«Подставные» аварии: как мошенники обманывают страховые компании. Подставные дтп, как способ обмана страховой компании Сколько стоит подставная авария

Страховое мошенничество
берёт начало... в ГИБДД?

Введение обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств привело к существенному росту страхового мошенничества, связанного с фальсификацией ДТП с целью незаконного получения денежных средств за несуществующую аварию.

Подобный сравнительно новый вид мошенничества стал неотъемлемым спутником динамично развивающегося рынка страховых услуг. При этом имитация ДТП может быть связана не только с ложным страховым случаем по ОСАГО, но и по другим видам страхования, например, по КАСКО, выплаты по которому могут достигать нескольких тысяч, а то и десятков тысяч долларов.

Как правило, такого рода хищения денежных средств у страховых компаний осуществляются группой лиц, в которую могут входить в том числе и сотрудники самих страховых компаний, эксперты-оценщики, а также руководители автосервисов. При этом имитировать страховой случай без "своих" сотрудников ГИБДД невозможно, поскольку несуществующее ДТП необходимо документально оформить. Таким образом, нередко истоки преступления берут начало в... ГАИ. Так, в ходе расследования ряда уголовных дел прокуратурой Республики Башкортостан, было выявлено немало таких милиционеров-мошенников. Причём активно участвовали в подобной преступной деятельности как рядовые "оборотни", так и средний руководящий состав.

Фальсифицикация ДТП: "режиссёры" и "актёры"

Рассмотрим общую схему мошенничества, связанного с автострахованием. ДТП фальсифицируется следующим образом. Подбираются автомобили, имеющие повреждения от других аварий и выставляются на место ложного ДТП. Затем составляется схема ДТП, подписывается понятыми и водителями, которые претендуют на определённую долю украденных денег. При этом производится фотографирование места ДТП и повреждённых автомобилей и выполняется ряд других процедур. То есть, выражаясь словами криминалистов, строится полная модель несуществующей аварии.

Однако жулики в погонах не всегда утруждают себя театральными постановками, прибегая к другому, совсем наглому варианту (по данным прокуратуры, наиболее распространённому), когда инспектор ГИБДД просто придумывает ДТП, не выходя из своего кабинета, составляет фальшивую схему ДТП, оформляет другие необходимые документы. При этом понятые могут быть либо взяты из головы, либо быть знакомыми инспектора. Также могут быть подобраны лица, у которых машины вообще не имели повреждений, но они согласились отдать документы для оформления по этим документам липовой аварии. При этом сотрудник ГИБДД, оформивший несуществующее ДТП, может быть как инициатором преступления (лидером преступной группы), так и рядовым исполнителем, получая за это определённую фиксированную сумму.

Далее все эти сфабрикованные документы направляются в отдел дознания и административной практики, где должностное лицо ГИБДД на основании представленных материалов выносит соответствующее постановление по делу об административном правонарушении, порой даже и не догадываясь, что представленные документы - фальшивка.

После завершения наиболее сложного этапа мошенничества - фальсификации самого факта ДТП - документы передаются в экспертную организацию для оценки стоимости восстановительного ремонта. Если эксперт-оценщик находится в сговоре с мошенниками, то он составляет липовое заключение о наличии повреждений автомобиля, при этом завышая величину ущерба. Фотографии к ложному отчёту эксперта выполняются путём подбора автомобиля необходимой модели такого же цвета, а госномера прикручиваются от машины, зафиксированной в протоколе. А бывает так, что эксперт-оценщик, не связанный с преступниками, может и не догадываться о мошеннических замыслах лиц, обратившихся в экспертную организацию, не предполагая, что представленный на осмотр автомобиль уже проходил экспертизу в другой организации и ущерб потерпевшему по данной аварии уже возмещён.

Следующий этап - обращение в страховую компанию за получением денег по ложному страховому случаю. При этом практика расследования уголовных дел прокуратурой показала, что в преступной деятельности часто участвует и сотрудник страховой компании, что существенно облегчает реализацию мошеннических планов. Более того, сотрудники региональных представительств страховых компаний могут похищать по рассмотренной схеме деньги из своего головного офиса, находящегося, как правило в Москве, что затрудняет выявление подобных страховых манипуляций в другом регионе.

