Поведение машины при неисправном аккумуляторе. Аккумуляторная батарея возможные неисправности и симптомы их проявления. Основные неисправности аккумуляторов

Основными неисправностями, которым подвержены автомобильные стартерные аккумуляторные батареи являются: ускоренный саморазряд, сульфатация пластин, короткое замыкание пластин, их коробление, окисление выводных штырей и повреждения корпуса АКБ.

Саморазряд

Даже новая и вполне исправная при хранении постепенно разряжается, даже если к ней не подключены потребители энергии. Если новая АКБ при этом может терять около 1% емкости в сутки, то уже используемая может терять до 3%.

Именно поэтому рекомендуется при хранении АКБ, периодически, примерно один раз в два месяца проводить небольшим током, чтобы выровнять плотность электролита по всему объему. Если скорость саморазряда еще больше чем 3% в сутки, то такой саморазряд называется ускоренным.

Причиной такого ускоренного саморазряда может быть загрязнение электролита, или использование при его приготовлении некачественной кислоты или воды, попадание внутрь корпуса АКБ посторонних предметов, вызывающих замыкание пластин, загрязнение поверхности аккумулятора электролитом, разрушение сепараторов, осыпание активной массы пластин, и т.д. При ускоренном саморазряде АКБ быстро теряет свою емкость и приходит в нерабочее состояние.

Окисление выводных штырей

Выводные штыри аккумулятора, а также при попадании на них электролита, или паров электролита. Окисление приводит к нарушению контакта штырей с клеммами. Окислившиеся штыри и клеммы очищают мелкой наждачной бумагой, а после закрепления на штырях клемм, их покрывают тонким слоем технического вазелина, чтобы предупредить дальнейшее окисление.

Сульфатация пластин

При длительном хранении АКБ без периодической подзарядки, при понижении уровня электролита в банках, при использовании электролита повышенной плотности, эксплуатации сильно разряженной АКБ, возникает сульфатация пластин аккумулятора.

Характеризуется этот процесс образованием на поверхности активной массы крупных кристаллов сернокислого свинца, который не способен растворяться в электролите и препятствует его проникновению в активную массу пластин. В результате этого рабочая поверхность пластин сильно уменьшается, и аккумулятор теряет свою емкость.

При возникновении сульфатации, АКБ быстро заряжается, но, также быстро и разряжается. Значительная сульфатация приводит в негодность аккумулятор, но, незначительную сульфатацию можно устранить, проведя несколько циклов «заряд-разряд». Вначале АКБ полностью заряжают, а потом разряжают током 4-5А, например, через от фары автомобиля. Проведя несколько таких циклов, иногда, удается восстановить аккумулятор.

Чтобы не допускать возникновения сульфатации, нужно соблюдать правила эксплуатации и хранения аккумулятора, то есть, постоянно поддерживать его в заряженном состоянии, содержать в чистоте, использовать электролит соответствующей плотности.

Короткое замыкание пластин

Данная неисправность возникает из-за разрушения сепараторов или оседания остатков активной массы на дно банок аккумулятора, и возникновению вследствие этого короткого замыкания разнополюсных пластин.

Короткое замыкание пластин может возникнуть также в результате коробления пластин от чрезмерного тока заряда или при длительном заряде, при высокой плотности электролита, от воздействия чрезмерной тряски, например, если аккумулятор плохо закреплен на автомобиле.

АКБ с такой неисправностью сдают в ремонт, а если конструкция аккумулятора не позволяет его ремонтировать, то аккумулятор утилизируют и заменяют новым.

Повреждение корпуса АКБ

Небольшие повреждения корпуса АКБ можно устранить, применив соответствующий клей, в зависимости от материала, из которого изготовлен корпус. Многие корпуса поддаются ремонту с помощью эпоксидных клеев. При этом из аккумулятора выливают электролит, высушивают бак, проводят ремонт корпуса, а затем снова заливают электролит.

Видео : как запаять трещину в аккумуляторе.

Теперь вы знаете основные неисправности автомобильного аккумулятора.

