устройство выполнено в фазоинверторном типе корпуса и имеет надежную защиту динамика:

  • название модели: Eton Move 12-400A;
  • цена: 13000 р.;
  • характеристики: типоразмер – 12 дюймов, мощность – 150-500 Вт, чувствительность – 87 дБ, сопротивление – 2 Ом, частотный диапазон – 40-250 Гц, размеры – 50х38,5х35 см;
  • плюсы: неплохие басы, мощный;
  • минусы: громоздкий, не самая доступная стоимость.

USB 6.2 от Eton – компактный автосабвуфер, который поможет расширить ваше представление о ярком и чистом звучании музыкальных файлов. Вместо одной динамической головки, данная модификация оснащена двумя динамиками по 6,5 дюймов каждый:

  • название: Eton USB 6.2;
  • цена: 19500 р.;
  • характеристики: типоразмер – 6 дюймов, мощность – 200-320 Вт, чувствительность – 91 дБ, кроссовер – 30-100 Гц, размеры – 38х28,5х7,5 см, вес – 6,9 кг;
  • плюс: хорошо звучит, компактный;
  • минус: высокая стоимость.

Supra

Еще один известный производитель автоэлектроники, видео- и аудиоаппаратуры – Supra. Активный сабвуфер модификации SRD-1602A представляет собой устройство с номинальной мощностью в 200 Вт. Приемлемая стоимость и надежный фазоинверторный корпус могут заинтересовать многих владельцев авто:

  • название модели: Supra SRD-1602A;
  • стоимость: 8013 р.;
  • характеристики: типоразмер – 6 дюймов, 200 Вт, чувствительность – 104 дБ, рабочий диапазон – 20-180 Гц, полос – 1;
  • плюс: неплохой звук;
  • минус: за такую стоимость не очень мощный.

SRD-T30A – активное устройство для организации автомобильный акустической системы с дистанционным управлением уровня баса. Имеется регулировка фазы и высоковольтный вход:

  • название модели: Supra SRD-T30A;
  • цена: 4990 р.;
  • характеристики: типоразмер – 12 дюймов, полос – 1, номинальная мощность – 180 Вт, диапазон воспроизводимых частот – 28-250 Гц;
  • плюсы: низкая стоимость, выносной пульт;
  • минусы: громоздкий, не очень хороший бас.

Ознакомьтесь с еще одним недорогим автосабвуфером. Управление уровнем баса в устройстве осуществляется дистанционно:

  • название модели: Supra SRD 301A;
  • цена: 5273 р.;
  • описание: типоразмер – 12 дюймов, полос – 1, номинальная мощность – 180 Вт, диапазон воспроизводимых частот – 28-250 Гц;
  • плюсы: мягкий бас, низкая стоимость, выносной регулятор громкости;
  • минусы: слишком большой.

Как выбрать­

При выборе подходящего устройства обратите внимание на тип корпуса. Наибольшую популярность приобрели автосабвуферу закрытого типа. Их отличие заключается в герметичном корпусе, благодаря чему внутри корпуса создается акустическая полость. Не меньшей востребованностью пользуются фазоинверторные варианты. Они отличаются наличием фазоинвертора, представляющего собой трубу или щель. Он необходим для настройки частотных параметров в диапазонах низких частот.

При выборе подходящей покупки определитесь в соответствии со своими предпочтениями с техническими параметрами, например, частотным диапазоном, чувствительностью и т.д. Не забудьте принять во внимание тип кузова авто и конфигурацию его багажника. Так, у седанов динамик автосабвуфера направляется на заднее сиденье. В хэтчбеке устройство направляется динамиком вверх.

Видео

Знаете, как работает закон подлости? Приведу пример. Истратив кучу кровно заработанных денег на систему домашнего кинотеатра, вы покупаете новейший сверхкрутой боевик. Приглашаете всех друзей и знакомых "угоститься" достижениями кинематографа и компьютерной графики... Но, увы, ваши старания оказываются тщетны.

В чем же дело? Ну, хотя бы в том, что взрыв в начале "Смертельного оружия-2" больше похож на треск сухой ветки под ногой незадачливого траппера из какой-нибудь пародии на вестерн, а поступь тиранозавра из "Парка Юрского периода" - на робкие шажки младенца. И вот после очередного глотка пива один из ваших друзей в порыве хмельной откровенности признается: "Да, объемный звук прекрасен, вот только баса маловато..." И это вам как соль на рану: вы чувствуете себя полным идиотом - и готовы полжизни отдать за этот самый бас.