Как разоблачить страховых аферистов

Обратимся к материалам прокуратуры и методам выявления случаев страхового мошенничества, применяемым на практике сотрудниками прокуратуры. Так, следователь по особо важным делам прокуратуры Республики Башкортостан А.Халиков отмечает, "что выявить подобные хищения весьма непросто, поскольку члены преступной группы могут не знать друг друга, выполняя только свою функцию, независимо от других... Следует отметить, что сообщения о ДТП фиксируются на магнитных записях в дежурных частях милиции и во всех регистрационных журналах сообщений о происшествиях. Для выявления преступлений следует провести анализ этих записей, а также проанализировать компьютерный учёт ДТП в отдельно взятом регионе. Если одни и те же лица или машины часто попадают в автоаварии, то это должно вызвать подозрения. Другой способ выявления - анализ всей информационной базы крупных страховых компаний в регионе с целью установления одних и тех же машин или лиц, которым возмещаются страховые суммы.

В этом случае могут быть выявлены одни и те же эксперты или инспекторы ДПС, оформляющие документацию. При выявлении подложных фактов ДТП также хорошо себя зарекомендовала инженерно-техническая прочностная экспертиза (ИТПЭ). Результатом ИТПЭ являются расчётная форма деформированной конструкции. Это даёт возможность проверить соответствие деформации данных автомобилей обстоятельствам ДТП, указанным в административных протоколах и пояснениях участников ДТП. Для проведения такой экспертизы достаточно наличия качественных фотографий повреждённых автомобилей.

При расследовании подобных преступлений необходимо допросить водителей, которые якобы участвовали в подложной аварии. Здесь требуется тактика допроса, связанная с уточнением всех подробностей ДТП, когда станет видно, что показания водителей не только отражают разные фактические обстоятельства, но и противоречат друг другу. Имеют значение и показания о том, что происходило после ДТП, кто и как вызвал ГИБДД, а также о других обстоятельствах происшествия. Необходимо также вызвать для дачи пояснений сотрудников ГИБДД, которые, скорее всего, будут ссылаться на "забывчивость", поскольку таких ДТП много, или просто будут утверждать, что вся схема ДТП соответствует фактическим обстоятельствам дела.

Необходимо отметить, что сотрудники милиции, составляющие фальсифицированные акты об автомобильных авариях, нередко выполняют указания своего руководства, о которых они предпочитают не говорить, а всю ответственность берут на себя.

После комплекса оперативных мероприятий следует определить активных участников преступной группы и решить вопрос об их задержании".

К счастью, в нашем автомобильном регионе, перенасыщенном страховыми компаниями, мошеннничество в сфере автострахования не приобрело широких масштабов, по крайней мере, мы с вами не видели ярких репортажей о разоблачении организованных преступных групп, специализирующихся в этой области. Или, может быть, автомошенники Янтарного края более искусны и кража денег осуществляется внутри страховых компаний, когда некоторые их сотрудники водят за нос своих коллег, сидящих за соседним столом? В то же время в нашем регионе нередки случаи злоупотреблений страховщиков, связанные с необоснованными задержками страховых выплат и обусловленные якобы необходимостью дополнительных проверок обстоятельств наступления страхового случая в связи с предположениями о возможных мошеннических действиях. При этом какие-либо серьёзные признаки преступления отсутствуют и нет обращений в правоохранительные органы. Таким образом, под надуманным предлогом нарушаются законные права потерпевших.

В последнее время российские дороги захлестнула новая волна «автоподстав» – имитаций ДТП с целью вымогательства денег у автовладельцев. Мошенники сумели приспособиться к действующей системе обязательного страхования. Теперь преступники с большой дороги царапают автомобиль жертвы наждачной бумагой, подставляют ноги под мчащиеся авто и даже подбрасывают детей под бамперы паркующихся машин. При этом страховщики если не помогают преступникам, то по крайней мере не мешают им.

