Должностная инструкция дежурного водителя. Сборник инструкций для водителей по обеспечению безопасности движения. Порядок экстренной эвакуации пассажиров при дорожно-транспортных происшествиях для водителей автобусов, занятых на перевозке пассажиров

ПРАВИЛА РЕГИСТРАЦИИ.

Обязанности Водителя:

  1. Получить у «Перевозчика» НОМЕР отгрузки, для регистрации не позднее, чем за три часа до назначенного времени отгрузки.
  2. Прибыть к терминалу Завода для регистрации, оформления и подготовки, не ранее чем за три часа и не позднее, чем за 30 минут до назначенного времени отгрузки.
  3. Ввести на экране терминала НОМЕР отгрузки. Далее следовать указаниям на терминале.
  4. Взять Талон. Убедиться в правильности сведений, указанных на Талоне. Хранить Талон вместе с документами.
  5. Быть готовым предъявить Талон: оператору выписки при оформлении документов на въезд; сотруднику Талон при въезде; кладовщику склада при загрузке.
  6. Сдать Талон по требованию.
  7. Если Водитель не может пройти регистрацию по причине отсутствия у «Заказчика» в срок согласно п. 3.2.3. настоящего Договора сведений о Водителе, назначенном на рейс и транспортном средстве, Водитель обязан обратиться к «Перевозчику» с целью уточнения информации.
  8. Если Водитель прибыл раньше, чем за три часа до назначенного времени отгрузки, ему необходимо переехать на городскую стоянку и прибыть для регистрации и загрузки в регламентное время Согласно Заявке (Приложение №4).
  9. Если Водитель прибыл позже, но во время работы склада, регистрация возможна.
    • «Заказчик» согласно п. 3.1.7. настоящего Договора принимает решение о новой дате и/или новом времени загрузки в срок не более чем 20 минут после регистрации факта опоздания.
  10. Если Водитель прибыл позже, но после окончания работы склада, регистрация возможна.
    • «Перевозчик» получит сообщение о факте опоздания Водителя,
    • Водитель получит Талон с информацией о факте опоздания и необходимости назначения нового времени и/или новой даты загрузки.
    • «Заказчик» согласно п. 3.1.7. настоящего Договора принимает решение о новой дате и/или новом времени загрузки в срок не более чем 20 минут после начала следующего рабочего дня.
    • Водитель обязан пройти повторную регистрацию и прибыть под загрузку согласно вновь назначенной новой дате и/или новом времени загрузки.

ПАМЯТКА ВОДИТЕЛЮ:

  1. По прибытии к грузополучателю отметить место, время и дату прибытия на оборотной стороне путевого листа. Если отказываются делать отметку – звоните диспетчеру!
  2. Убедитесь, что вы приехали по адресу. Если есть сомнения что это именно та организация – звоните диспетчеру. Либо попросите у принимающего лица показать печать, которой он собирается делать отметку в ТН ТОРГ-12. Если ему нечего скрывать – он не будет препятствовать. Если по приезду Вас начинают переадресовывать – никуда не едем, звоним диспетчеру.
  3. Если груз шел с пломбой – обязательно присутствуйте при ее вскрытии. Если пломбу вскрыли без вас, или в ТН пишут «пломба повреждена», хотя она была цела – звоните диспетчеру.
  4. Водитель обязан присутствовать на разгрузке и участвовать в пересчете груза. В противном случае если возникнет недостача, а вы не считали, то, что разгружали, оплата недостачи будет из Вашего кармана.
  5. Сверяйте то, что фактически разгружают с тем, что написано в ТТН, если грузополучателей несколько. Потом будет трудно доказать, что вы перепутали и отдали вместо коробок с гайками коробки с золотыми слитками.
  6. Если груз разгружают так, что невозможно будет сделать повторный пересчет (в одно место с аналогичным ранее прибывшим грузом, либо сразу пускают в производство или вообще увозят в неизвестном направлении), вы обязаны делать следующее:
    • Остановить разгрузку, потребовать вызова старшего ответственного лица (завскладом, зав. производством и т.д.).
    • Позвонить диспетчеру и сообщить о происходящем.
    • Пусть возмущаются, сколько угодно. Если после выгрузки выйдет недостача, а проверить и пересчитать заново уже не будет возможности, оплачивать недостачу будете Вы – водитель.
  7. Если обнаружено несоответствие качества или количества груза, немедленно оповестить диспетчера и не подписывать никаких актов и документов до поступления от него указаний. Нет связи с экспедитором – стойте и ждите, пока будет связь. Это дешевле, чем взять на себя недостачу. Меньше подписываете документов – меньше ответственность.
  8. Внимательно смотреть - кто подписывает ТТН, какую печать ставит, и какие дополнительные отметки вписывает. Если на печати название фирмы не совпадает с названием в ТТН, значит, вы подарили груз посторонней фирме. Немедленно звоните диспетчеру! Если сделана приписка «принято с недостачей» - значит, на вас повесили недостачу груза. Звоним диспетчеру.
  9. Забрать две отмеченные ТТН с собой – нет ТТН, нет оплаты.

ПРАВИЛА ВЪЕЗДА НА ТЕРРИТОРИЮ ЗАВОДА
Въезд на территорию предприятия разрешён в случае, если водитель прошёл регистрацию и предоставил Талон регистрации на КПП.
Въезд не прошедших регистрацию автотранспортных средств на территорию предприятия не возможен.
На территорию Объекта ЗАПРЕЩЕН допуск:

  • лиц (работников и посетителей) с признаками алкогольного и наркотического опьянения;
  • лиц с неадекватным и деструктивным поведением;
  • лиц находящихся в возбужденном состоянии, явными признаками нервного и психического расстройства (выражение нецензурной бранью, высказывание угроз в адрес сотрудников объекта и т.д.);
  • автотранспорта с находящимися в салоне пассажирами;
  • автотранспорта в салоне которого(багажнике, грузовом кузове) находятся предметы запрещенные к ввозу на территорию Объекта;
  • водителей автотранспорта нарушающих правила парковки, на внешней территории Объекта, которые создают препятствия для нормального функционирования Объекта.

Универсальную должностную инструкцию водителя составить невозможно. Ведь должностные обязанности водителя автобуса и «офисного» водителя разительно отличаются. Данный образец должностной инструкции водителя подойдет для организации, в которой водитель занимается «перевозкой» первого лица компании и других сотрудников.

Должностная инструкция водителя

УТВЕРЖДАЮ
Генеральный директор
Фамилия И.О. ________________
«________»_____________ ____ г.

