Заполярная африканда. Африканда - Мы земную жизнь перевернем! Населенный пункт африканда

Военный городок при одноимённом аэродроме и железнодорожной станции, неподалёку от города Полярные Зори Мурманской области.

Основан в 1937 году после открытия месторождения титановых руд. В годы войны на территории поселка размещался военный аэродром, где базировались различные авиационные части. Нередко Африканда становилась объектом секретных операций. Аэродром также использовался и для дозаправки/ремонта самолетов союзников, направляющихся вглубь СССР.

В послевоенные годы Африканда не утратила свой военный статус, на аэродроме продолжали базироваться авиационные части, в Африканде в 1953 г был построен новый аэродром с БВПП 2 класса (одним из первых в Заполярье). На африкандский аэродром «заселился» вошедший в состав ПВО 431-й истребительный авиационный полк. Для гарнизона было построено множество довольно комфортабельных по тем временам одно- и двухэтажных домов. Постепенно авиаполк обрастал инфраструктурой, богател, появились и пятиэтажные дома – сначала кирпичные, потом блочные, построили школу, детсад, офицерский клуб.

В четырех километрах от военной Африканды начали строить гражданский посёлок, занятый добычей титановой руды. В обиходе их называли так: военная – Африканда-2 (потому что она дальше от города, хотя и старше), гражданская – под номером 1. Когда в Африканду в 1970-е годы пришел ленинградский институт «Механобр», который работал с рудами, началась совсем бурная жизнь.

В 1991 году закрылся и выехал «Механобр». В 1993 г. 431 истребительный авиаполк был расформирован и на его базе, а также переведенного с аэр.Рогачево (Новая Земля) 641 истребительного авиаполка был сформирован новый 470 гвардейский Виленский ордена Кутузова истребительно-авиационный полк на Су-27 (самолеты переведены с Новой Земли, личный состав - частично оттуда же, частично из бывшего 431 истребительного авиаполка.

В 2001 г. 470-й гвардейский Виленский ордена Кутузова истребительно-авиационный полк был также расформирован, самолеты переданы в 941 истребительный авиаполк в Килп-Явре, который после этого был переформирован в 9 гвардейский истребительный авиаполк. После этого Минобороны решило сократить авиабазу и перевести полк под Мурманск, в местечко Килпъявр. В настоящий момент большая часть посёлка брошена, расселение оставшихся жителей продолжается.

Старая застройка Африканды-2 относится к 50-м годам. Эти дома на 90% пришли в негодность. Стропила там деревянные, перекрытия тоже, всё давно сгнило. Плюс (вернее, минус) - заполярные условия, вечная мерзлота. Здесь в июне земля оттаивает на штык лопаты, поэтому все местные огороды - практически насыпные, а деревья имеют поверхностную корневую систему.

Откуда бы в Мурманской области взяться Африке? Местная легенда объясняет это так: «Был необыкновенно жаркий для этих широт день. Строители загорали на берегу озера. Один сказал: "Африка!" Другой подтвердил: "Н-да". Так возникла Африканда.

Вообще-то Африканд две: Африканда-1 (железнодорожная станция и военный городок) и Африканда-2 (рабочий поселок), обе входят в городской округ Полярные Зори. История Африканды не слишком длинна - укладывается меньше чем в век.

В 1925 году здесь появилась железнодорожная станция. Позже разместился военный гарнизон и одноименный аэродром. В войну он также использовался для дозаправки и ремонта самолетов союзников. В 1953 году был построен новый аэродром, здесь стал базироваться 431-й истребительный авиационный полк. Для гарнизона возвели дома, школу, детсад, больницу, офицерский клуб, дом культуры.

В 1937 году неподалеку открыли месторождение титановых руд, построили фабрику, а при ней и рабочий поселок. Довольно долго жизнь здесь била ключом. Даже хорошую дорогу к Полярным Зорям построили. Однако в 1991-м все работы свернули, от фабрики осталась только котельная. В то же время по военным гарнизонам прокатилась волна расформирований, а в 2001 году авиабаза и вовсе «попала под сокращение».

С тех пор стали говорить, что здесь бывают только плохие новости. «Бывший военный поселок Африканда в Мурманской области превращается в призрак!» - писали газеты. Правда, год назад у африкандцев (как они сами себя называют) появилась надежда на возрождение разработки титановых руд, а стало быть, и всего поселка. Месторождение, расположенное в километре от Африканды, в Кандалакшском районе, по потенциальным ресурсам титановых руд относят к классу месторождений-гигантов.