Столичный автолюбитель Анатолий Кузьмин ехал на своем «ВАЗ-2110» по Университетскому проспекту на Юго-Западе Москвы. Ему необходимо было попасть на Ленинский проспект, поэтому незадолго до поворота он перестроился в правый ряд и медленно поехал вдоль обочины. Неожиданно с правой стороны его машины появился молодой человек, который разговаривал по мобильному телефону и что-то высматривал на дороге. Незнакомец вскоре вышел на проезжую часть и, судя по вскинутой руке, пытался остановить попутную машину.

«Этот гад мне ногу отдавил»

Анатолий проехал мимо, повернул на Ленинский проспект, однако буквально через 200 метров его догнал престижный лимузин Audi А8 с сильно тонированными окнами. Водитель иномарки начал активно мигать фарами, сигналить и всеми способами попытался привлечь внимание. В итоге, рассказал «НИ» г-н Кузьмин, иномарка перегородила дорогу и заставила его остановить машину. Двери Audi распахнулись, оттуда вылезли три молодых человека презентабельного вида и направились к нему. Они сразу обрушили на изумленного водителя поток мата и крепких выражений, из которых Анатолий понял, что он чуть не задавил их приятеля. Тот самый «человек с телефоном» сидел в салоне иномарки, держась за ступню.

Указывая на Анатолия, он объявил приятелям, что «это тот самый гад, который переехал мне ногу и скрылся». Изумленный водитель «десятки» пытался оправдаться, но оппоненты даже не стали его слушать, усадили в салон своей машины и без всяких прелюдий начали требовать деньги. По их словам, все они – известные спортсмены, которые ехали на ответственное выступление. Их приятель является «мастером высочайшего класса» и мог спокойно победить на этих соревнованиях, теперь же из-за травмы он сделать этого не сможет. «Спортсмены» заявили, что призовой фонд за победу составлял 500 долларов, которые виновник «наезда» и обязан компенсировать. Анатолий заявил, что такой суммы у него нет, на что незнакомцы предложили поехать собирать деньги по родственникам. К счастью, в этот момент мимо проезжал милицейский патруль. Анатолий бросился к стражам порядка и все им рассказал. Милиционеры предложили «раненому» проехать в травмопункт, однако тот сослался на отсутствие медицинского полиса и отказался. Вообще, при появлении милиционеров «спортсмены» погрустнели, тут же вспомнили, что они спешат, быстро погрузились в Audi и уехали.

Ребенок под машиной

Услышав эту историю, оперативники МУРа сразу заявили «НИ», что Анатолий Кузьмин чуть было не стал жертвой «автоподстав», однако признались, что с подобным спектаклем еще ни разу не сталкивались. По словам милиционеров, лженаезды на людей обычно происходят по-другому. Мошенники используют для этих спектаклей малолетних сообщников. Детей привозят на стоянку перед большим супермаркетом, где они выбирают одинокую молодую владелицу дорогой иномарки. Как только дама начинает маневрировать задним ходом, один из ребят подкрадывается к ее машине, с грохотом бьется о задний бампер и падает под машину. Женщина впадает от увиденного в шок, и в этот момент к ней подбегает отец, брат или дедушка «задавленного» ребенка и начинает громко причитать. Впрочем, вскоре малыш открывает глаза и с трудом поднимается. При этом он громко стонет и держится за якобы травмированную голову. Родственник пострадавшего соглашается не предавать происшествие огласке и требует лишь оплатить его лечение.

«Сгон» и «подстава зада»

Однако, как признаются милиционеры, львиная доля мошенничеств на столичных дорогах все же связана с различными способами инсценировки ДТП.

До недавнего времени в хит-параде способов обмана доверчивых автолюбителей лидировали так называемые сгоны и подстава под удар зада. В первом случае автомобиль потенциальной жертвы догоняла другая машина, водитель которой сигналил и просил освободить ему дорогу. Как только автолюбитель перестраивался вправо, из невидимой в зеркало «мертвой зоны» выскакивала дорогая иномарка, которую он задевал своей машиной. При втором варианте, во время выезда на основную трассу с второстепенной дороги, водитель впереди стоящей дорогой иномарки имитировал начало движения и, когда жертва отвлекалась, резко тормозил.