Вам понадобится

  • аккумуляторная батарея, электролит, дистиллированная вода, паяльник, свинцовый припой, аккумуляторная мастика

Инструкция

Осмотрите внимательно аккумуляторную батарею. Выявите механические повреждения, трещины в банках, возможное подтекание электролита, наличие грязи на поверхности.Очень повышенный саморазряд батареи устраняется протиранием поверхности между клеммами. Не торопитесь разбирать батарею в случае ее плохой зарядки на . Проверьте натяжение и ремня генератора, напряжения на клеммах батареи при работе двигателя на средних оборотах. Оно должно быть в пределах 13,8 В - 14,1 В. В случае , отрегулируйте или замените реле-регулятор.

Проведите контрольный цикл - полностью зарядите батарею, а затем разрядите током, которого соответствует:I=С/10 (А), где С - номинальная емкость батареи (А/ч).При заряде аккумуляторной батареи могут возникнуть некоторые признаки, которые укажут на характер неисправности:1) если АКБ батарея плохо заряжается, т.е. зарядный ток растет медленно при увеличении напряжения зарядного устройства ток, то это сульфатация пластин батареи;2) если во время заряда слышно характерное шипение в одной из банок, сильно разогревается одна из клемм батареи, ток заряда резко изменяется, то это значит то, что в одной из банок нет контакта между клеммой и блоком пластин;3) если же ток заряда устанавливается нормально, но в одной или нескольких банках растет медленно или не возрастает плотность электролита, а через час после начала заряда АКБ нагревается дно банок, то это замыкание пластин осыпавшейся активной массой.При нормальных параметрах следует полностью зарядить аккумуляторную батарею, дать ей остыть примерно 2-3 часа, замерить и записать значение плотности в каждой банке. Через сутки снова замерьте плотность электролита. В случае сильного понижения, что указывает на повышенный саморазряд, смените электролит. Для этого сначала полностью зарядите АКБ, слейте старый электролит, промойте батарею дистиллированной водой и залейте свежий электролит. Зарядите батарею и проверьте на саморазряд. Если он незначительный, проведите контрольный цикл заряда-разряда для оценки ее емкости. При контрольном цикле разряд аккумуляторной батареи проведите до снижения напряжения до 1,8 В. Емкость АКБ будет равна:
C = TxI, где С - емкость батареи (А/ч), Т - время разряда (час), I - ток разряда (А).
Для проведения разряда батареи можно применить автомобильные лампы накаливания.

Устраните сульфатацию пластин, которая происходит от систематической недозарядки, применения не дистиллированной воды, загрязнения электролита, длительного хранения АКБ в разряженном состоянии. Проведите контрольный цикл заряд-разряд, но зарядный ток и разряд должны соответствовать 25 процентов от нормального. Их проводите, пока емкость АКБ не станет близкой к номинальному. Пена, которая при этом будет появляться, удалите. Восстановите нарушенный контакт в одной из банок. Это возможно, если батарея разборная. Перепилите ножовкой перемычки, которые соединяют неисправную банку с соседними банками, очистите крышку банки от мастики и выньте блок пластин из банки. Промойте извлеченные пластины дистиллированной водой.Осмотрите блок, найдите нарушенный контакт. Контакт восстановите с помощью пайки паяльником мощностью 100-200 Вт. Зачистите места для пайки до блеска, покройте канифолью или стеарином. Пайку производите чистым свинцом, оловянные и другие припои применять категорически нельзя.Установите блок пластин на место (соблюдайте полярность), запаяйте разрезанные перемычки. Разогрейте мастику до жидкого состояния залейте щели между крышкой и корпусом.

Одна из распространенных проблем российских автовладельцев в зимнее время - аккумулятор автомобиля. Вариантов может быть множество, а вердикт всегда один. Аккумулятор следует продиагностировать и решить, что с ним можно сделать. Здесь уже вариантов больше. Устройство можно просто поменять на новое, а можно вернуть его в работоспособное состояние.

В данной статье будут рассмотрены варианты диагностирования аккумуляторов, способы возвращения «к жизни» и то, как всё это можно сделать своими руками. Также рассмотрим общие сведения об устройстве и работе и видах их исполнения.

Общие сведения

Для лучшего определения причины неисправности пригодится знание устройства аккумулятора и принципов его работы. В составе любой имеется 6 пар противоположно заряженных пластин. Так называемые гальванические пары могут как накапливать электрический заряд, так и отдавать его. При запуске автомобиля идёт пиковый разряд аккумулятора, требующийся для работы стартера. При минусовых температурах процесс запуска - главное испытание для батареи.