Вот так. А теперь давайте дружно поплачем в комментариях о будущем Апатитов.

У всякого, кто хоть сколько-то чувствителен к словам, название "Африканда" на карте Кольского полуострова вызывает когнитивный диссонанс. Потому что, ясное дело, ассоциация одна - с Африкой, а какая нафиг Африка в Заполярье?!
Вот и я несколько лет дивилась такой странности, а потом наконец собралась и доехала.

Доезжать всегда полезно. И не только потому, что лучше один раз увидеть. Но и потому, что когда собираешься ехать, то начинаешь вникать в пердмет. Я, во всяком случае, вникаю. И хорошо, что вникла заранее, а то бы вообще ничего не поняла.
Для начала, Африканд оказалось две. А на самом деле даже и больше.


Но сначала скажу про название, потому что все равно происхождение названия всех интересует намного больше количества и качества всех Африканд вместе взятых.

По поводу названия гуляет в народе такая версия, что кто-то из основателей поселка - то ли геологи, то ли путейцы, то ли строители - работали в жару, и один сказал: «Африка!», а другой подтвердил: «Н-да…».
Эту байку явно запустил некто, напрочь не знакомый с местными названиями. Топоним "Канда" на Кольском встречается часто, и его присутствие в слове сразу наводит на мысль о переделке какого-то исконно местного названия. И впрямь. Губа на озере Имандра , рядом с нынешней Африкандой называется Охта-Канда.
А теперь смотрим, что пишет А.Е. Ферсман в книге "Воспоминание о камне", 1958 г.

"Геохимики нашли около самого разъезда № 68 замечательное месторождение. Они говорят, что здесь открыты мировые руды титана, сотни миллионов тонн на одной маленькой горушке. Ну, значит, будут строить завод, фабрику, поселок.
Даже неловко: мировые руды, а разъезд просто номер 68. Так думает старый железнодорожник. "Надо переименовать. Да опять эти минералоги будут смеяться, назовешь их словом, а они тебя этим словом! Не знаю. Да и жарко сегодня, не до крестин. Пойти бы выкупаться в Имандре, а то невмоготу, тут еще пристал диспетчер: поезжай в Охтоканду, принимай какой-то барак, кляузное дело, и в такую жару! Ну, просто Африка, Африканда какая-то!"
Разъезд был назван Африкандой...
Ей-богу, я верно все рассказал о рождении слова.
Правда, немного приукрасил, но, как говорят, ориентировочно все правильно".

Так что сначала была все-таки Охта-Канда. После переиначенная в Африканду, то ли впрямь от жары, то ли от известного обыкновения топографов сводить незнакомые и непонятные слова к привычным.

С 1925 г. тут была железнодорожная станция, при которой начал нарастать поселок. Вот она станция.

Ни снаружи, ни внутри ни единой живой души не обнаружено.

Африканда-1 выросла на почве военного аэродрома, его территория видна на карте, там своя богатая история .
Пишут, что пока аэродром был жив, Африканда-1 процветала. Базировавшийся там полк был элитным, строилось жилье, были богатые военторговские магазины и прочая инфраструктура, жизнь кипела. Кипела она до 2001 г., когда авиаполк был расформирован и переведен под Мурманск, а все нажитое, как водится у нас, брошено.

Нынче дорога на аэродром на замке, замок легко обходится сбоку, но пешком на аэродром мы не поперлись. Перед воротами колоритная и с виду почти свежая солдатская баня.

Некогда процветавший поселок имеет вид не просто нежилой, но устрашающе нежилой. Хотя из трубы котельной идет дым, в паре-тройке домов признаки жизни видны и рядом стоят вполне приличные машины.

Даже гаражи около ж/д станции выглядят более жизнеутверждающе.

Гражданская история Африканды началась в 1949 г. со строительства завода по обогащению титан-содержащих руд, Завод работал до 1991 г. Пишут, что сейчас часть завода используется под производство щебенки и на территории присутствует охрана. Мы увидели только титанические руины, величие которых усугубляется расположением в красивом месте на берегу Имандры.
Эту штуку видно с дороги, она находится между Африкандой-1 и Африкандой-2.