Эти способы были популярны до тех пор, пока в России не ввели в действие систему ОСАГО. Поскольку страховые компании не горели желанием оплачивать ущербы от спектаклей мошенников, они начали привлекать к расследованию причин ДТП экспертов, которые мгновенно вскрывали обман. Кроме того, службы безопасности страховых компаний начали формировать собственные базы данных по сомнительным участникам таких ДТП и их автомобилей.

ДТП с наждачкой

В настоящее время самый популярный способ вымогательства на дороге – инсценировка столкновения автомобилей при помощи... куска наждачной бумаги. Так же как и раньше, в «группе риска» молодые владельцы относительно свежих, но недорогих иномарок или новых отечественных автомобилей, находящиеся в салоне авто в одиночестве. Мошенники выбирают будущую жертву на стоянках перед супермаркетами или непосредственно на дороге. В первом случае, пока водитель совершает покупки, жулики наносят наждачной бумагой на ее кузов видимый и глубокий след. После этого, никак себя не проявляя, они начинают преследовать жертву.

Ни о чем не подозревающий водитель едет по дороге, иногда перестраивается из ряда в ряд, но при этом никого не подрезает и не задевает. Неожиданно его машину догоняет дорогая иномарка с тонированными окнами без номерных знаков, водитель которой подает знаки и требует остановиться. Если жертва игнорирует сигналы, то его просто прижимают к обочине. Как только машины останавливаются, солидно одетый водитель иномарки в довольно вежливой форме начинает объяснять, что несколько секунд назад остановленный автолюбитель задел его машину. Если мошенники не успели заранее нанести наждачной бумагой следы предполагаемого касания, то в момент разговора один из них тайком подбирается к машине жертвы и «трет» ее. После этого «подставляла» подводит собеседника к царапине и, показывая на нее, объясняет: вот он, след столкновения.

ОСАГО не поможет

В этот момент водитель вспоминает, что его машина застрахована по ОСАГО. Мошенник прекрасно знает об этом, поэтому сам предлагает позвонить страховому агенту. И здесь начинается самое интересное: жертве, обратившейся в страховую компанию, там объясняют, что поскольку ДТП произошло в другом месте (напомним, столкновения вообще не было), платить «пострадавшему» страховщики не будут. Логика простая: «виновник» скрылся с места аварии, а это «не страховой случай». Звучит убедительно, но страховщики лукавят. Ведь оплата по полису ОСАГО не производится, только если виновник скрылся с места аварии умышленно. Получается, что страховщики, которые прекрасно знают о методах мошенников, просто оставляют жертву беззащитной перед преступниками.

После звонка, результат которого известен мошеннику заранее, он предлагает решить все проблемы «на месте» и называет сумму ущерба. Если жертва начинает артачиться, из иномарки вылезают пара бугаев, которые нередко прибегают и к грубой физической силе. Проще говоря, «выбивают» деньги. Зачастую автолюбителю ничего не остается, как заплатить вымогателям.

«Никаких подстав нет»

Позиция страховщиков, которые в свое время активно лоббировали принятие закона об ОСАГО, выглядит по меньшей мере странной. Тогда, напомним, одним из доводов в пользу нового закона было огромное количество «автоподстав». Страховщики убеждали общество, что полис ОСАГО навсегда избавит автолюбителей от подобных проблем. А когда эпидемия «подстав» вновь охватила Россию, страховые компании просто прячут голову в песок.

«НИ» попытались выяснить, что советуют своим клиентам в случае «автоподстав» известные страховые компании «РЕСО-гарантия» и «РОСНО». Однако их реакция была непонятной. В «РЕСО-гарантии» звонок корреспондента многократно переводили в различные отделы, и в итоге сотрудники компании решили, что ответить на все вопросы сможет лишь один из заместителей руководителя, которого не оказалось на месте. А в «РОСНО» внимательно выслушали вопрос об «автоподставах», пообещали найти специалиста и перезвонить. Звонка мы так и не дождались. А когда корреспондент «НИ» снова перезвонил в «РОСНО» и спросил об «автоподставах», сотрудница компании взволнованным голосом произнесла: «Да что вы? Никаких подстав уже давно нет»...