Роковое влечение?
"О, бас! Как много в это звуке для сердца русского слилось!.." Именно на нем, считает большинство кинолюбов (особенно начинающих), зиждется настоящий звук. Остальное, по их мнению, - чепуха. К черту локализацию и естественный тональный баланс. Громкий, мощный, оглушительный бас - вот что "цепляет" дилетантов в полноценной системе домашнего кинотеатра. Будь то выстрел из ружья в фильме Джона By, взрыв в последней серии "Крепкого орешка", рокот взлетающего "Аполлона 13" или звуки оркестра, исполняющего гавот в "Разуме и чувствах", - по-настоящему хороший бас везде является основой звукового сопровождения, наделяя его живительным драматизмом и способностью воздействия, возможной только в лучших кинотеатрах.

Причины этому - психоакустические (то есть связанные с тем. как ухо слышит и как мозг перерабатывает эту информацию), В процессе эволюции человеческое ухо определенным образом настроилось. Вот почему наш слух особенно чувствителен в области средних частот, к которой относится речь и другие звуки, издаваемые людьми (например, плач ребенка). В допотопные времена низкие, рокочущие звуки означали опасность (землетрясение, гроза. рычание гигантской зверюги с острыми клыками и т.д.), поэтому они и сейчас заставляют организм выделять адреналин. Таким образом, наша любовь к глубокому басу - это фактически любовь к острым ощущениям.

Правда, есть и еще одно объяснение чрезмерного увлечения басом. Как правило, "болеть" домашним театром люди начинают после посещения соответствующей выставки или торгового салона, а там обычно саб врубают на всю катушку - чтобы произвести убойное впечатление на посетителя. Многие думают, что так же должно быть и дома.

Танцуем от печки
Звуки представляют собой колебания воздуха. Их вызывает все, что может привести воздух в движение - от взрыва атомной бомбы до вибрации комариного крылышка - и, разумеется, колебания диффузора громкоговорителя. Электрические сигналы заставляют его двигаться вперед или назад. При каждом движении диффузор сжимает или разрежает воздух, и это сжатие/разрежение распространяется со скоростью звука. Чем быстрее оно происходит, тем выше звук. Высота звука (или его частота) это число циклов сжатия и разрежения в секунду. Они названы герцами (в честь известного немецкого физика Генриха Герца, а отнюдь не Герцена, которого, по выражению Ленина, разбудили декабристы).

Мы воспринимаем звуки, находящиеся в диапазоне примерно от 16 Гц до 18 000 Гц (18 кГц). Между тем, большинство производителей акустических систем приводят более легкий для запоминания диапазон 20 Гц - 20 кГц, хотя звуки выше 18 кГц улавливаются только собаками, летучими мышами и людьми, которые крайне редко покидают тишину своего жилища. К несчастью для мужчин, самая высокая часть спектра перестает быть доступной для нас в переходном возрасте, с покупкой первого тюбика крема после бритья, в то время как женщины и в среднем возрасте сохраняют способность хорошо слышать высокие частоты. Зато с противоположной оконечностью спектра у большинства людей никаких проблем нет: даже старики различают частоты ниже 20 Гц.

Вторым, и последним, физическим фактором, значимым для охотников за глубоким басом, является логарифмическая величина - децибел (дБ). Децибелы, помимо прочего, показывают уровень звукового давления. Правда, тут есть подвох: измерения этого уровня не абсолютны, а относительны. Хуже того, при изменении уровня звукового давления наш слух меняет свою чувствительность. Однако существует общепринятая шкала децибел, в которой за ноль принимается порог слышимости, а за максимум - так называемый болевой порог (он превышает порог слышимости примерно в десять миллионов раз и составляет 140 дБ). Возможно, это слишком большое упрощение, но если вспомнить, что для самого среднего любителя домашнего кино норма - это 75 - 100 дБ и что согласно этой шкале добавление 6 дБ означает удвоение громкости, об остальном можно забыть.

Актив или пассив?
Чтобы получить настоящий бас в условиях домашнего кинотеатра, требуется сабвуфер, то есть басовый громкоговоритель. Он может быть встроен либо в две фронтальные колонки, либо в их подставки, а может представлять собой отдельное устройство, допускающее установку почти в любом месте комнаты, поскольку глубокий бас - ненаправленное звуковое излучение. Благодаря последнему фактору отпадает необходимость в стереопаре сабвуферов: для получения звука отменного качества бывает зачастую достаточно одного. Тут все ясно.

Проблема заключается в другом. Каким должен быть сабвуфер - активным или пассивным?