Во время движения транспортного средства бортовая сеть получает питание от генератора, а все излишки идут на При всех исправных элементах процесс заряда-разряда работает в оптимальном режиме. Но при увеличенной нагрузке, когда включены фары дальнего света, работает отопитель и стеклоочистители, питания от генератора может не хватать. В этом случае аккумулятор будет разряжаться. Диагностика аккумулятора автомобиля в любом случае необходима. О её вариантах - немного позже.

А сколько ампер в аккумуляторе автомобиля? Для характеристики АКБ важнее информация о том, сколько ампер/часов он будет работать. Эта цифра колеблется от 50 до 100. А вот конкретно количество ампер, выдаваемое аккумулятором, будет зависеть от нагружаемого сопротивления.

Конструкция

Номинальное напряжение аккумуляторной батареи, как известно, 12 вольт. Это соответствует 2 вольтам на каждую из 6 гальванических пар, соединенных последовательно. Между собой пары противоположно заряженных пластин разделены изолирующими перегородками. Схема автомобильного аккумулятора представлена на рисунке ниже.

Сам аккумулятор конструктивно выполнен в виде параллелепипеда, в котором расположены блоки из пластин, залитые электролитом. Верхняя часть представлена крышкой с выведенными «плюсовым» и «минусовым» контактами. В зависимости от вида аккумуляторной батареи в крышке может быть доступ к возможности доливать дистиллированную воду или корректирующий электролит.

Для грузовых автомобилей с напряжением питания бортовой сети в 24 вольта предусматривается установка 2 аккумуляторов по 12 вольт. Пусковой ток здесь значительный и емкости батарей значительно отличаются от аналогов для легковых автомобилей. Отсюда и увеличенные габариты изделий. Подбор аккумулятора по авто предполагает знание требуемых характеристик батареи для конкретного автомобиля.

Варианты диагностики аккумулятора

Диагностика аккумулятора автомобиля возможна несколькими способами. Что-то можно сделать своими руками, даже не заезжая на сервис. Итак, рассмотрим подробнее. Выявление неисправностей аккумулятора можно разбить на несколько этапов:

  • проверка уровня электролита в каждом блоке или, по народному, «в банке»;
  • проверка плотности электролита;
  • определение уровня электрического заряда.

Третий этап можно производить различными способами, а точнее, с помощью разного диагностического оборудования.

Проверка уровня электролита

Проверка автомобильного аккумулятора начинается с проверки уровня электролита. Это делается простым визуальным способом. Сначала открывается доступ к внутренней части с пластинами. В разных аккумуляторах это реализовано различными способами. Чаще всего в верхней крышке снимается специальная заглушка, которая может быть общей для всех 6 «банок», а может - раздельной. Визуально электролит должен полностью покрывать пластины АКБ. Для точного определения уровня можно воспользоваться простой стеклянной трубочкой. Трубка опускается в аккумулятор, после чего верхнее отверстие прижимается пальцем, и она достаётся наружу. Здесь уровень можно легко померить линейкой.

Нормальным считается столб электролита над пластинами в 12-15 мм. Если жидкости меньше, её необходимо добавить. А если уровень электролита выше 15 мм, это тоже плохо. Лишнее нужно будет убрать шприцем или той же «диагностической» стеклянной палочкой. А что делать, если стоят необслуживаемые аккумуляторы? Диагностика неисправностей в таких случаях ограничивается тестерами.

Проверка плотности электролита

Для проверки плотности электролита используют ареометр. Это специальный Он представляет собой стеклянную колбу с грушей с одного конца и наконечником с другого. Внутри имеется подвижный уровень. Замер электролита происходит следующим способом. Наконечник ареометра погружают в аккумулятор и с помощью груши набирают электролит в колбу. В зависимости от плотности уровень ареометра располагается однозначным способом. Нормальная плотность электролита колеблется с 1,24 до 1,29 г/см 3 . Здесь максимальная плотность соответствует зимнему периоду, а минимальная - летнему.