ПРИЗНАКИ «ПОДСТАВ»

1. Вы ничего противозаконного не делали, однако дорогая иномарка настойчиво прижимает вас к обочине.

2. На машине мошенников нет номеров или они заляпаны грязью. Стекла сильно затонированы.

3. Владелец иномарки сознательно отводит вас подальше от вашей машины, отвлекая внимание.

4. Мошенник сам предлагает вам позвонить страховщикам (кстати, звонить им вообще не нужно – в случае любого ДТП первым делом нужно вызывать ГАИ).

5. В случае неподчинения вам тут же начинают угрожать.

ЕСЛИ ВАС «ПОДСТАВЛЯЮТ»

«Если вас прижимает подозрительная иномарка, постарайтесь добраться до ближайшего поста ГИБДД, милиции или людного места, – заявил «НИ» пресс-секретарь МУРа Алексей Бахромеев. – Если вас все же прижали, то не выходите из машины, закройте замки и общайтесь с собеседником через небольшую щель в боковом окне. Если ваш оппонент утверждает, что вы совершили ДТП, сразу закройте окно, наберите «02» и все расскажите оператору. Как бы вам ни угрожали и ни били по стеклу кулаками, ни в коем случае не вступайте в контакт с вымогателями, не пытайтесь разобраться с ними самостоятельно и не платите деньги. Если ваши оппоненты все же ворвались к вам в машину и приставили к вашему телу пистолет, придется подчиниться их требованиям. Магнитолу и мобильный телефон можно купить опять, деньги заработать, а вот свою жизнь и здоровье – уже никогда. Постарайтесь запомнить как можно больше деталей и примет как самих нападавших, так и автомобиля, которым они пользовались. При первой же возможности позвоните по «02». Оператор сразу отправит к вам ближайший наряд быстрого реагирования. Что касается ситуаций с лженаездом на человека и последующим вымогательством, то помимо сообщения на «02» вызовите на место происшествия «скорую».

Андрей Панков, «Новые Известия»


Автоподстава - вид мошенничества, целью которого является получение компенсации ущерба причиненному здоровью и имуществу лица, намеренно спровоцировавшего дорожно-транспортное происшествие. Такой вид деятельности на дороге влечет злоумышленника к уголовной ответственности по статье 159 УГ РФ (мошенничество), максимальный срок наказания - 10 лет тюремного заключения с возмещением пострадавшему лицу нанесенного ущерба его имуществу и здоровью.

В статье рассмотрим наиболее распространенные случаи мошенничества на дорогах, опишем ход действий потерпевшего для дальнейшего развития обстоятельств в его пользу. Если не принимать соответствующим меры в отношение желающих нажиться чужой счет, придется потратиться на ремонт своей машины, ведь по ОСАГО компенсация выплачивается только в случае, если вы не являетесь виновником ДТП; мошенники действуют образом, чтобы именно вы - ни в чем неповинный гражданин, являлись виновником аварии. Если вы попали в лапы опытного мошенника, то доказывать свою невиновность придется в суде. И не факт, что это удастся.

Почему этот вид мошенничества неискореним?

Страховым компаниям хорошо известна деятельность лиц, промышляющих автоподставами, по оценке страховщиков, около 20% водителей, которые приобретают полис автогражданской ответственности, изобретают мошеннические схемы. Цифра кажется немыслимой, однако таковы статистические данные. Конечно, органы правопорядка ведут борьбу с мошенничеством на дорогах, но останавливает ли это профессиональных аферистов? Нет.

Известен случай поимки гражданина, который за один год стал участником 43-х подставных дорожно-транспортных происшествий. Человек работал в МО - выполнял на черном рынке заказы людей, желающих получить страховые выплаты. Сейчас гражданин наказан по всей строгости, но один ли он такой в РФ?

Этот «бизнес» не прекращает свое существование. Автовладельцев, желающих получить денежную сумму от страховой компании - уйма. Существование профессиональных мошенников, выполняющих автоподставы на заказ доказывает прибыльность и актуальность такой деятельности. Теперь сказано достаточно, чтобы обозначить важность такого феномена, как «автоподстава для страховки», перейдем к подробному рассмотрению проблемы и практическим советам.