  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Водитель относится к категории технических исполнителей.
1.2. Водитель назначается на должность и освобождается от нее приказом генерального директора компании.
1.3. Водитель подчиняется непосредственно генеральному директору / руководителю структурного подразделения компании.
1.4. На время отсутствия водителя его права и обязанности переходят к другому должностному лицу, о чем объявляется в приказе по организации.
1.5. На должность водителя назначается лицо, отвечающее следующим требованиям: права категории В, стаж вождения от 2 лет.
1.6. Водитель должен знать:
— Правила дорожного движения, штрафные санкции за их нарушение;
— основные технические характеристики и общее устройство автомобиля, назначение, устройство, принцип действия, работу и обслуживание агрегатов, механизмов и приборов автомобиля;
— правила содержания автомобиля, ухода за кузовом и салоном, поддержания их в чистоте и благоприятном для длительной эксплуатации состоянии;
— признаки, причины и опасные последствия неисправностей, возникающих в процессе эксплуатации автомобиля, способы их обнаружения и устранения;
— порядок проведения технического обслуживания автомобилей.
1.7. Водитель руководствуется в своей деятельности:
— законодательными актами РФ;
— Уставом компании, Правилами внутреннего трудового распорядка, другими нормативными актами компании;
— приказами и распоряжениями руководства;
— настоящей должностной инструкцией.

  1. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ВОДИТЕЛЯ

Водитель выполняет следующие должностные обязанности:
2.1. Обеспечивает своевременную подачу автомобиля.
2.2. Обеспечивает технически исправное состояние закрепленного за водителем автомобиля.
2.3. Принимает меры по сохранности автомобиля и имущества, находящегося в нем: не оставляет автомобиль без присмотра, в обязательном порядке ставит автомобиль на сигнализацию при любых случаях выхода из салона, блокирует во время движения и стоянки все двери автомобиля.
2.4. Осуществляет вождение автомобиля, максимально обеспечивающее сохранность жизни и здоровья пассажиров и технически исправное состояние самого автомобиля.
2.5. Следит за техническим состоянием автомобиля, выполняет самостоятельно необходимые работы по обеспечению его безопасной эксплуатации (согласно инструкции по эксплуатации).
2.6. Своевременно проходит техническое обслуживание в сервисном центре и технический осмотр.
2.7. Содержит двигатель, кузов и салон автомобиля в чистоте, защищает их предназначенными для этого соответствующими средствами ухода за теми или иными поверхностями.
2.8. Не употребляет перед или в процессе работы алкоголь, психотропные, снотворные и другие средства, снижающие внимание, реакцию и работоспособность организма человека.
2.9. Перед выездом четко прорабатывает маршрут следования, согласовывает его со старшим группы и непосредственным руководителем.
2.10. Ведет путевые листы, отмечая маршруты следования, пройденный километраж, расход топлива.
2.11. По окончании рабочего дня оставляет вверенный ему автомобиль на охраняемой стоянке/ гараже.
2.12. Выполняет отдельные служебные поручения своего непосредственного руководителя.

  1. ПРАВА ВОДИТЕЛЯ

Водитель имеет право:
3.1. Требовать от пассажиров соблюдения Правил дорожного движения (пристегиваться ремнем безопасности, осуществлять посадку и высадку в разрешенных для этого местах и т.д.).
3.2. Получать информацию в объеме, необходимом для решения поставленных задач.
3.3. Представлять руководству предложения по совершенствованию своей работы, а также направленные на повышение безопасности и безаварийности эксплуатации автомобиля.
3.4. Требовать от руководства создания нормальных условий для выполнения служебных обязанностей и сохранности всех документов, образующихся в результате деятельности компании.
3.5. Принимать решения в пределах своей компетенции.

  1. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ВОДИТЕЛЯ


4.1. За невыполнение и/или несвоевременное, халатное выполнение своих должностных обязанностей.
4.2. За несоблюдение действующих инструкций, приказов и распоряжений по сохранению коммерческой тайны и конфиденциальной информации.
4.3. За нарушение правил внутреннего трудового распорядка, трудовой дисциплины, правил техники безопасности и противопожарной безопасности.

Должностная инструкция водителя легкового служебного автомобиля

  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящая Инструкция определяет обязанности и права Водителя, работающего на служебном легковом автомобиле.

1.2. Водитель принимается на работу и увольняется с нее приказом руководителя предприятия в установленном порядке.

1.3. Водитель подчиняется организационно Главному механику и непосредственно должностному лицу, в распоряжении которого находится служебный автомобиль.

  1. КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ.

2.1. На должность Водителя III класса назначается лицо, имеющее право управления одиночным легковым и грузовым автомобилем всех типов и марок, отнесенным к одной или обеим категориям транспортных средств «В» или «С».

2.2. Квалификация Водителя II класса может быть присвоена при непрерывном стаже работы в качестве Водителя автомобиля III класса не менее 2-х лет, имеющему водительское удостоверение с отметкой, дающей право на управление автомобилями всех типов и марок, отнесенным к категориям транспортных средств «В», «С», «Е».

2.3. Квалификация Водителя I класса может быть присвоена при непрерывном стаже работы в качестве Водителя автомобиля II класса не менее 1-го года, прошедшему подготовку и получившему соответствующее свидетельство, а также имеющему водительское удостоверение с отметкой, дающей право на управление автомобилями всех типов и марок, отнесенным к категориям транспортных средств «В», «С», «D» и «Е».Е

2.3. Квалификация Водителя I класса может быть присвоена при непрерывном стаже работы в качестве Водителя автомобиля II класса не менее 1-го года, прошедшему подготовку и получившему соответствующее свидетельство, а также имеющему водительское удостоверение с отметкой, дающей право на управление автомобилями всех типов и марок, отнесенным к категориям транспортных средств «

  1. ВОДИТЕЛЬ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:

3.1. Правила дорожного движения, штрафные санкции за их нарушение.

3.2. Основные технические характеристики и общее устройство автомобиля, показания приборов и счетчиков, элементы управления (предназначение клавиш, кнопок, рукояток и т.д.).

3.3. Порядок установки и снятия систем сигнализации, характер и условия их срабатывания.

3.4. Правила содержания автомобиля, ухода за кузовом и салоном, поддержания их в чистоте и благоприятном для длительной эксплуатации состоянии (не мыть кузов на прямых солнечных лучах, горячей водой зимой).

3.5. Сроки проведения очередного технического обслуживания, технического осмотра, проверки давления в шинах, износа шин, угла свободного хода рулевого колеса и т.п. согласно инструкции эксплуатации автомобиля.