Любая диагностика аккумулятора автомобиля начинается с визуального осмотра. Плотность электролита внешне также можно оценить. Если цвет жидкости темноватый или имеет красные оттенки, то, скорее всего, пластины аккумулятора начали разрушаться - такое устройство восстановлению не подлежит. Электролит должен быть прозрачным.

Определение уровня заряда аккумулятора

Определить уровень заряженности батареи можно несколькими способами. В зависимости от используемого оборудования выделяют следующие проверки:

  • с помощью мультиметра;
  • посредством нагрузочной вилки;
  • с помощью специального оборудования.

Самый простой и доступный из них - использование мультиметра или вольтметра. Замеры необходимо производить на отключённом от автомобиля АКБ и как минимум через час после того, как авто было заглушено. Это важно - для большей точности. Номинальный показатель напряжения на исправном аккумуляторе 12,5-13 вольт. При этом верхнее значение соответствует полностью заряженному, а нижнее - наполовину разряженному.

Для определения напряжения при нагрузке АКБ опять подключается к автомобилю и проверяется на запущенном авто. При этом показатель напряжения не должен быть ниже 13,5 вольт. Разброс измерений должен лежать в пределах 13,5-14 вольта. Если же напряжение на вольтметре меньше 13,5, то стоит задуматься о работоспособности генератора автомобиля.

Использование нагрузочной вилки

Диагностика заряда аккумулятора при помощи - достаточно простое мероприятие, занимающее минимум времени. Для большей точности измерение лучше производить на отключенном или снятом с автомобиля аккумуляторе. Сначала замеряют номинальный показатель напряжения, а затем дают нагрузку в течение 5 секунд. За это время напряжение естественным образом понижается. Хорошим показателем будет уменьшение параметра до 10 вольт. Если после 5 секунд под нагрузкой аккумулятор показывает меньше 10 вольт, налицо явная неисправность.

Разнообразие диагностического оборудования

Кроме стандартных тестеров и нагрузочных вилок, для АКБ существуют разнообразные приборы для диагностики аккумуляторов. Кроме функций мультиметра, такие устройства замеряют пусковой ток для холодного двигателя, емкость каждой отдельной «банки», заряжаемость АКБ и позволяют продиагностировать всю систему пуска двигателя. К таким диагностическим приборам можно отнести тестер MICRO-768A. Изделие удобно как в эксплуатации, так и в переноске в компактном кейсе.

Причины выхода аккумулятора из строя

Существует не так много причин, когда аккумулятор автомобиля требует особого обращения или даже замены. Как сделать диагностику аккумулятора быстро и качественно? Для начала нужно выделить внешние повреждения и внутренние проблемы. К внешним факторам можно отнести физические повреждения корпуса, а также сильное окисление внешних контактов. Первые лечатся пластиковыми заплатками либо полной заменой изделия. Контакты же просто очищаются мелкой наждачной бумагой, а затем смазываются контактной смазкой.

Внутренние проблемы аккумулятора также могут быть различного характера. Среди самых известных проблем:

  • сульфатация пластин АКБ;
  • замыкание пластин;
  • осыпание пластин;
  • выкипание электролита;
  • падение плотности электролита.

Последний пункт в сильные морозы может привести к полному выходу из строя всего изделия. Происходит это из-за замерзания электролита малой плотности и повреждению "банок" аккумулятора вследствие расширения замерзающего состава.

Способы восстановления аккумуляторов

Существует несколько вариантов помощи при восстановлении батареи автомобиля. Самый простой вариант доступен каждому, кто имеет обыкновенное зарядное устройство, это несколько циклов заряда-разряда. Важные моменты в этом случае следующие:

  • перед зарядкой необходимо проверить уровень электролита в аккумуляторе и при его нехватке долить дистиллированную воду;
  • зарядку следует начинать с маленького тока, примерно 1-2А;
  • разряжать АКБ можно с помощью обыкновенной лампы накаливания, но при этом нельзя допускать разряда меньше чем 10,5А.

Хорошие результаты дают специальные зарядные устройства с импульсным режимом и функцией десульфатации. Диагностика и восстановление аккумуляторов в этом случае самое простое. Подключил к устройству, и по истечении определенного времени забрал уже готовый результат. Работает всё в автоматическом режиме. Если это не поможет - остаётся вариант с заменой батареи. При этом не забываем про подбор аккумулятора по авто.