Разновидности мошенничества на дорогах

Во введении к статье мы в общих чертах описали автоподставу, суть которой - умышленное повреждение автомобиля и получение от страховой компании компенсации ущерба. Существуют более изощренные способы получения злоумышленниками легких денег за счет ничего не подозревающих автолюбителей.

Ущерб, который не был получен в ДТП

Автомобиль до попадания в аварию уже имел технические неисправности, дефекты на кузове, но после ДТП владелец вносит в список повреждений эти полученные некогда рубцы на железном коне, желая получить больше денег на ремонт авто.

Провернуть такую махинацию не сложно, нужно только договориться с сотрудником ГИБДД, регистрирующим повреждения в акте. Поэтому таким способом обмана грешат многие автолюбители. Страховые компании обязаны будут выплатить компенсацию в полном объеме, однако имеют право задним числом опротестовать заявленный список повреждений в суде. Поскольку делопроизводство обойдется СК в копеечку, зачастую страховые организации либо отказываются выплачивать компенсацию, предлагая клиенту ультиматум - такое бывает в случаях, когда обман, как говорится, налицо. Но может статься и так, что страховая выплатит компенсацию в полном объеме и передавать дело в суд не будет. Каждый случай индивидуален, хотя всем понятно, что, если пострадавший в ДТП указывает немыслимые повреждения, какие авто просто не могло получить в аварии, в страховых компаниях сидят не дураки, а здравомыслящие люди, исполняющие свои обязанности по совести, что значит заинтересованные в сохранении денежного фонда организации в целостности и избежание лишних страховых выплат.

Так как инциденты с добавлением дополнительных повреждений потерпевшими водителями хорошо известны страховым организациям, обмануть страховщика будет непросто. Кроме того, если шанс, что, в случае попытки обмана, нерадивого водителя занесут в черный список. А попасть в него - нажить проблем на свою голову, ведь потом ни одна страховая компания не согласиться предоставить человеку из списка проблемных клиентов услуги.

Суть обмана по-детски незамысловата: поскольку пьяному водителю страховая компания компенсацию выплачивать не будет, то его нужно заменить трезвым. Происходить все так: после ДТП пьяный водитель звонит родственнику, который вписан в страховой полис и тот притворяется потерпевшим водителем. Если нужно, сотруднику дорожно-постовой службы дается взятка, но родственник может прибыть и раньше ГИБДД. Также «дать на лапу» можно затем, чтобы сотрудник молчал о нетрезвости водителя.

Проще обмануть, если в ДТП участвует не два или более автомобилей, а только один. Например, пьяный водитель врезался в столб или дерево. Тогда автовладелец пропадает куда-нибудь на несколько часов, успешно трезвеет, а далее обращается в ГИБДД и страховую компанию.

Можно сказать, что сокрытие нетрезвого водителя не является совсем уж страшным видом мошенничества, тем более не является систематическим нарушением закона одним и тем же лицом. Но поскольку множество мирных граждан проводят такую махинацию, компания-страховщик претерпевает финансовые убытки. Доказать, что водитель был пьян за рулем, когда последний предпринял все, чтобы себя подменить или успеть протрезветь, или дать взятку, просто не представляется возможным.

Независимая экспертиза, завышенная компенсация

Обладатель полиса ОСАГО, попавший в ДТП не по своей вине, обязан в течение 5-ти дней заявить о наступлении страхового случая в компанию, выдавшую ему автогражданку, чтобы организация назначила экспертизу и затем, сделав оценку повреждений, выплатила автовладельцу компенсацию. Однако многие автовладельцы не торопятся сообщать о наступлении страхового случая или делают это нарочито образом, чтобы компания банально не успела среагировать на обращение и применить соответствующие меры.

Потерпевший посылает извещение об аварии по почте, при этом в заявлении не указывает своих данный для быстрой связи (телефон, емэйл), тогда компания и не успевает связаться со своим клиентом в течение пяти дней, а тот волен обратиться в любую независимую экспертизу, где ему насчитают весьма приятную сумму, превышающую реальную в несколько раз. Понятно, что для получения от независимого эксперта нужных цифр, придется дать взятку или надо иметь связи в организации.