Пассивные сабвуферы обычно разрабатываются для конкретного комплекта громкоговорителей и, как правило, адресуются рынку недорогих систем. Их главные преимущества заключаются в том, что они позволяют использовать меньшие по размеру основные громкоговорители (сателлиты) и не требуют от основного усилителя наличия дополнительных выходов. Самым серьезным недостатком пассивных конструкций является их элементарная неспособность к воспроизведению достаточно глубоких басов. Впрочем, иногда винить в этом надо не сабвуфер, а усилитель, которому не хватает "силенок" для того, чтобы раскачать и сателлиты, и саб. Вот почему фирма Technics уже несколько лет выпускает не только пяти-, но и шестиканальные усилители для домашнего кинотеатра, оснащенные с расчетом на подключение именно недорогого пассивного сабвуфера (последний пример - модель SA-AX7. рассмотренная нами в №3/2000 на стр. 79).

Активный сабвуфер имеет встроенный усилитель и регуляторы, позволяющие изменять громкость и частоту среза, что дает возможность согласовать аппарат с любой парой основных громкоговорителей. Преимуществ у активного саба перед пассивным - вагон и маленькая тележка. Поскольку усилитель в данном случае встроенный, он оптимален для конкретного громкоговорителя, что избавляет от многих потенциальных проблем. Активные модели улучшают звучание любых АС, так что последние можно не менять, а имеющиеся регуляторы позволяют учесть специфические особенности вашей комнаты. Недостатков два - сравнительно высокая стоимость и необходимость наличия у усилителя отдельного выхода. Однако в последнее время цены значительно снизились, и если в вашем домашнем кинотеатре еще нет активного сабвуфера, значит, вы отстали от жизни.

Где закладывать фундамент?
Напомню в очередной раз: сколь бы хорошо ни был акустически оформлен ваш "кинозал", он волей-неволей станет своего рода эквалайзером, усиливая одни частоты и ослабляя другие. Этот эффект определяется резонансными частотами помещения (на самом деле акустические свойства помещения определяются гораздо большим количеством факторов, но в данном случае упрощение не влияет на суть проблемы), которые, в свою очередь, зависят от ее длины, ширины и высоты. Дело в том, что в комнате при воспроизведении звука создаются постоянные области высокого и низкого звукового давления (стоячие волны). Нетрудно догадаться, что определение оптимального места для размещения сабвуфера (равно как и кресла зрителя) производится либо методом проб и ошибок, либо требует привлечения огромной компьютерной мощи и дипломированного специалиста в области акустики.

Метод проб и ошибок предельно прост, но занимает много времени. Поставьте диск или ленту с самыми глубокими басами, которые вы только можете отыскать, и проигрывайте ее, переставляя сабвуфер с места на место. После каждой перестановки садитесь в "просмотровое" кресло и оценивайте произошедшие со звуком изменения. Если вы все же сомневаетесь, возьмите за основу рекомендации производителя. Когда придете к выводу, что лучше уже некуда, просмотрите несколько фильмов, чтобы удостовериться, что вы на верном пути, а затем насладитесь результатами.

Однако позволю себе привести несколько "тонких жизненных наблюдений". Во-первых, большинство начинающих театралов либо врубают сабвуферы на слишком большую громкость, либо "задирают" частоту среза. Короче говоря, если окажется, что звук в фильме "Пианино" больше подошел бы для ленты "Терминатор-2" или что сабвуфер издает неистовое рычание при воспроизведении самой скромной басовой ноты, уменьшите громкость. Во-вторых, если это возможно, постарайтесь расположить саб около той же стены, где стоит телевизор, чтобы избежать фазового сдвига НЧ-волн от остальных. В-третьих, оставьте немного места между телевизором и сабвуфером, поскольку внутри последнего спрятаны большие и разрушительные для кинескопа магниты. В-четвертых, большинство рекомендаций, даваемых производителями AV-усилителей и процессоров, на мой взгляд, неверны. Эти аппараты обычно оборудуются линейным "сабвуферным" выходом, на который подается предварительно отфильтрованный посредством НЧ-фильтра сигнал. Между тем, сам активный саб оснащается на линейном входе таким же фильтром. В результате при подключении по линейному сигналу два НЧ-фильтра оказываются соединенными последовательно, и суммарная характеристика будет просто непредсказуема. Лучше всего подавать на специальный "высокоуровневый" вход саба полнодиапазонный сигнал с "колоночного" выхода усилителя. И последний совет (он касается только тех, кто совсем отчаялся): установка слабенького сабвуфера в углу комнаты может немного "подтянуть" средние и верхние басы.

Басовая премудрость

Бас
Что мы понимаем под этим словом? Ответ придется поискать в Hi-Fi-области, ведь именно она является прародительницей домашнего кинотеатра. Оказывается, басы разбиты на три октавы, причем перекрывающиеся. К октаве от 20 до 40 Гц относятся глубокие басы (сюда попадают самые низкие ноты органа), октава от 40 до 80 Гц известна под названием среднебасового диапазона (их извлекают из басового барабана), а октава от 80 до 160 Гц называется диапазоном высоких басов (послушайте виолончель и фагот). Все, что ниже 20 Гц. мы скорее чувствуем, чем слышим, здесь вы уже не сможете различить высоту тона или повторить звук, если, конечно, вы не живете в кафедральном соборе.