Минус такого восстановления только один - стоимость импульсного зарядного устройства. Рыночная цена хорошего десульфатора начинается от 10 тысяч рублей. То есть покупка нового аккумулятора обойдётся гораздо дешевле.

Использование специального раствора

Гораздо сложнее «лечить» АКБ, если произошло замыкание пластин. Диагностика аккумулятора автомобиля, конечно, могла быть ошибочной. Однако, если замыкание произошло, то в некоторых случаях помогает простая промывка. Ведь замкнуть могло от осадка на дне «банки». Промывание аккумулятора проводится как дистиллированной водой, так и специальными растворами, такими как раствор трилон Б. Кстати, с помощью него также можно производить десульфатацию аккумулятора. Делается это следующим образом:

  • с помощью шпица откачивается электролит;
  • заливается трилон Б, так чтобы пластины полностью были им покрыты;
  • АКБ оставляется примерно на час, при этом идёт достаточно бурная реакция кипения и все сульфаты растворяются;
  • с помощью шприца всё сливается и промывается несколько раз дистиллированной водой;
  • после промывки в аккумулятор заливается готовый электролит и производится зарядка.

Среди минусов такой промывки - угроза разрушения пластин у старых АКБ. А при промывке также легко можно замкнуть между собой пластинки кусочками свинца. Аккуратность в работе с аккумуляторами должна быть очень высокой.

Для любителей экспериментов

Для обычных обслуживаемых аккумуляторов существуют и более экстремальные способы восстановления. Например, для очистки пластин от сульфатов делается простая чистка путём вынимания каждой пластины. Делать это нужно очень аккуратно из-за высокой хрупкости изделий. Если верхняя крышка АКБ не подразумевает такого подхода, применяется грубая сила и инструменты. Главное - чтобы после такого процесса изъятия пластинок все полученные отверстия заделать до получения прежней герметичности.

Если в «банке» аккумулятора присутствует черный осадок или виднеются кусочки свинца с осыпавшейся пластины, такой АКБ лучше не восстанавливать, а сразу заменить на новый.

Профилактика неисправностей

Многие проблемы, возникающие в процессе эксплуатации аккумуляторов, решаются на стадии обслуживания и профилактики. Простое следование нескольким правилам продлит работу АКБ и снимет многие будущие вопросы. В первую очередь регулярно стоит проверять уровень и плотность электролита. В случае недостачи нужно долить дистиллированной воды, а в случае недостаточной плотности поставить АКБ на зарядку. В сильные морозы плотность аккумулятора лучше поддерживать на уровне 1,4 г/см 3 . А если нет уверенности в хорошей плотности, лучше снять и занести АКБ в теплое помещение.

Владельцы современных мобильных телефонов постоянно сталкиваются с такой проблемой - батарея перестает держать заряд. Поэтому вопрос телефона?" вполне логичен, ведь покупать новую батарею практически никогда не хочется.

Почему аккумулятор плохо держит заряд

Со временем емкость батареи падает - это физический процесс, который невозможно предотвратить. У аккумулятора есть свой срок годности, и когда он подходит к концу, свойства аккумулятора начинают портиться. Однако ответ на вопрос "Можно ли реанимировать аккумулятор для телефона?" остается положительным - продлить срок его службы вполне возможно, и ниже мы расскажем как.

Кроме того, батарея может хуже держать заряд из-за физической неисправности - загрязненности контактов или вздутия. Тут, скорее всего, понадобится его заменить.

Почему телефон не заряжается

Не заряжается аккумулятор обычно из-за каких-то физических неисправностей. Можно реанимировать аккумулятор телефона в такой ситуации? Нет, скорее всего, нельзя, так как поломка не позволит это сделать. Однако бывает так, что аккумулятор не получается зарядить, если он давно полностью разрядился, то есть произошла глубокая разрядка. И в этом случае батарее телефона еще можно помочь.