Страховая компания по закону будет обязана выплатить компенсацию, сумма которой указана в заключении независимого эксперта. Но такой ход «мошенник» может совершить лишь единожды, потому что такая махинация - прямая дорога в черный список автостраховщиков.

Страховка авто задним числом

Способ работает, когда водитель имеет в друзьях страхового агента, который при наступлении страхового случая оформляет страховку. Агент-друг все документы заполнит задним числом, а дальнейший ход действий понятен - обращение в страховую компанию и получение компенсации. Такой вид обмана имеет частный характер, однако очень невыгоден для страховых компаний и выгоден для автовладельца. Можно 10 лет ездить без страховки, что значит не платить страховые премии, а при наступлении страхового случая быстро оформить страховку. Таким образом, те деньги, какие страховая компания должна была бы получать на протяжение 10-ти лет остаются в кошельке водителя.

Кроме описанных видов обмана существуют другие, которые, как правило, возможно благодаря коррупции, связям мошенников в ГИБДД и страховых компаниях. Нужно знать важный факт -большинство махинаций на дорогах проводятся именно с документами, и быть бдительным.

Как защитить себя от мошенничества на дорогах

Есть ряд рекомендаций, какие необходимо знать, чтобы не нарваться на мошенника и не понести в дальнейшем финансовые затраты. Но первое, что нужно помнить, дабы не попасть на уловку злоумышленников, так это банально следовать правилам дорожного движения, тем снизив шанс быть пойманным в лапы мошенника.

Если водитель попадает в ДТП, ему срочно необходимо вызвать сотрудников ГИБДД, ни под каким предлогом не идти на провокации другого участника происшествия, не соглашаться на мирное урегулирование проблемы.

Профессиональные аферисты могут сотрудничать с полицейскими, правда полицейские, которые случайно окажутся рядом с местом аварии, будут не настоящими, поэтому и необходимо вызывать сотрудников постовой службы самостоятельно. Конечно, не так и велик шанс нарвать на мошенников-профи, имеющих в арсенале липовых сотрудников ГИБДД, но можно, и лучше перестраховаться.

Следует соблюдать спокойствие, потому что моральное давление на вас будет оказываться серьезным, но реагируйте на всякого рода провокации спокойно, а еще лучше - видите видео и аудио запись общения с участником ДТП и сотрудниками ГИБДД.

Если у вас есть подозрения, что вы наткнулись на мошенника, не покидайте автомобиль, пока не прибудет полиция; также при помощи сотовой связи сообщите родственникам о случившемся, желательно позвонить своему адвокату.

Подозреваете сотрудников ГИБДД в нарушении полномочий или прокрадывается сомнение, что они настоящие? Проводите видеосъемку, переписывайте номера служебных автомобилей сотрудников дорожно-постовой службы, чтобы затем с этими материалами обратиться в суд и выиграть процесс.

Нарушение ПДД водителями - повод к автоподставе

Можно дать ряд практических советов, вроде напоминаний о соблюдении правил дорожного движения, однако в статье упустим этот момент, рассчитывая на бдительность читающих нас автолюбителей.

Нарушая ПДД, можно не только нарваться на профессионального дорожного афериста, но и спровоцировать обычного водителя на неординарные действия. Вполне себе обычная ситуация, когда водитель раздраженный неадекватной ездой другого, осуществляет автоподставу. А водителей на дорогах России, желающих получить компенсацию от страховой компании за ущерб своему автомобилю множество. Причина возникновения такого желания - плохое техническое состояние авто.

Многие автовладельцы идут сознательно на риск, ввязываясь в ДТП только с той целью, чтобы получить от страховщика кругленькую сумму. Этим лицам не жаль своего железного коня, в отличие от ничего не подозревающей жертвы.

Напоминая о соблюдении правил дорожного движения, желаем всем нашим читателям удачи на дорогах. И не пренебрегайте услугами страховых компаний, ведь никто не застрахован от чрезвычайных происшествий, и только страховой полис способен избавить от последующих финансовых растрат.