3.6. Правила заполнения первичных документов по учету работы обслуживаемого транспорта.

3.7. Причины, способы обнаружения и устранения неисправностей, возникших в процессе эксплуатации транспортного средства.

  1. ОБЯЗАННОСТИ

Водитель обязан:

4.1. Обеспечить корректное плавное профессиональное вождение автомобиля, максимально обеспечивающее сохранность жизни и здоровья пассажиров и технически исправное состояние самого автомобиля. Не применять без крайней необходимости звуковые сигналы и резкие обгоны впереди идущих автомобилей. Водитель обязан и может предвидеть любую дорожную обстановку; выбирать скорость движения и дистанцию, исключающие возникновение аварийной ситуации.

4.2. Не оставлять автомобиль без присмотра за пределами видимости на любой минимальный срок, дающий шанс угона автомобиля или кражи каких-либо вещей из салона. Парковать автомобиль лишь на охраняемых стоянках.

4.3. В обязательном порядке ставить автомобиль на сигнализацию при любых случаях выхода из салона. Во время движения и стоянки все двери автомобиля должны быть блокированы. При выходе из автомобиля (посадке) необходимо убедиться в отсутствии потенциальной опасности.

4.4. Следить за техническим состоянием автомобиля, выполнять самостоятельно необходимые работы по обеспечению его безопасной эксплуатации (согласно инструкции по эксплуатации), своевременно проходить техническое обслуживание в сервисном центре и технический осмотр.

4.6. Строго выполнять все распоряжения руководителя предприятия и своего непосредственного начальника. Обеспечивать своевременную подачу автомобиля.

4.7. Сообщать своему непосредственному руководителю правдивую информацию о своем самочувствии.

4.8. Не употреблять перед или в процессе работы алкоголь, психотропные, снотворные, антидепрессивные и другие средства, снижающие внимание, реакцию и работоспособность организма человека.

4.9. Категорически не допускать случаев подвоза каких-либо пассажиров или грузов по собственному усмотрению, а также любых видов использования автомашины в личных целях без разрешения руководства. Всегда находиться на рабочем месте в автомобиле или в непосредственной близости от него.

4.10. Ежедневно вести путевые листы, отмечая маршруты следования, пройденный километраж, расход топлива.

4.11. Внимательно следить за окружающей дорожной обстановкой. Сообщать непосредственному начальнику все свои подозрения, касающиеся вопросов безопасности, вносить свои предложения по ее повышению.

4.12. Не допускать случаев занятия посторонними делами в рабочее время. Проявлять творческий подход к своим непосредственным обязанностям, стараться быть полезным предприятию в его текущей хозяйственной деятельности.

  1. ПРАВА

Водитель имеет право:

5.1. Требовать от пассажиров соблюдения норм поведения, чистоты, пристегиваться ремнем безопасности.

5.2. Вносить руководству предложения, направленные на повышение безопасности и безаварийности эксплуатации автомобиля, а также по любым другим вопросам, касающимся исполнения настоящей Инструкции.

5.3. Знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися его деятельности.

  1. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Водитель несет ответственность:

6.1. За неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в пределах, определенных действующим трудовым законодательством.

6.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения – в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством.

6.3. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных действующим трудовым, уголовным и гражданским законодательством.

  1. ОХРАНА ТРУДА

7.1. Водитель должен знать и выполнять положения Закона «Об охране труда», других нормативно-правовых актов по охране труда, а также требования действующих на предприятии приказов, инструкций, положений, которые регламентируют вопросы по охране труда.

Должностная инструкция водителя-экспедитора

  1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящая Инструкция определяет функциональные обязанности, права и ответственность водителя-экспедитора ООО «Тригона» (Предприятия).

1.2. Под термином «Водитель-экспедитор» имеется в виду штатный сотрудник Предприятия, эксплуатирующий в служебных целях на постоянной или временной основе автомобиль, принадлежащий Предприятию или автомобиль, находящийся в ее распоряжении.

1.3. Водитель-экспедитор подчиняется непосредственно генеральному директору Предприятия.

1.4. Водитель-экспедитор должен знать:

1.4.1. Правила дорожного движения, штрафные санкции за их нарушение.

1.4.2. Технические характеристики и общее устройство автомобиля, показания приборов и счетчиков, элементы управления (предназначение клавиш, кнопок, рукояток и т.д.).

1.4.3. Порядок установки и снятия систем сигнализации, характер и условия их срабатывания.

1.4.4. Правила содержания автомобиля, ухода за кузовом и салоном, поддержания их в чистоте и благоприятном для длительной эксплуатации состоянии (не мыть кузов на прямых солнечных лучах, горячей водой зимой, своевременно наносить защитные лосьоны, моющие жидкости и др.).

1.4.5. Сроки проведения очередного технического обслуживания технического осмотра, проверки давления в шинах, износа шин, угла свободного хода рулевого колеса и т.п. согласно инструкции эксплуатации автомобиля.

1.5. В своей деятельности водитель-экспедитор руководствуется Уставом Предприятия, внутреннего трудового распорядка дня, настоящей инструкцией, распоряжениями и приказами руководителя предприятия.

  1. ФУНКЦИИ

2.1. Эффективная и безопасная эксплуатация автомобиля.

2.2. Обеспечение надлежащего технического состояния автомобиля.

2.3. Обеспечение сохранности вверенного имущества, в том числе автомобиля.

2.4. Обеспечение экспедиторской и курьерной функции по доставке и сопровождению материалов, а также бухгалтерских и др. документов.

  1. ОБЯЗАННОСТИ

Для выполнения возложенных на него функций водитель-экспедитор обязан:

3.1. Обеспечить корректное плавное профессиональное вождение автомобиля, максимально обеспечивающее сохранность жизни и здоровья пассажиров и технически исправное состояние самого автомобиля. Не применять без крайней необходимости звуковые сигналы и резкие обгоны впередиидущих автомобилей. Предвидеть любую дорожную обстановку; выбирать скорость движения и дистанцию, исключающие возникновение аварийной ситуации.

3.2. Не оставлять автомобиль без присмотра за пределами видимости на любой минимальный срок, дающий шанс угона автомобиля или кражи каких-либо вещей из салона. При возможности парковать автомобиль лишь на охраняемых стоянках.

3.3. В обязательном порядке ставить автомобиль на сигнализацию при любых случаях выхода из салона. Во время движения и стоянки все двери автомобиля должны быть блокированы. При выходе из автомобиля (посадке) необходимо убедиться в отсутствии потенциальной опасности.