после глубокой разрядки при помощи батарейки

Если полностью и давно не заряжался, то он вполне может не реагировать на обычную зарядку. В этом случае можно попробовать зарядить его от другой батарейки. Для этой процедуры вам понадобится:

  • Девятивольтовая батарейка.
  • Десять сантиметров изоленты.
  • Два обычных тонких электропровода.
  • Непосредственно "убитый" аккумулятор.
  1. Обмотайте провода изолентой, оставив свободными края с обеих сторон.
  2. Подсоедините один провод одним концом к контакту "плюс", а другой провод - к контакту "минус". Понять контакты можно по маркировке. Обязательно используйте два разных провода.
  3. Примотайте провода изолентой.
  4. Другие концы проводов соедините соответственно с плюсом и минусом батарейки. Обязательно соединяйте плюс аккумулятора с плюсом батарейки, и минус аккумулятора с минусом батарейки! В противном случае может произойти короткое замыкание, что приведет к удару током и порче обоих источников питания.
  5. Примотайте провода изолентой к батарейке.

После этих манипуляций ждите до тех пор, пока батарея телефона немного не нагреется. Обычно это занимает примерно минуту. После этого дайте аккумулятору остыть и поместите его в телефон. Если телефон включается, то поздравляем - вы только что узнали, как реанимировать аккумулятор телефона!

Как реанимировать аккумулятор телефона в домашних условиях «лягушкой»

Еще один достаточно простой способ восстановления аккумулятора - зарядка его устройством «лягушка». Этот прибор позволяет быстро зарядить даже полностью разряженный аккумулятор. Он представляет собой блок, который включается в розетку. К нему подключается аккумулятор, затем контакты «лягушки» соединяются с контактами "пациента" и начинается зарядка. Как правило, много времени она не занимает. Многим помогает именно этот способ, хотя эффективен он не всегда.

Замораживание батареи

Многие из нас слышали вопрос «Как реанимировать аккумулятор телефона в морозилке?». Вопрос кажется странным, однако на самом деле это весьма эффективный метод. Он осуществляется в несколько этапов:

  1. Вытащите из телефона полностью разряженный аккумулятор.
  2. Поместите его в пакет. Он должен быть пластиковым и герметичным, чтобы на батарею не попала вода.
  3. Положите пакет с аккумулятором в морозильник примерно на 12 часов.
  4. Лучше подложите что-нибудь под пакет, чтобы тот не примерз к дну морозилки.
  5. Через 12 часов вытащите аккумулятор и дайте ему нагреться до комнатной температуры. Ни в коем случае не вставляйте в телефон холодный аккумулятор!
  6. Протрите батарею от влаги, вставьте в телефон и включите мобильный.
  7. Если телефон включается, то поставьте его на зарядку.

Низкая температура немного восстанавливает энергию аккумулятора и позволяет эффективно заряжать его от обычных зарядных устройств. Кстати, иногда это помогает и в том случае, если аккумулятор просто стал хуже держать заряд.

Важные предупреждения

  • Ни в коем случае не оставляйте аккумулятор подключенным к девятивольтовой батарейке надолго - это может привести к его взрыву.
  • Иногда если надолго оставить их в морозилке. Это связано с тем, что для батареи не менее губительно слишком длительное воздействие низкой температуры.

  • Если вам кажется, что аккумулятор неисправен, то проверьте сначала, нет ли проблемы с зарядным устройством. Возможно, телефон не заряжается из-за того, что сломалось именно оно.
  • Пытайтесь зарядить от девятивольтовой батарейки только полностью разряженные аккумуляторы. Если батарея работает, то она легко может загореться либо вообще взорваться.
  • Обязательно помещайте аккумулятор в морозильник в герметичном пакете - так он не испортит вам еду, если вдруг подтечет.

Если вы будете следовать этим советам, то вопрос, как реанимировать аккумулятор телефона, решится для вас быстро и без проблем.

Как восстановить прежнюю емкость аккумулятора

Если ваш аккумулятор не «умер», а просто стал хуже держать заряд, то в домашних условиях с помощью нескольких манипуляций вы можете на некоторое время вернуть ему емкость. Для этого вам понадобится эта деталь, источник тока с регулировкой напряжения силы, реостат и вольтметр.