Атака
Фактически это причуда басовой терминологии. Слово "атака" здесь не совсем уместно, а употребляется потому, что низкие частоты отличаются более медленными переходными процессами по сравнению с верхами. Между тем, разница между "медленно" и "быстро" звучащими басовыми системами, часто по-другому не определимая, это разница между системой, "долбящей по мозгам" и заставляющей завороженно слушать.

Большинство эпитетов, описывающих хороший бас. можно использовать как комплименты искусному барабанщику. Слова, означающие обратное, ассоциируются с понятиями тучности и неповоротливости. Так, если при звуке взрыва на ум приходят определения "быстрый", "отчетливый", "чистый", "живой", "напряженный", "тугой" или "точный", - возможно, вы имеете дело с достойной системой, Если же вспоминаются слова "гулкий", "жирный", "перегруженный", "толстый", "рыхлый", "нечеткий", "медленный", "тихий" или "глухой", - значит, пора "делать ноги".

Весовая категория
Когда дело касается количества чего-либо, например баса, нам так и хочется применить термин "вес". Если системе недостает басов, ее называют "тощей" и "куцей". А если басы в избытке, говорят, что звук у комплекса "жирный" и "надутый". Когда басы в порядке, систему называют "подтянутой" и "мускулистой".

Динамика
Если система способна к различению громких и тихих басовых нот, а не звучит "как из бочки", тогда применительно к ней употребляются слова "хлопок", "удар" и даже "энергия", - все в положительном значении. Удивительно, но отрицательных характеристик здесь нет. Попробую придумать что-нибудь сам. Как вам понравится, допустим, такое: "звучит. как стекло жует"?

Глубина
Говоря о сабвуферах, обозреватели часто используют термин "глубина баса". Это означает только то, насколько "глубок" нижний предел их частотного диапазона. Система, не способная к воспроизведению самых низких басов, называется "зарезанной", а та, которая это может, носит гордое звание "расширенной".

Перекрытие
У каждого комплекта громкоговорителей, включающего в себя "пищалку", СЧ-динамик и сабвуфер, имеются точки частотного диапазона, где происходит наложение звучания одного динамика на звучание другого. Они называются точками перекрытия. Так, если динамик средних частот "обрезается" на частоте 90 Гц. а сабвуфер работает в диапазоне от 40 до 150 Гц, то где-то в районе 100 Гц большая часть звука переходит от динамика средних частот к сабвуферу. Эта частота носит название частоты перекрытия. Большинство громкоговорителей оснащены схемой, компоненты которой выдают сигнал, позволяющий сделать плавным переход от одного динамика к другому. Эта схема называется разделительным фильтром или кроссовером.

Бас - по вкусу

Без качественного баса невозможен ни домашний кинотеатр, ни достойная внимания аудиосистема...

Если вы решили приобрести саб, подойдите к его выбору со всей ответственностью. Неудачная модель оказывается практически бесполезной, когда дело доходит до воспроизведения басов, - лучше уж потратить деньги на пару больших по размеру и лучших основных громкоговорителей. К счастью, сегодня магазины просто завалены прекрасными сабвуферами на любой вкус и за любую цену, только протяни руку.

Модели дешевле $400
Energy e:XL16 ($300). Несмотря на не очень высокую цену, в нем установлен 40-сантиметровый вуфер и 300-ваттный усилитель на MOSFET. Кроссовер перестраивается на любую частоту в диапазоне 50 - 100 Гц. причем при желании можно подключить внешний эквалайзер или активный фильтр, для чего существует отдельный вход. Для облегчения согласования с остальной акустикой предусмотрен регулятор фазы в очень широких пределах (от 0 до 180 град.). У этого сабвуфера не много конкурентов, да и те либо создавались для миди-систем (Aiwa TS-W5), либо стоят примерно на 35% дороже (Velodyne CT-80). Тем, кто ограничен в средствах, я бы посоветовал купить основные громкоговорители максимально возможного размера, однако если у вас маленькая комната и вы недавно приобрели новые компактные громкоговорители, e:XL16 - то, что нужно в большинстве случаев.

<$600
REL Q-50 ($500). На сегодня это самая недорогая модель производства REL. Она непритязательна, однако воспроизводит глубокие басы очень неплохо. Ее ближайший соперник, более элегантный на вид KEF 20В (тоже $500), оснащается встроенным 70-ваттным усилителем и в отличие от 0-50 имеет магнитную защиту. Неплохой бас демонстрирует также PSW120 фирмы Polk ($480). Он несколько предпочтительнее благодаря лучшему соотношению качество/цена, поскольку заставит грохотать во всю мощь любую систему домашнего кинотеатра.