3.4. Обеспечивать постановку автомобиля в гараж/на охраняемую автостоянку для обеспечения сохранности автомобиля.

3.5. Следить за техническим состоянием автомобиля, выполнять самостоятельно необходимые работы по обеспечению его безопасной эксплуатации (согласно инструкции по эксплуатации), своевременно проходить техническое обслуживание в сервисном центре и технический осмотр. Своевременно подавать заявки, необходимые для обеспечения надлежащего технического состояния автомобиля (регламентируется нормативно-справочной и технической литературой по данному автомобилю).

3.6. Обеспечивать своевременную подачу заявок на топливо.

3.8. Обеспечивать своевременную подачу автомобиля.

3.9. Строго выполнять все требования Положения о подразделении, распоряжения руководителя Предприятия.

3.10.Сообщать руководителю достоверную информацию о своем самочувствии.

3.11.Не употреблять перед или в процессе работы алкоголь, психотропные, снотворные, и другие средства, влияющие на внимание, реакцию и работоспособность организма человека.

3.12.Не допускать случаев подвоза каких-либо пассажиров или грузов по собственному усмотрению, а также любых видов использования автомашины в личных целях без разрешения руководства.

3.13.Ежедневно вести путевые листы, отмечая маршруты следования, пройденный километраж, показания спидометра до выезда и по возвращении, количество отработанного времени. Требовать у лица, пользовавшегося автомобилем, отметки в путевом листе.

3.14.Выполнять поручения руководителя предприятия и главного бухгалтера по перевозке грузов, оформлению и доставке документов по месту назначения.

  1. ПРАВА

Водитель-экспедитор имеет право:

4.1. Вносить руководству предложения, направленные на повышение безопасности и безаварийности эксплуатации автомобиля, а также по любым другим вопросам, касающимся исполнения настоящей Инструкции.

  1. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Водитель-экспедитор несет ответственность:

5.1. За неисполнение (ненадлежащее исполнение) своих должностных обязан­ностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, в пределах, опре­деленных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

5.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонару­шения – в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

5.3. За причинение материального ущерба – в пределах, определенных действующим трудовым, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

  1. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

6.1. Настоящая должностная инструкция сообщается водителю–экспедитору для ознакомления под роспись в трудовом договоре.

Трудовое законодательство, наряду с нормами, распространяющимися на всех, содержит ряд требований и правил, касающихся отдельных категорий работников. Одна из таких категорий - водители. Их труд отличается высокой напряженностью, психологическими перегрузками, а рабочее место (автомобиль) представляет собой источник повышенной опасности.

Особенности приема на работу

Прием на работу, связанную с движением транспортных средств, осуществляется в соответствии с требованиями . В частности, принимаемые работники должны пройти профессиональный отбор, профессиональное обучение и обязательный предварительный медицинский осмотр в установленном законом порядке.

К работе по профессии "водитель" не допускаются лица моложе 18 лет (ч. 1 и 3 ст. 265 ТК РФ; п. 2111 Перечня, утв. Постановлением Правительства РФ от 25.02.2000 N 163 "Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными и опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет").

При приеме на работу на должность водителя помимо документов, предусмотренных ст. 65 ТК РФ (паспорта, трудовой книжки, военного билета и других), соискатель должен представить водительское удостоверение. Оно подтверждает необходимый уровень его квалификации и дает право на управление транспортным средством определенной категории (п. 4 ст. 25 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения"; далее - Закон N 196-ФЗ). Существует два вида водительских удостоверений - российское национальное (с ним мы сталкиваемся чаще всего) и международное (оно необходимо для управления транспортным средством за рубежом). Образцы водительских удостоверений и порядок их выдачи утверждены следующими нормативными актами:

Приказ МВД РФ от 13.05.2009 N 365 "О введении в действие водительского удостоверения";

Приказ МВД РФ от 18.04.2011 N 206 "О введении в действие международного водительского удостоверения";

Постановление Правительства РФ от 15.12.1999 N 1396 "Об утверждении Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений";

Инструкция о порядке организации работы по приему квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений в подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утв. Приказом МВД РФ от 20.07.2000 N 782.

Кадровому работнику необходимо обратить внимание на актуальность водительского удостоверения - национальные права выдаются, как правило, сроком на десять лет, международные - до трех лет, но не более чем на срок действия национального удостоверения (п. 6 и п. 8 ст. 25 Закона N 196-ФЗ).

С 9 мая 2014 г. водителями не смогут работать лица с правами, выданными на территории иностранного государства (это относится и к национальным, и к международным правам). Соответствующая норма введена п. 13 ст. 25 Закона N 196-ФЗ. Исключение составляют случаи участия транспортного средства в международном движении (п. 17 той же статьи). Это ограничение принято в связи с высоким числом дорожно-транспортных происшествий с участием иностранных водителей. Работодатели, выпустившие на линию водителей, не имеющих российских удостоверений, будут привлечены к административной ответственности в виде штрафа в размере 50 тыс. рублей (ст. 12.32.1 КоАП РФ).

Дополнительные требования предъявляются к водителям, осуществляющим перевозку опасных грузов. Они должны пройти обучение в образовательном учреждении дополнительного профессионального образования специалистов или образовательном подразделении организации, имеющем лицензию на образовательную деятельность и допущенном к подготовке водителей автотранспортных средств, перевозящих опасные грузы. Информация о реестре подобных учебных заведений размещена на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. По окончании учебной программы водитель сдает экзамен и получает в территориальном Управлении Госавтодорнадзора по месту жительства или обучения свидетельство о допуске к перевозке опасных грузов. Порядок проведения обучения и выдачи свидетельств утвержден Приказом Минтранса России от 09.07.2012 N 202 и Инструкцией по порядку оформления и выдачи свидетельств о подготовке водителей автотранспортных средств, перевозящих опасные грузы, утв. приказом Ространснадзора от 03.09.2013 N АК-966-ФС.

Перед тем как принять работника на должность водителя, нужно убедиться в отсутствии у него медицинских противопоказаний к выполнению подобной работы.

Медицинские осмотры водителей

С 31 марта 2014 г. вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 N 437-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях по вопросам медицинского обеспечения безопасности дорожного движения". Документ определил понятия разных видов осмотров, конкретизировал порядок их организации и финансирования, возложил ответственность за нарушение установленных требований.