Африканда-2 строилась как поселок для рабочих обогатительной фабрики и имеет также местное название Промстрой или просто Пром. В 1991 г., когда закрыли фабрику, работы для жителей поселка не стало. Население, естественно начало сокращаться.

Численность населения

Но, как ни странно, Африканда-2, в отличие от Африканды-1 вовсе не производит впечатления мертвого поселка. Наоборот, она выглядит не только живой, но очень даже симпатичной.

Пишут, что в прежние времена гражданская Африканда (№2) завидовала военной (№1), где и магазины были лучше, и движухи больше. Сейчас в это трудно поверить. Африканда-2 выглядит практически как город моей мечты - очаровательные двухэтажные домики с балконами и эркерами, вольно расположенные между сосен. Очень правильно её когда-то построили.

Там даже обнаружилась, совсем уж неожиданно, Детская школа искусств.

А около Дома культуры разворачивалось большое народное гулянье в честь - не пасхи, не угадали, а проводов зимы - с детскими аттракционами и шашлыками.

И шашлык, кстати, был очень вкусный.

Не знаю, как в другое время, а в Светлое Христово Воскресенье Африканда-2 выглядела исключительно привлекательно.
Если не задаваться вопросом, где работают живущие там люди, потому что работать-то им явно негде.
И если не смотреть на те из очаровательных домиков, которые уже стоят пустые и брошенные. И не думать о том, что таких домов в Африканде будет неизбежно становиться все больше и больше...

P.S. Жители Африканды-2 поддерживают африканский колорит.

Координаты

Название

Название станции появилось в разговоре инженеров-путейцев, проектировавших линию. В нетипично жаркий день они шутили: «жарко, как в Африке» и полушутя назвали будущую станцию Африкандой, впоследствии название закрепилось.

История

Основан при железнодорожной станции, появившейся в декабре 1925 года .

Население

Численность населения, проживающего на территории населённого пункта, по данным Всероссийской переписи населения 2010 года составляет 1644 человека, из них 791 мужчина (48,1 %) и 853 женщины (51,9 %) .

Инфраструктура

Состоит из двух частей: Африканда-1 (военный городок) и Африканда-2.

В посёлке имеются средняя школа, детский сад, больница, дом культуры, почта и отделение Сбербанка.

Транспорт

Между Африкандой и Полярными Зорями курсирует рейсовый автобус и маршрутное такси. Также ходит электричка до Кандалакши и Апатитов .

Напишите отзыв о статье "Африканда"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Африканда