<$900
REL Q-100 ($850). Прекрасный, глубокий бас, хорошее соотношение качество/цена, приемлемый внешний вид и громкое имя - вот что сочетает в себе этот аппарат. Он способен достигнуть таких басовых глубин, что ваша система домашнего кинотеатра зарычит и загрохочет. Однако следует предупредить REL что у нее здесь имеются грозные соперники в лице изысканного Tannoy 625 ALFie ($900), простенького, но басовитого Mission 75AS ($800) и небольшого по размеру, но великолепного во всем остальном М&К VX-7B ($675). Каждая из этих моделей является вполне достойной альтернативой.

Когда цена не имеет значения
Будьте осторожны, очень осторожны. "Цена не имеет значения" - эти четыре коротеньких слова могут значить для конструктора больше всего на свете. Если вам непременно нужен лучший в мире сабвуфер, внимательно изучите возможности REL Studio ($4000), М&К МХ-100 ($2200), KEF AV1 ($3500), Revel Sub 15 ($2800 - 5200), а также моделей сабвуферов фирм B&W, Bag End, Linn, Meridian и Muse. Самый дешевый из этих сабвуферов облегчит ваш кошелек как минимум на $2000, однако если вам очень хочется сорить деньгами, можно истратить и в два раза больше. В том случае, если вам необходимо сэкономить не деньги, а место, обратите внимание на EnergyMicrostar 12.1 ($1600). Этот кубик со стороной 40 см может рявкнуть так, что мало не покажется - его мощность полтора киловатта! Кевларовый вуфер, цифровой усилитель плюс всевозможные звуковые и пользовательские навороты делают его крайне привлекательным для театров высокого класса.

REL"яция на REL

В Великобритании среди мастеров баса одна фирма занимает особое положение - она не на одну, а на несколько голов выше остальных. Это REL. Возможно, ни один производитель сабвуферов не был встречен здесь так же радушно и не завоевал столько призов. Почему это так и кто является творцом успехов REL?

Заглянем в конец восьмидесятых годов. Человек по имени Ричард Лорд получает отставку со всеми почестями. И вместо того, чтобы начать размеренную жизнь и почивать на лаврах, Ричард Лорд пускает свои сбережения на разработку и создание простейших басовых громкоговорителей для Hi-Fi-систем. Так на свет появились первые сабвуферы REL.

Разумеется, консервативная по своей природе Hi-Fi-индустрия отказывалась признать полезность таких устройств, и сформировалось мнение, что они хоть и не дьявольское отродье, но лишь немногим лучше. Поэтому еще в начале 1990 года мечта Ричарда Лорда о басе, о басе везде и всюду, казалась несбыточной. К счастью, в жизнь внезапно ворвался домашний кинотеатр, нуждающийся в океанах баса, и место сабвуферов REL в истории было определено.

Формула REL проста, но убийственно эффективна. Каждый сабвуфер имеет большой басовый динамик, тяжелый, "крепко сбитый" корпус и усилитель мощности MOSFET. способный принимать сигнал либо с соответствующего линейного выхода усилителя, либо непосредственно с "колоночных" выходов. Регуляторов у сабвуфера совсем немного - они управляют лишь громкостью, частотой среза и фазой. Про последний можно смело забыть после первичной установки. Имеются также четыре "каблучка", препятствующие шатанию аппарата, что бы ни стояло на нем сверху. - так что сабвуфер с виду больше похож на импровизированный столик, чем на часть AV-системы. Формула остается неизменной на всех уровнях REL-иерархии: просто каждая "вышестоящая" модель больше по размеру, мощнее и качественнее.

В большинстве сабвуферов других компаний опущен, по крайней мере. один из элементов формулы REL и часто это сделано в попытке удержать в узде розничную цену. Такой подход неизбежно ведет к снижению качества и превращает продукт в очередную посредственность. Отказываясь от подобных компромиссов, REL обеспечивает своему семейству все большую и большую популярность.

И наконец, не следует забывать, что REL пользуется таким успехом в России, поскольку реальную конкуренцию ее продукции могут составить главным образом американские аппараты, а путешествие столь солидной персоны, как сабвуфер, через океан обходится недешево. Между тем, в США выпускается много очень классных сабов (фирмами Miller&Kriesel, Bag End. Muse и другими), и если бы не транспортные расходы, мы бы рекомендовали их вам более настойчиво.