В отношении лиц, работающих водителями, установлены следующие виды обязательных медицинских осмотров:

  • предварительные (проводятся до оформления приема на работу водителей);
  • периодические (проводятся в течение всего времени работы водителей - не реже одного раза в два года, а для лиц в возрасте до 21 года - ежегодно, согласно ч. 1 ст. 213 ТК РФ);
  • предрейсовые (проводятся в течение всего времени работы водителей, за исключением водителей экстренных служб);
  • послерейсовые (проводятся в течение всего времени работы водителей, чья работа связана с перевозкой пассажиров или опасных грузов).
  • Вышеуказанные виды медицинских осмотров проводятся за счет средств работодателя.

Кроме того, медицинское освидетельствование проводится перед получением водительского удостоверения впервые, а также в случаях его замены в связи с истечением срока действия либо возврата по истечении срока лишения прав. Эти медосмотры проводятся за счет средств водителя.

Обязательные медосмотры могут проводиться организациями разных форм собственности и управления, которые имеют лицензию на медицинскую деятельность по оказанию соответствующих услуг (выполнению работ). Обследование врача-психиатра и врача психиатра-нарколога осуществляется только в специализированных государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения. Обязательные предрейсовые и послерейсовые медосмотры проводятся либо привлекаемыми медицинскими работниками, либо в порядке, предусмотренном ч. 4 ст. 24 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

Важно. Инструкция о порядке организации работы по приему квалификационных экзаменов и выдаче водительских удостоверений в подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утв. приказом МВД РФ от 20.07.2000 N 782, гласит:

"15.3. Проверяется наличие и срок действия медицинской справки о годности к управлению транспортными средствами тех категорий, право на управление которыми испрашивается кандидатом в водители.

В Государственной инспекции для информации ведется перечень медицинских учреждений, находящихся на обслуживаемой территории и осуществляющих выдачу указанных справок.

В случае представления медицинской справки, выданной медицинским учреждением, не входящим в вышеуказанный перечень, в это медицинское учреждение или в соответствующее подразделение Государственной инспекции направляется запрос для подтверждения выдачи данной справки".

По результатам обязательного предварительного или периодического медицинского осмотра водителю выдается медицинское заключение о наличии или отсутствии медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством. Законом установлено, что заключение изготавливается в двух экземплярах, один из которых хранится в медицинской организации, а второй выдается на руки водителю для предоставления работодателю, у которого оно впоследствии будет храниться.

Нарушение порядка проведения обязательных медосмотров влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1000 до 1500 рублей, на должностных лиц - от 2000 до 3000 рублей, на юридических лиц - от 30 тыс. до 50 тыс. рублей. Ответственность установлена Законом N 437-ФЗ. Изменения вносятся в виде новой статьи - 11.32 КоАП РФ.

Порядок проведения обязательных медицинских осмотров определяют следующие документы:

Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н;

Приказ Минздрава СССР от 29.09.1989 N 555 "О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств".

На время прохождения работником медосмотра за ним сохраняется средний заработок по месту работы ().

Режим рабочего времени и времени отдыха

Общий порядок установления режима рабочего времени и времени отдыха определен Трудовым кодексом РФ. Нюансы, связанные со спецификой водительского труда, отражены в Положении об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утв. Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 N 15. Этот документ применяется в отношении водителей, работающих в организациях всех форм собственности, кроме тех, кто осуществляет международные перевозки или работает в составе вахтовых бригад. Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, предусмотренные Положением, обязательно учитываются при составлении графиков работы (сменности) водителей.

Графики работы (сменности) на линии составляются работодателем для всех водителей ежемесячно на каждый день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доводятся до сведения водителей не позднее чем за один месяц до введения их в действие. В графике указывается время начала, окончания и продолжительность ежедневной работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха. График работы (сменности) утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю. В тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц. Продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов.

При суммированном учете рабочего времени продолжительность смены водителей не может превышать 10 часов (за исключением отдельных случаев).

Водителям легковых автомобилей (кроме такси) может устанавливаться ненормированный рабочий день (с учетом мнения представительного органа работников организации). Количество и продолжительность рабочих смен по графикам работы (сменности) при ненормированном рабочем дне устанавливаются исходя из нормальной продолжительности рабочей недели, а дни еженедельного отдыха предоставляются на общих основаниях.

Время управления автомобилем не может превышать 9 (в некоторых случаях - 8) часов в день, а при суммированном учете рабочего времени может быть увеличено до 10 часов, но не более двух раз в неделю. При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за две недели подряд не может превышать 90 часов.

В рабочее время водителя, кроме времени управления автомобилем, также включаются и другие периоды, в частности время предрейсового и послерейсового медосмотров, время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, время проведения работ по устранению возникших в пути неисправностей и некоторые другие. Включать в рабочее время вышеуказанные периоды можно не в полном объеме: например, время охраны груза и автомобиля засчитывается в рабочее время в размере не менее 30%, время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем, при направлении в рейс двух водителей - в размере не менее 50%.

В случаях, предусмотренных ст. 99 ТК РФ, водители могут привлекаться к выполнению сверхурочных работ, однако они не должны превышать четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.

Можно ли направить водителя в командировку?

В соответствии со ст. 57 ТК РФ указание на характер работы должен содержать трудовой договор с работником. Служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются (ч. 1 ). Работа водителя носит разъездной характер (если водитель ежедневно имеет возможность возвращаться к месту своего проживания) или осуществляется в пути (если такой возможности нет), поэтому служебные поездки этих работников командировками не являются. В соответствии со ст. 168.1 ТК РФ водителям должны возмещаться расходы, связанные со служебными поездками, такие как:

расходы по проезду;

расходы по найму жилого помещения;

дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные, полевое довольствие);

иные расходы, произведенные работниками с разрешения или ведома работодателя.

Порядок возмещения расходов устанавливается в коллективном договоре, соглашении, локальном нормативном акте (например, в Положении о разъездном характере работы). В том же документе может быть установлена надбавка за разъездной характер работы (Письмо ФСС России от 02.04.2010 N 02-03-16/08-526П).

При установлении размера такой надбавки необходимо руководствоваться:

Положением о выплате надбавок, связанных с подвижным и разъездным характером работ в строительстве (утв. постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 01.06.1989 N169/10-87);

Перечнем профессий, должностей и категорий работников речного, автомобильного транспорта и автомобильных дорог, которым выплачиваются надбавки в связи с постоянной работой в пути, разъездным характером работ, а также при служебных поездках в пределах обслуживаемых ими участков (утв. постановлением Совмина РСФСР от 12.12.1978 N 579);

отраслевыми соглашениями, в частности Федеральным отраслевым соглашением по дорожному хозяйству на 2014-2016 гг. (утв. Общероссийским профсоюзом работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, Росавтодором, Российской ассоциацией территориальных органов управления автомобильными дорогами (Ассоциация "РАДОР"), Общероссийским отраслевым объединением работодателей в дорожном хозяйстве "АСПОР" 12.11.2013).