– Песенники вперед! – послышался крик капитана.
И перед роту с разных рядов выбежало человек двадцать. Барабанщик запевало обернулся лицом к песенникам, и, махнув рукой, затянул протяжную солдатскую песню, начинавшуюся: «Не заря ли, солнышко занималося…» и кончавшуюся словами: «То то, братцы, будет слава нам с Каменскиим отцом…» Песня эта была сложена в Турции и пелась теперь в Австрии, только с тем изменением, что на место «Каменскиим отцом» вставляли слова: «Кутузовым отцом».
Оторвав по солдатски эти последние слова и махнув руками, как будто он бросал что то на землю, барабанщик, сухой и красивый солдат лет сорока, строго оглянул солдат песенников и зажмурился. Потом, убедившись, что все глаза устремлены на него, он как будто осторожно приподнял обеими руками какую то невидимую, драгоценную вещь над головой, подержал ее так несколько секунд и вдруг отчаянно бросил ее:
Ах, вы, сени мои, сени!
«Сени новые мои…», подхватили двадцать голосов, и ложечник, несмотря на тяжесть амуниции, резво выскочил вперед и пошел задом перед ротой, пошевеливая плечами и угрожая кому то ложками. Солдаты, в такт песни размахивая руками, шли просторным шагом, невольно попадая в ногу. Сзади роты послышались звуки колес, похрускиванье рессор и топот лошадей.
Кутузов со свитой возвращался в город. Главнокомандующий дал знак, чтобы люди продолжали итти вольно, и на его лице и на всех лицах его свиты выразилось удовольствие при звуках песни, при виде пляшущего солдата и весело и бойко идущих солдат роты. Во втором ряду, с правого фланга, с которого коляска обгоняла роты, невольно бросался в глаза голубоглазый солдат, Долохов, который особенно бойко и грациозно шел в такт песни и глядел на лица проезжающих с таким выражением, как будто он жалел всех, кто не шел в это время с ротой. Гусарский корнет из свиты Кутузова, передразнивавший полкового командира, отстал от коляски и подъехал к Долохову.
Гусарский корнет Жерков одно время в Петербурге принадлежал к тому буйному обществу, которым руководил Долохов. За границей Жерков встретил Долохова солдатом, но не счел нужным узнать его. Теперь, после разговора Кутузова с разжалованным, он с радостью старого друга обратился к нему:
– Друг сердечный, ты как? – сказал он при звуках песни, ровняя шаг своей лошади с шагом роты.
– Я как? – отвечал холодно Долохов, – как видишь.
Бойкая песня придавала особенное значение тону развязной веселости, с которой говорил Жерков, и умышленной холодности ответов Долохова.
– Ну, как ладишь с начальством? – спросил Жерков.
– Ничего, хорошие люди. Ты как в штаб затесался?
– Прикомандирован, дежурю.
Они помолчали.
«Выпускала сокола да из правого рукава», говорила песня, невольно возбуждая бодрое, веселое чувство. Разговор их, вероятно, был бы другой, ежели бы они говорили не при звуках песни.
– Что правда, австрийцев побили? – спросил Долохов.
– А чорт их знает, говорят.
– Я рад, – отвечал Долохов коротко и ясно, как того требовала песня.
– Что ж, приходи к нам когда вечерком, фараон заложишь, – сказал Жерков.
– Или у вас денег много завелось?
– Приходи.
– Нельзя. Зарок дал. Не пью и не играю, пока не произведут.
– Да что ж, до первого дела…
– Там видно будет.
Опять они помолчали.
– Ты заходи, коли что нужно, все в штабе помогут… – сказал Жерков.
Долохов усмехнулся.
– Ты лучше не беспокойся. Мне что нужно, я просить не стану, сам возьму.
– Да что ж, я так…
– Ну, и я так.
– Прощай.
– Будь здоров…
… и высоко, и далеко,
На родиму сторону…
Жерков тронул шпорами лошадь, которая раза три, горячась, перебила ногами, не зная, с какой начать, справилась и поскакала, обгоняя роту и догоняя коляску, тоже в такт песни. Эта статья о населённом пт. О аэродроме смотри статью Африканда (аэродром) .

Африканда - посёлок в Мурманской области. Входит в городской округ город Полярные Зори. Население 1908 жителей (2002). Состоит из 2-ух частей: Африканда-1 (военный городок) и Африканда-2. Основан при жд станции, появившейся в декабре 1925 года. В посёлке расположен одноимённый аэродром расформированного в 2001 году истребительного авиаполка, прикрывавшего 6 армейскую ракетную бригаду. В посёлке имеются средняя школа, детский сад, больница, дом культуры.

Рядом с военным городком размещается рабочий поселок Африканда-2 - посёлок при обогатительной фабрике, в данный момент закрытой. Живут в нём в первую очередь бывшие работники фабрики, а еще семьи работников Кольской АЭС, располагаемой в городе Полярные Зори. В посёлке имеется школа, детский сад, почта и отделение Сбербанка.


Дома в Африканде

Меж Африкандой и Полярными Зорями курсирует рейсовый автобус и маршрутное такси. Еще ходит электричка до Кандалакши и Апатитов.

Название станции появилось в разговоре инженеров-путейцев, проектировавших линию. В непривычно жаркий день они шутили: «жарко, как в Африке» и полушутя назвали будущую станцию Африкандой, в последствии что название закрепилось.

С 1935 по 2004 г. имел статус посёлка городского типа.

Примечания

  1. ^ А. В. Суперанская. Общественная теория имени собственного. - Мтр.: Наука, 1973. - Страница 86
  • Сайт, посвящённый истории посёлка; фото
Населённые пункты в городском окружении Полярные Зори Мурманской области

Африканда | Зашеек |Полярные Зори

Категории:

  • Населённые пункты по алфавиту
  • Населённые пункты, основанные в 1925 году
  • Населённые пункты городского округа город Полярные Зори
  • Бывшие посёлки городского типа Мурманской области
Скрытые категории:
  • Статьи о населённых пт без категории в справочнике 24map
  • Справочник по географии Мурманской области
Картографические Материалы соседних городов и населенных пунктов (спутниковые карты):