Вячеслав САВВОВ
Салон AV


Адрес администрации сайта:

НЕ НАШЕЛ, ЧТО ИСКАЛ? ПОГУГЛИ:

Сабвуфер представляет собой акустическую систему, преобразующую звуковые волны низких частот. Локализация низких частот очень плохая, так как человек с трудом может определить откуда исходит звук. По этой причине для любой аудиосистемы достаточно одного сабвуфера, который необходимо установить в правильном месте.

Установить компактное устройство можно где-нибудь под столом, отчего его функциональность нисколько не пострадает. Правда, при возникновении стоячих волн, образующихся в небольшом пространстве, именно от размещения сабвуфера зависит насколько эффективно с ними можно справиться.

Прослушивание большинства музыкальных композиций не требует приобретения сабвуфера, так как в них не присутствуют басы. Оборудование подойдет тем, кто:

  • любит слушать тяжелую музыку, вроде рока;
  • просматривает блокбастеры с мощными спецэффектами.

Именно в этих случаях сабвуфер способен показать себя во всей красе за счет придания объема звуку и специфического резонанса.

Виды сабвуферов

Все низкочастотные системы условно разделяют на две группы по отношению к наличию усилителя:

  • активные;
  • пассивные.

В первых уже встроен усилитель мощности, который помогает стыковать отличающиеся параметры у сабвуфера и источника звука. Вторые не оснащены усилителем, поэтому требуют внешнего подключения оборудования. Конечно, можно обойтись и без усилителя, но в таком случае сабвуфер будет выдавать искаженные звуковые волны, часто выраженные неприятным хрипом.

В профессиональной среде считается, что именно пассивный сабвуфер способен передать более глубокое звучание низких волн, придающее специфическую окраску. Но для достижения подобного эффекта потребуется настройка оборудования, что не каждому удается в полной мере. Для простых обывателей лучше отдать предпочтение активному сабвуферу, так как его можно напрямую подсоединить к источнику звука.

Виды конструкции сабвуферов

Выделяют несколько видов сабвуферов, отличающихся своей конструкцией. Так, например, в рупорном устройстве, используемом на концертах, рупор свернут. В закрытых ящиках нет дополнительного излучателя, а низкочастотный динамик встроен в одну из стенок герметичного корпуса.

Фазоинвертор представляет собой цилиндрическую вентиляционную трубку, встроенную в корпус. Это позволяет излучать звук от задней части диффузора. При наличии этого компонента можно значительно повысить КПД сабвуфера, что сопровождается расширением спектра воспроизводимых низких частот.

Пассивный излучатель имеет схожее назначение, что и фазоинвертор, только в корпус вместо трубки устанавливается дополнительный диффузор без звуковой катушки и магнитной системы. Варьируя параметры диффузора, можно изменять нижнюю границу воспроизводимых частот.

Бэндпасс представляет собой ящик с фазоинвертором, разделенный по середине стенкой. Динамик в таком сабвуфере вставляется в перегородку между двумя камерами, за счет чего можно ограничивать частоту. КПД такого устройства выше, чем у простых ящиков с фазоинвертором. Существует три вида бэндпассов:

  • четвертой категории (две камеры со встроенным фазоинвертором в верхней);
  • шестой категории типа А (две камеры и два фазоинвертора, каждый из них в своей камере);
  • шестой категории типа Б (две камеры и два фазоинвертора, при этом верхний является общим для обеих камер).

Четвертьволновой резонатор представляет собой тоннель с определенными сечением и длиной. Отдача такой конструкции выше на 40%, чем у фазоинверторных, и до 300%, чем у закрытых ящиков.

Как выбрать сабвуфер?

При покупке сабвуфера следует учесть несколько факторов:

  • цена на устройство;
  • площадь помещения, в котором будет установлено устройство;
  • предполагаемое место установки;
  • звуковые пристрастия;
  • диапазон выдаваемых частот;
  • предельное давление звука;
  • сочетаемость с другими элементами системы.

Хорошими считаются сабвуферы, цена на которые начинается от 10000 рублей. При покупке устройства можно получить отличные верхние и средние низкочастотные диапазоны, но установить оборудование эффективно в помещении, не превышающем 20 кв.м.

Сабы со стоимостью более 20000 рублей предназначены для обширных площадей. Им обдают предпочтение настоящие ценители аудио. При выборе следует ориентироваться на мощность системы, так как чем она выше, тем лучше будет передаваться звук. Правда, не стоит приобретать в небольшую комнату сабвуфер с мощностью до 1кВт.

Что касается диапазона частот, то лучше отдать предпочтение устройствам, чья нижняя граница начинается хотя бы с 60 Гц. Здесь работает правило: чем ниже граница частоты, тем более качественные басы можно получить. Гнаться за верхней границей не стоит, так как любые колонки и без того озвучивают диапазон от 350 до 2000 Гц. Стоит помнить, что чем более ограничен звуковой диапазон у сабвуфера, тем более качественно он будет его передавать.