Ограничения при работе по совместительству

Нельзя оформлять на должность водителя по совместительству лиц, которые выполняют по основному месту работы аналогичные функции (управление транспортными средствами или их движением). Это ограничение введено ч. 1 ст. 329 ТК РФ, а также "Перечнем работ, профессий, должностей, непосредственно связанных с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств", утв. Постановлением Правительства РФ от 19.01.2008 N 16. Подтвердить отсутствие подобного ограничения кандидат на позицию "водитель" может, предоставив копию трудовой книжки, справку с основного места работы либо указав в своем заявлении о приеме на работу, что его основная деятельность не связана с управлением транспортными средствами или их движением.

Материальная ответственность

С водителями нельзя заключать договоры о полной материальной ответственности, потому что эта профессия не указана в перечне работ и категорий работников, с которыми могут заключаться такие договоры (Перечень, утв. Постановлением Минтруда России от 31.12.2002 N 85). Заключение подобного договора возможно лишь в том случае, если на водителя одновременно возложены функции по экспедированию груза. Однако и в этой ситуации полную материальную ответственность он будет нести только в отношении обязанностей экспедитора (определение Верховного суда РФ от 19.11.2009 N 18-В09-72). Вместе с тем водитель обязан возместить работодателю причиненный последнему прямой действительный ущерб (ч. 1 ст. 238 ТК РФ). При этом неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию не подлежат.

Полная материальная ответственность возлагается на водителя в ситуациях, предусмотренных ст. 243 ТК РФ, в частности, в следующих случаях:

ценности были вверены на основании специального письменного договора или получены водителем по разовому документу;

ущерб причинен умышленно;

ущерб причинен в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического);

работник совершил преступление (установленное судом) или административный проступок (установленный соответствующим государственным органом);

ущерб причинен не при исполнении работником трудовых обязанностей.

Взыскание ущерба является правом, а не обязанностью работодателя; он может полностью или частично освободить работника от его возмещения (ст. 240 ТК РФ). Если сумма ущерба не превышает среднего месячного заработка, то она может быть взыскана по письменному распоряжению работодателя (ст. 241, ч. 1 ст. 248 ТК РФ). Если размер ущерба превышает средний месячный заработок, то он может быть возмещен либо работником в добровольном порядке, либо по решению суда (ч. 2 и 4 ст. 248 ТК РФ). Причиненный ущерб может быть взыскан независимо от того, привлечен ли работник к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности (ч. 6 ст. 248 ТК РФ).

Требуется ли согласие водителя на смену автомобиля?

Распространенная на практике ситуация - когда в трудовом договоре водителя указывается, что его рабочим местом является автомобиль определенной марки и с определенными номерными знаками. При этом работодатели часто объясняют включение этой информации в трудовой договор требованием ст. 57 ТК РФ об обязательном указании в трудовом договоре места работы. На самом деле в договоре с работником достаточно написать наименование организации, а в необходимых случаях указать наименование и местонахождение филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения. Включение в трудовой договор информации о конкретном автотранспортном средстве приведет к тому, что в случае его поломки, продажи или при возникновении иной необходимости пересадить водителя на другую машину работодатель будет вынужден заключить дополнительное соглашение к трудовому договору (ст. 72 ТК РФ). Если ссылки на конкретный автомобиль в трудовом договоре нет, то для того чтобы пересадить водителя на другую машину, его согласие не требуется (п. 3 ст. 72.1 ТК РФ).

Что делать, если по состоянию здоровья водитель не может выполнять свои обязанности?

Если сотрудник в соответствии с выданным ему медицинским заключением нуждается в переводе на другую работу, работодатель обязан с письменного согласия сотрудника подобную работу предоставить (ст. 73 ТК РФ). На практике для этого работодатель направляет водителю уведомление, в котором указывает имеющиеся у него вакансии (как вакантные должности или работы, соответствующие квалификации работника, так и вакантные нижестоящие должности или нижеоплачиваемые работы) или сообщает об их отсутствии. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором (ч. 2 ст. 83 ТК РФ). В этом уведомлении работник должен сделать письменную отметку и сообщить о своем согласии или несогласии выполнять работу по одной из предложенных должностей. Если работник согласен на перевод, стороны заключают дополнительное соглашение к трудовому договору о переводе на срок, указанный в медицинском заключении. Если подходящие вакансии у работодателя отсутствуют, или работник не согласен на перевод, то дальнейшие действия работодателя зависят от срока, на который работник в соответствии с медицинским заключением должен быть переведен.

Если перевод необходим на срок до четырех месяцев, то при отсутствии вакантных должностей или в случае отказа работника от предложенных ему вакансий руководитель обязан отстранить его от работы на весь срок, указанный в медицинском заключении. В этом случае заработная плата сотруднику не начисляется (ч. 2 ст. 73 ТК РФ).

Если работник нуждается в переводе на срок более четырех месяцев или постоянно, но подходящие вакансии у работодателя отсутствуют, или работник от них отказывается, трудовой договор прекращается на основании п. 8 ч. 1 ст. 77 ТК РФ с формулировкой "в связи с отказом от перевода на другую работу в соответствии с медицинским заключением". При увольнении по данному основанию работнику выплачивается выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка (п. 1 ч. 3 ст. 178 ТК РФ).

Как поступить, если водителя лишили прав?

Профессиональная деятельность водителя возможна при наличии у него специального права, которое подтверждается водительским удостоверением, выдаваемым органами ГИБДД. Только при наличии такового водитель имеет право на управление транспортным средством (п. 4 ст. 25 Закона N 196-ФЗ). Согласно ч. 1 ст. 28 того же закона, действие этого права прекращается, если:

истек срок действия водительского удостоверения;

выявлены медицинские противопоказания или ограничения к управлению транспортным средством;

водитель лишен права на управление транспортным средством.

Если постановлением суда водитель лишен права управления транспортным средством, его водительское удостоверение изымается (ст. 32.6 КоАП РФ). Срок лишения специального права начинает исчисляться со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания в виде лишения этого права (ст. 32.7 КоАП РФ). Действия работодателя зависят от того, на какой срок водитель лишен права управления транспортным средством.