  1. Подключите параллельно аккумулятору реостат и вольтметр.
  2. Понизьте напряжение до одного вольта, но не ниже 0,9 вольт.
  3. Следите, чтобы батарея была не горячее 50 °С. Если она нагреется сильнее, то отключите ее и охладите до комнатной температуры.
  4. Подождите примерно 15 минут.
  5. Подключите батарею и амперметр последовательно, а вольтметр и источник тока параллельно. Один контакт вольтметра соедините со свободным полюсом батарейки, а другой - с контактом амперметра.
  6. После этого медленно закрепите на батарее термодатчик и поставьте с помощью регулятора минимальное напряжение.
  7. Затем осторожно поднимайте его, пока сила тока не станет равна одной десятой ёмкости аккумулятора.
  8. Каждые пять минут повышайте уровень напряжения, а когда сила тока станет снижаться, делайте это каждый час.
  9. Когда напряжение дойдет до 1,5 Вольт, просто оставьте батарею на зарядке.
  10. Через 5-6 часов или раньше сила тока упадет до нуля. В этот момент отключите зарядку.
  11. Подождите примерно полчаса и поставьте телефон на обычную зарядку.

Иногда подобную процедуру следует повторять несколько раз, но результаты могут быть действительно впечатляющими.

Теперь вы знаете, как реанимировать аккумулятор телефона в различных, даже самых сложных ситуациях. Для одних способов вам не потребуется практически ничего, а для других нужны будут минимальные навыки обращения с электричеством. Если вы считаете, что их у вас нет, то попробуйте отдать аккумулятор в сервисный центр. Иногда за его восстановление берут не такие уж большие суммы.

Если же восстановить аккумулятор так и не удастся, то задумайтесь о покупке нового - все равно у любого устройства есть тот или иной срок службы, и продлить его можно далеко не всегда. А аккумуляторы, даже фирменные, сегодня стоят не так уж дорого.

  • снижение уровня электролита
  • саморазряд
  • сульфатация пластин
  • короткое замыкание пластин
  • механические повреждения отдельных частей батареи

Указанные неисправности приводят к уменьшению электрической емкости, повышению внутреннего сопротивления и уменьшению напряжения батареи при разряде. Механические повреждения могут привести к полной потере работоспособности батареи. Короткое замыкание в аккумуляторе вызывает саморазряд и понижение напряжения при заряде и разряде батареи, а неплотность контакта в зажимах - чрезмерный их нагрев, уменьшение напряжения разряда и повышение его при заряде. Низкая плотность электролита приводит к потере работоспособности батареи, а при низких температурах - к возможному замерзанию электролита.

У стартерной свинцово-кислотной аккумуляторной батареи при техническом обслуживании проверяют:

  • отсутствие трещин в баке
  • отсутствие следов расплескивания электролита и чистоту поверхности батареи
  • плотность крепления батареи в гнезде и контактов наконечников проводов с клеммами батареи
  • отсутствие засорения вентиляционных отверстий, налетов от окисления на штырях и зажимах
  • уровень электролита в каждом аккумуляторе
  • соответствие плотности электролита норме
  • работоспособность батареи под нагрузкой

Трещины в баке

Трещины в баке определяют по следам просачивания электролита или переносным вольтметром, один провод которого присоединяют к любому выводному штырю, а другим касаются поверхности бака в местах предполагаемых трещин. Отклонение стрелки вольтметра указывает на наличие трещин. Загрязненную и залитую электролитом поверхность батареи протирают тканью, смоченной 10-процентным раствором нашатырного спирта или двууглекислой соды. Засоренные вентиляционные отверстия прочищают деревянной палочкой. Применение для этой цели медной или железной проволоки недопустимо. Окисленные штыри и зажимы зачищают шабером. После затяжки гаек зажимы и штыри смазывают техническим вазелином или солидолом.

Уровень электролита

Уровень электролита должен быть выше предохранительного щитка на 10- 15 мм. Для проверки уровня в электролит через отверстия в крышках баков погружают стеклянную трубку (наружным диаметром 6 - 8 мм, внутренним - 4 - 6 мм) до упора в предохранительный щиток. На нижнем конце трубки на расстоянии 10 и 15 мм нанесены метки. Зажав верхнее отверстие пальцем, вынимают трубку из аккумулятора. Оставшийся в трубке электролит укажет высоту его уровня. При пониженном уровне электролита в аккумуляторы батареи доливают дистиллированную воду. Электролит доливают лишь в случае, когда понижение его уровня вызвано утечкой или расплескиванием. Уровень электролита в аккумуляторных батареях проверяют зимой через 10-15 дней, летом в жаркую погоду — через 5-6 дней.