При установке сабвуфера в помещении стоит выбрать место у длинной стенки вдали от угла. Звуковое давление должно быть от 100 дБ, при этом с ростом показателя усиливается и мощность выдаваемых звуков. Еще одним параметром является наличие регуляторов, встроенных в сабвуфер. К числу необходимых можно отнести Уровень (Level), Частоту среза (Frequence) и Фазу (Phase).

Подключение сабвуфера

Любая низкочастотная акустическая система подключается либо по низко-, либо по высокоамплитудным входам. При подключении по высокоамплитудным входам, необходимо соединить устройство с усилителем или ресивером на разъемы для второй пары колонок (в случае если усилитель имеет такую возможность).

При использовании высокоамплитудных выходов допускается следующая процедура подключения: сигнал передается на сабвуфер от выходов на фронтальную пару ресивера, в результате чего высокие частоты автоматически отсекаются и перенаправляются на передние колонки. Правда, усилитель сабвуфера в таком случае не выполняет своей функции. Вышеописанные способы очень редки и прибегают к ним лишь тогда, когда нет возможности провести подключение через низкоамплитудные входы или если используется пассивный сабвуфер.

Для подсоединения к низкоамплитудным входам используются разъемы RCA, на которых стоит пометка Sub out или Pre-out, что означает одно и тоже. В том случае, если у ресивера или усилителя только один вход, подсоединение возможно к левому разъему входа с надписью Mono или пометкой L. Второй сабвуфер подключается исключительно через низкоамплитудные выходы.

Таким образом, при желании добавить в акустическую систему низких частот, придающих объемности, необходимо добавить в нее сабвуфер. Одного устройства вполне достаточно, так как человек не способен различать, откуда исходит звук с низкой частотой. Правда, многое зависит от того, какая конструкция у сабвуфера и какими параметрами он обладает. Чтобы все было подсоединено правильно, рекомендуется заранее ознакомиться с инструкцией по применению, что значительно упростит процесс настройки и не повлияет на качество передаваемого сигнала.

Низкочастотная составляющая, а именно бас, является одним из самых важных элементов для создания корректного звукового пространства при просмотре фильма или прослушивании музыки. Нижний частотный регистр представлен большим рядом музыкальных инструментов. Почти все эффектные сцены в кинофильмах создаются с использованием низких частот. Для того, чтобы правильно воспроизводить низкие частоты, существует специальная акустическая система – сабвуфер .

Акустические системы, способные охватить весь диапазон звуков, который воспринимает человеческое ухо, чаще всего представлены напольными АС большого формата. Тем не менее, даже они иногда не могут в полной мере правильно воспроизвести звуковую дорожку. В качестве причины можно назвать и характер самой записи, и особенности помещения, в котором воспроизводится данная запись. И тогда на помощь приходит сабвуфер - специализированная акустическая разработка, чей диапазон воспроизведения, в основном, ограничивается 140 Гц в верхнем пределе и может снижаться до 10 Гц в нижнем в зависимости от назначения и конструкции. К числу основных особенностей сабвуфера следует отнести то, что это активная акустическая конструкция . Иными словами, это колонка с собственным, обычно встроенным, специализированным усилителем мощности. Существуют и пассивные системы , но они являются отдельным классом аппаратуры, который редко находит применение в типичных домашних условиях. Следовательно, термин «сабвуфер» для нас – это активная низкочастотная акустическая система.

Приме нение в стерео

Традиционное использование сабвуфера - в составе домашнего кинотеатра. Здесь он несет ответственность исключительно за звуковые эффекты. Кроме этого, имеется достаточно успешная практика применения сабвуфера в стерео. Это схема под названием «трифоник» с обозначением 2.1. Она обладает определёнными преимуществами перед использованием полноразмерных колонок с собственным низкочастотным трактом. Преимущество № 1 можно считать вполне логичным. Сабвуфер чаще всего включают наряду с полочной акустикой, которой необходимо намного меньше пространства. А поскольку она одинаково эффектно звучит как на большой, так и на малой площадях, то сабвуфер, привнося необходимый бас, очень органично дополняет собой общую звуковую картину. Преимущество № 2 напрямую связано с первым, хотя и не так очевидно на первый взгляд. Дело в том, что полочная акустическая система излучает в основном высокие и средние частоты, имеет более высокую степень локализации по сравнению с напольниками. Именно поэтому слушатель может получить намного более объёмную звуковую панораму, а благодаря сабвуферу - еще и более управляемый, четкий и глубокий бас.