Если права изъяты на срок до двух месяцев, то действия работодателя определяются положениями ст. 76 ТК РФ: водитель должен быть переведен на работу, не связанную с управлением транспортным средством, либо отстранен от работы на весь срок лишения специального права. На практике работодателю следует направить работнику уведомление, в котором нужно указать имеющиеся у него вакансии или сообщить об их отсутствии. Работник, в свою очередь, должен письменно сообщить о своем согласии или несогласии выполнять работу по одной из предложенных должностей. Если работник согласен на перевод, стороны заключают дополнительное соглашение к трудовому договору. Информация о временном переводе в трудовую книжку не вносится. Если подходящие вакансии у работодателя отсутствуют, или работник не согласен на перевод, то необходимо издать приказ об отстранении от работы на весь период приостановления действия специального права. В период отстранения от работы заработная плата сотруднику не начисляется, также этот период не входит в стаж работы, дающий право на ежегодный отпуск (ст. 76 и 121 ТК РФ).

Если права изъяты на срок более двух месяцев, то действия работодателя определяются положениями : водитель должен быть переведен на работу, не связанную с управлением транспортным средством, а если это невозможно - трудовой договор с ним расторгается. Как и в предыдущем случае, работодателю следует направить работнику уведомление с указанием имеющихся у него вакансий (как вакантных должностей или работ, соответствующих квалификации работника, так и вакантных нижестоящих должностей или нижеоплачиваемых работ) или сообщить об их отсутствии. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором (ч. 2 ст. 83 ТК РФ). Сотрудник, в свою очередь, должен письменно сообщить о своем согласии или несогласии выполнять работу по одной из предложенных должностей. Если он согласен на перевод, стороны заключают дополнительное соглашение к трудовому договору, и работодатель издает приказ о переводе. Если подходящие вакансии у работодателя отсутствуют, или работник отказывается от перевода, то трудовой договор расторгается на основании п. 9 ч. 1 ст. 83 ТК РФ - в связи с лишением работника специального права (на управление транспортным средством), влекущим за собой невозможность исполнения работником обязанностей по трудовому договору.

Как видим, труд водителей весьма жестко и оправданно регламентирован. Неукоснительное следование нормам закона - залог безопасной и быстрой езды, которую, как мы знаем, в нашей стране любят многие...

Уберизация сказывается на работе транспортных компаний. И крупные, и небольшие перевозчики охотно привлекают водителей на аутсорсе - им это выгодно. Но у такого подхода есть и слабые места. При работе с внештатными (да и штатными) водителями транспортные компании сталкиваются с тремя распространенными проблемами, ведущими к значительным финансовым потерям. Рассказываем, как их решить (спойлер: помогут IT-технологии).

Проблема № 1: приписки

Водители склонны в бумажном путевом листе приписывать себе лишнее время на выполнение заказа: например, потратил на поездку два часа, а отчитался и получил деньги за четыре. В нашей многолетней практике эта цифра варьировалась от 30 минут до 8 часов. Водитель мог сказать, что сломался или попал в большую пробку. Спешить ему некуда - оплата труда повременная, по формуле «солдат спит - служба идет».

Чтобы избежать ущерба от подобных манипуляций с отчетностью, внедрите в свою работу мониторинговые инструменты - не устаревшие тахограф или маяк, а облачный софт (благо, на рынке полно таких предложений). Не нужно ничего физически прикреплять на грузовик - достаточно мобильного приложения на смартфоне водителя. Регистрируете в системе номер его телефона и отслеживаете по GPS все передвижения автомобиля с грузом в режиме реального времени. Данные считываются напрямую с геолокационных датчиков в мобильных устройствах водителей.

В отличие от телеметрических приборов, мониторинговое ПО дает возможность следить и за водителями на аутсорсе - от установки на свой грузовик тахографа или другого GPS-маяка они могут отказаться. Это выгодно и в финансовом плане: по нашему опыту, использование мониторинговых систем на 25-30% снижает расходы как перевозчика, так и клиента по каждой поездке. На внутригородских перевозках экономия составляет около 300 рублей с каждого заказа.

Водители обязаны нажать на кнопку в мобильном приложении дважды - начиная работу и когда ее заканчивают. «Забыть» не получится - в системе видно, что машина уже добралась до конечного пункта, и ПО каждые полчаса просит водителя подтвердить прибытие на точку. Если он пропустит два таких push-уведомления подряд, система автоматически закроет заказ.

В логистической цепочке бывает тяжело проконтролировать «последнюю милю» - с момента прибытия фуры на место до ее полной разгрузки. Это время также учитывается и оплачивается компанией-работодателем. Между «разгрузчиком» и водителем случаются сговоры: первый в документах оставляет открытым время завершения разгрузки, а второй делится половиной суммы, набежавшей за приписанное время.

С помощью современного ПО такие махинации можно отследить. Например, если водитель заехал на выгрузку в 12:00, а по документам и в приложении указал, что выехал обратно в 21:00, - не вопрос. Вот только трекинг перемещения автомобиля постоянно активен и водителю придется объяснить, куда он уехал «не выгруженным», скажем, в 13:30. Если же он выключит телефон, система автоматически зафиксирует это действие как закрытие задания.

Прежде чем устанавливать то или иное приложение своим водителям, протестируйте «в боевых условиях» все возможные сценарии. Обратите внимание на то, как ведет себя ПО, когда телефон «теряет» связь (например, в промзоне или в тоннеле) или если на нем отключить определение местоположения после отклика на задание. Проверьте также, что происходит, если водитель дольше положенного срока находится на одной точке, - приходят ли заказчику уведомления об этом? Современное и хорошо продуманное ПО незамедлительно сообщит клиенту обо всех подобных аномалиях, а самого водителя попросит подтвердить свои действия.

Проблема № 2: обналичка топливных карт

Транспортные компании часто выдают своим водителям топливные карты, на которых лежит депозит в виде определенного количества литров, предоплаченных по безналу, - они списываются при каждой заправке. Многие предприимчивые водители пытаются продать излишки топлива на сторону. Оказавшись на АЗС, они предлагают другим автомобилистам заправиться по их карте, а взамен берут наличные с большой скидкой, которые кладут себе в карман.

Эта проблема решается внедрением «умной» топливной карты, которая позволяет вести онлайн-мониторинг ее использования по конкретным АЗС. Покупая оптом топливо для своих водителей, узнайте у продавца о наличии такой возможности. Это поможет минимизировать ущерб от описанной выше схемы обмана. Наша компания, например, организовала со своим топливным партнером личный кабинет, через который можно отследить по трекингу любую карту и выявить аномальное потребление топлива. Если машина за день проехала 100 км, а водитель отчитался за топливо на все 300, закономерно предположить перепродажу излишков.