Для заполнения аккумуляторов дистиллированной водой или электролитом можно пользоваться сосудом, автоматически прекращающим подачу жидкости после достижения нормального уровня в аккумуляторе. В аккумуляторных батареях, имеющих на крышках вентиляционные штуцера, необходимый уровень электролита устанавливается автоматически при доливке.

Понижение уровня электролита в аккумуляторах при незначительно меняющейся плотности электролита указывает на его утечку через трещины в баке.

Рис. Сосуд для заполнения аккумуляторов электролитом или дистиллированной водой:
1 - уровень электролита; 2 - сливная трубка; 3 - воздушная трубка

Рис. Определение плотности электролита при помощи ареометра

Плотность электролита

Плотность электролита проверяют ареометром, представляющим собой стеклянную трубку, внутри которой помещается собственно ареометр со шкалой плотности от 1,00 до 1,32. При помощи резиновой груши электролит засасывается через наливное отверстие в крышке аккумулятора. Разность плотности электролита в отдельных аккумуляторах не должна быть более 0,1. В центральных районах СССР плотность электролита полностью заряженной батареи (с сепараторами из мипора или мипласта) при температуре +20°С для летнего и зимнего периодов должна составлять 1,27 г/см3. Если температура электролита отличается от +20°С более чем на 15°С, то к показаниям ареометра необходимо вводить температурную поправку.

По плотности электролита можно определить степень разряженности аккумуляторной батареи, если известна плотность при последнем заряде батареи.

Понижение плотности электролита на 0,01 приближенно соответствует разряженности батареи на 6%. Батарею, разряженную более чем на 25% зимой и па 50% летом, необходимо снять с автомобиля и подзарядить. Работоспособность аккумуляторной батареи проверяют по постоянству и величине напряжения под нагрузкой.

Рис. Нагрузочная вилка ЛЭ-2:
а - общий вид; б - электрическая схема; 1 - ручка; 2 - левая клемма; 3 вольтметр; 4 — контактные ножки; 5 - правая клемма; 6 - корпус; 7 и 8 - сопротивления

Падение напряжения АКБ

Наиболее простым прибором для контроля каждого аккумулятора батареи служит нагрузочная вилка ЛЭ-2, состоящая из двух металлических остроконечных контактных стержней, между которыми включен вольтметр и нагрузочное сопротивление, закрытое кожухом.

Напряжение на зажимах аккумулятора под нагрузкой зависит от его емкости: чем меньше емкость аккумулятора, тем меньше напряжения на зажимах. Поэтому для проверки батарей, имеющих различную емкость, у вилки предусмотрены два сменных сопротивления, которые включаются специальными контактными гайками.

Величина нагрузочных сопротивлений вилки равна 0,018 - 0,020 и 0,010 - 0,012 ом. Величина тока при включении нагрузочной вилки достигает 100-150 а, что соответствует средней силе тока при включении стартера. Вольтметр вилки ЛЭ-2 имеет шкалу в пределах 3 - 0 - 3 в.

Напряжение на штырях одного аккумулятора при проверке нагрузочной вилкой в зависимости от степени его разряженности соответствует следующим значениям:

Разница в напряжении отдельных аккумуляторов батареи не должна превышать 0,1 в, а напряжение при измерении вилкой должно оставаться неизменным в течение 5 сек. Аккумуляторную батарею можно проверять также на приборах ЛЭ-1 и Э-5. В этом случае определяют напряжение батареи без нагрузки и под нагрузкой (при включении стартера).

Наиболее часто причиной уменьшения емкости и резкого падения напряжения аккумуляторной батареи под нагрузкой является образование на пластинах сернокислого свинца крупной кристаллической структуры (сульфатация), не восстанавливаемого при обычном эксплуатационном заряде батареи. Сульфатация происходит в результате чрезмерного и глубокого разряда батареи, эксплуатации ее с пониженной или повышенной плотностью электролита, хранения в разряженном состоянии и большого количества вредных примесей в электролите. Падение напряжения в этом случае будет наблюдаться, несмотря на нормальную плотность электролита и нормальное напряжение батареи, без нагрузки; при включении на заряд нормальным током аккумулятор «закипает», показывает высокое напряжение и не принимает заряда.