Конструктивные особенности

Для низких частот характерна крайне малая направленность звучания, поэтому, располагая системой с несколькими СЧ/ВЧ колонками, легко можно обойтись одним сабвуфером. Кроме большого динамика, в корпусе расположены усилитель и блок обработки сигнала: регулировка громкости, верхней частоты среза, а также переключатель или плавная регулировка сдвига фазы. Наиболее логичной и понятной регулировкой для неподготовленного человека является громкость, она позволяет выставить комфортный уровень баса в комнате. Чтобы отрегулировать частоту среза, необходимо знать частотные характеристики своей акустической системы, и, кроме этого, выставленные настройки в усилителе или ресивере, если они предусмотрены конструкцией. Этот параметр дает возможность создать равномерный переход от нижней границы звучания основных АС к сабвуферу. В итоге мы не слышим «удвоения» или, наоборот, провала частот в диапазонах так называемых «верхнего баса» или «нижней середины». Также необходима и регулировка фазового сдвига, она помогает избежать временных разногласий между сабвуфером и основной АС.

Установка сабвуфера

Как было сказано выше, низкие частоты не обладают четкой направленностью, что практически развязывает руки при размещении сабвуфера. Его можно поставить почти в любом подходящем месте в помещении. Но, тем не менее, следует придерживаться некоторых правил. Правило №1 - сабвуфер должен располагаться на ровной прочной поверхности. Вы должны помнить, что он подвержен серьезным вибрациям, а они, в свою очередь, могут оказать отрицательное влияние на звук и повредить сам сабвуфер. Следовательно, пол должен быть твердым и ровным. Слабый пол необходимо укрепить, достаточно положить на него жесткую подложку, например, лист толстой фанеры. Уровень установки можно отрегулировать с помощью штатных или купленных дополнительно шипов.

Правило №2 - непосредственное место размещения должно быть удалено на некоторое расстояние от стен и мебели. Не рекомендуется ставить низкочастотник в угол. Наиболее пристальное внимание следует обратить на фазоинвертор (при наличии), его «труба» не должна находиться ближе 20 сантиметров к любой поверхности. Воздержитесь от размещения сабвуфера рядом со шкафом, посудной витриной, стеклянной конструкцией, т.к. все они являются превосходными источниками резонансов. Они тут же привнесут в бас собственное звучание, которое вы сразу услышите и вряд ли оно вам понравится в моменты наслаждения прослушиванием любимых записей. Именно по этой же причине не советуем класть любые предметы на корпус. Хотя трудно избежать соблазна использовать этот деревянный куб в качестве дополнительного столика, но заверяем вас, что, положенный на него пульт ДУ, не будет способствовать улучшению звуковой картины.

Правило №3 - возможность удобно проложить сигнальный кабель и доступность розетки. Усилитель сабвуфера требует электрической энергии, но тянуть к нему простой удлинитель, снижая при этом качество подводимой энергии, не стоит. Помимо заметного снижения эргономики, это еще и выглядит не эстетично, ведь никому не нравится регулярно любоваться проводами или спотыкаться о них. Поэтому лучше разместить сабвуфер рядом с отдельной розеткой или подвести стационарное электричество к нужной точке в комнате.

Выбор сабвуфера

А теперь самое интересное – выбор сабвуфера. Нужен ли сабвуфер вообще - вопрос весьма нелегкий, потому что не имеет однозначного ответа. Наш слуховой аппарат, уши, можно считать индивидуальным музыкальным инструментом, который у каждого человека настроен по-своему. Однако с уверенностью можно считать, что для домашнего кинотеатра сабвуфер просто необходим, потому что самые дорогие акустические конструкции могут не сладить с таким низкочастотным звуковым напором, который почти всегда имеется в отдельно записываемой соответствующей звуковой дорожке. Ну и, как мы уже ранее выяснили, сабвуфер рекомендован для использования с полочными колонками для создания наиболее объёмного звукового пространства при просмотре фильмов на проекторе , например.

Кроме существующих общих правил и стандартов по звуковому оформлению и частотному балансу, необходимо учитывать и индивидуальные предпочтения. Есть же большие любители плотного глубокого баса, им порой недостаточно и крупных напольных колонок. Тут главное не переборщить и руководствоваться здравым смыслом.

В первую очередь обратите внимание на нижнюю частотную границу сабвуфера. Вся суть проблемы в том, что в условиях обычной городской квартиры мы не располагаем достаточным объёмом помещения для того, чтобы получить бас ниже 40 Гц. Поэтому, обустраивая домашний кинотеатр в стандартной «панельке», не гонитесь за рекордными параметрами. Иначе вместо отличного баса вы можете получить ужасный, все заполоняющий гул. В этом случае будут недовольны не только хозяева системы, но и все соседи.