Проблема № 3: воровство грузов

IT-технологии активно проникают в логистику, но от мошенничества и кражи груза по-прежнему никто не застрахован. Вот классический сценарий: машина приезжает на склад и водитель говорит: «Я по счету № 315 - забрать утеплитель». Его загружают и оформляют накладные, не задавая лишних вопросов. После чего водитель спокойно уезжает совсем не туда, где его груз ожидает клиент транспортной компании.

Самое интересное начинается, когда пострадавший от действий мошенника перевозчик пытается получить страховое возмещение. Пикантность ситуации в том, что клиенты логистических компаний по всей России не горят желанием застраховать свой груз самостоятельно (это выливается им в круглые суммы). Они требуют от перевозчиков полис страхования экспедиторской ответственности - ведь те не захотят потерять выгодный заказ. Клиенты знают, что в случае ЧП экспедитор вернет им стоимость груза. Проблема в том, что этот вид страхования до сегодняшнего дня слабо регулируется на законодательном уровне. В результате транспортная компания может рассчитывать только на возврат страховой премии, уплаченной по договору страхования ответственности. О возмещении убытков от утраты имущества речь не идет.

Чтобы минимизировать ущерб от кражи и мошенничества, стоит внедрить у себя регламент, по которому обязательно страхуются все без исключения перевозки стоимостью выше определенной суммы. Старайтесь минимизировать расходы на страхование экспедиторской ответственности и оплачивать полис хотя бы поровну с клиентом.

Также следует заранее выстроить дополнительный барьер безопасности между вашей компанией и потенциальными мошенниками. Если проверка контрагентов через специализированные платформы «Контур.Фокус» и «СПАРК» для вас дорога или чересчур сложна, можно делать это «вручную». Поручите работникам отдела сопровождения заказов проверять каждого нового клиента и партнера по трем показателям: сроку существования фирмы - не менее двух лет; отсутствию за последний год судебных тяжб о неоплате услуг по договору; количеству юрлиц, зарегистрированных на гендиректора, - не более 5. Такой подход отсечет 90% сомнительных контрагентов.

Читайте нас в

Универсальную должностную инструкцию водителя составить невозможно. Ведь должностные обязанности водителя автобуса и «офисного» водителя разительно отличаются. Данный образец должностной инструкции водителя подойдет для организации, в которой водитель занимается «перевозкой» первого лица компании и других сотрудников.

Должностная инструкция водителя

УТВЕРЖДАЮ
Генеральный директор
Фамилия И.О. ________________
«________»_____________ ____ г.

1. Общие положения

1.1. Водитель относится к категории технических исполнителей.
1.2. Водитель назначается на должность и освобождается от нее приказом генерального директора компании.
1.3. Водитель подчиняется непосредственно генеральному директору / руководителю структурного подразделения компании.
1.4. На время отсутствия водителя его права и обязанности переходят к другому должностному лицу, о чем объявляется в приказе по организации.
1.5. На должность водителя назначается лицо, отвечающее следующим требованиям: права категории В, стаж вождения от 2 лет.
1.6. Водитель должен знать:
- Правила дорожного движения, штрафные санкции за их нарушение;
- основные технические характеристики и общее устройство автомобиля, назначение, устройство, принцип действия, работу и обслуживание агрегатов, механизмов и приборов автомобиля;
- правила содержания автомобиля, ухода за кузовом и салоном, поддержания их в чистоте и благоприятном для длительной эксплуатации состоянии;
- признаки, причины и опасные последствия неисправностей, возникающих в процессе эксплуатации автомобиля, способы их обнаружения и устранения;
- порядок проведения технического обслуживания автомобилей.
1.7. Водитель руководствуется в своей деятельности:
- законодательными актами РФ;
- Уставом компании, Правилами внутреннего трудового распорядка, другими нормативными актами компании;
- приказами и распоряжениями руководства;
- настоящей должностной инструкцией.

2. Должностные обязанности водителя

Водитель выполняет следующие должностные обязанности:
2.1. Обеспечивает своевременную подачу автомобиля.
2.2. Обеспечивает технически исправное состояние закрепленного за водителем автомобиля.
2.3. Принимает меры по сохранности автомобиля и имущества, находящегося в нем: не оставляет автомобиль без присмотра, в обязательном порядке ставит автомобиль на сигнализацию при любых случаях выхода из салона, блокирует во время движения и стоянки все двери автомобиля.
2.4. Осуществляет вождение автомобиля, максимально обеспечивающее сохранность жизни и здоровья пассажиров и технически исправное состояние самого автомобиля.
2.5. Следит за техническим состоянием автомобиля, выполняет самостоятельно необходимые работы по обеспечению его безопасной эксплуатации (согласно инструкции по эксплуатации).
2.6. Своевременно проходит техническое обслуживание в сервисном центре и технический осмотр.
2.7. Содержит двигатель, кузов и салон автомобиля в чистоте, защищает их предназначенными для этого соответствующими средствами ухода за теми или иными поверхностями.
2.8. Не употребляет перед или в процессе работы алкоголь, психотропные, снотворные и другие средства, снижающие внимание, реакцию и работоспособность организма человека.
2.9. Перед выездом четко прорабатывает маршрут следования, согласовывает его со старшим группы и непосредственным руководителем.
2.10. Ведет путевые листы, отмечая маршруты следования, пройденный километраж, расход топлива.
2.11. По окончании рабочего дня оставляет вверенный ему автомобиль на охраняемой стоянке/ гараже.
2.12. Выполняет отдельные служебные поручения своего непосредственного руководителя.

3. Права водителя

Водитель имеет право:
3.1. Требовать от пассажиров соблюдения Правил дорожного движения (пристегиваться ремнем безопасности, осуществлять посадку и высадку в разрешенных для этого местах и т.д.).
3.2. Получать информацию в объеме, необходимом для решения поставленных задач.
3.3. Представлять руководству предложения по совершенствованию своей работы, а также направленные на повышение безопасности и безаварийности эксплуатации автомобиля.
3.4. Требовать от руководства создания нормальных условий для выполнения служебных обязанностей и сохранности всех документов, образующихся в результате деятельности компании.
3.5. Принимать решения в пределах своей компетенции.

4. Ответственность водителя

Водитель несет ответственность:
4.1. За невыполнение и/или несвоевременное, халатное выполнение своих должностных обязанностей.
4.2. За несоблюдение действующих инструкций, приказов и распоряжений по сохранению коммерческой тайны и конфиденциальной информации.
4.3. За нарушение правил внутреннего трудового распорядка, трудовой дисциплины, правил техники безопасности и противопожарной безопасности.