Провокационное поведение на дороге – выполнение преднамеренных или непреднамеренных действий, которые могут стать причиной ДТП .

Преднамеренная провокация – добровольное создание предаварийной/аварийной ситуации ради шутки, из-за мести или для наказания одним водителем другого за реальный/мнимый проступок или для выманивания денег на основании обвинения в нарушении ПДД .

Случайная провокация

Непреднамеренная провокация – внезапное создание неблагоприятной обстановки на отдельном участке трассы из-за незнания правил ПДД или невнимательности во время управления транспортным средством.

Типичные случаи провокации ДТП:

  • после включения левого или правого поворотника, совершение маневра машиной в противоположную в сторону;
  • резкое необоснованное торможение сразу после набора скорости;
  • выезд на перекресток не в свою очередь в момент, когда активизировалось движение потока машин по перпендикулярной полосе.

Что делать?

Сразу после того, как некто спровоцировал ДТП, выясняют тяжесть последствий столкновения :

  • осматривают себя/пассажиров как своих, так и другого транспортного средства (вызывают, если требуется, скорую помощь и оказывают первую доврачебную на месте);
  • вызывают инспекторов ГИБДД (либо водители разъезжаются, если «потери» с обеих сторон крайне незначительные, а столкновение произошло в удаленном от «цивилизации» месте), вызывают страховщика и извещают адвоката.

При ДТП с въездом в дом/магазин из-за уклонения от столкновения с другим участником дорожного движения, помимо осмотра автомобилей и ехавших в них людей, следует убедиться, что не пострадали обитатели здания, не поврежден газопровод и электросеть.

После/параллельно определяют свидетелей , видевших, как и что происходило, берут у них контактные данные, вызывают представителей ГИБДД, скорую помощь, извещают страхового агента и адвоката.

При ДТП с пешеходом или другим авто из-за уклонения от столкновения с другим авто, выясняют насколько пострадало здоровье людей , оказывают первую помощь, дожидаются приезда ГИБДД и скорой.

Параллельно ищут нескольких свидетелей ДТП (пешеходов, водителей, которые видели, при каких обстоятельствах произошел наезд). Берут их контактные данные и просят остаться на месте до приезда гаишников.

Нельзя перемещать ни одно из транспортных средств, попавших в ДТП (отлетевшие от них детали), если нет угрозы жизни людей. Зафиксированные сведения о расположении автомобилей помогут в деле выяснения обстоятельств ДТП.

Доказательства в суд

Для правильного понимания обстоятельств, при которых некто спровоцировал ДТП, и принятия справедливого решения о том, кто понесет ответственность, судьям требуется:

  • схема расположения автомобилей после столкновения, составленная специалистом ГБДД;
  • заключение экспертной группы о характере повреждений и условий, необходимых для их образования;
  • свидетельства очевидцев ДТП;
  • видеозаписи автомобильных видеорегистраторов и камер наружного наблюдения (если такие имелись поблизости от места ДТП).

Как признать провокатора виновным? Только через суд — других способов законом не предусмотрено.

Автоподстава

Автоподстава — преднамеренная провокация ДТП с целью получения денег от водителя , намеченного в жертву.

Как распознать автоподставу? Внешние признаки автоподставы до ДТП :

  • внезапное торможение впереди идущего авто (часто после просьбы уступить дорогу и кратковременного наращивания скорости после перехода в один ряд с авто намеченной жертвы);
  • симуляция резкого перехода в один ряд (подрез) и появление справа автомобиля из ниоткуда (подрезавший же, обычно, «растворяется»);
  • внезапные «прыжки» пешеходов под колеса или на капот;
  • свидетели, говорящие заведомую неправду.

Одним из основных признаков того, что вы стали вынужденным участником автоподставы, является стремление «наезжающих» на «виновного» получить от него деньги на месте ДТП . Ради этого:

  • предлагают решить вопросы без представителей ГИБДД, оказывая психологическое давление, привлекая к делу бравирующего своей физической силой пассажира, «случайно» оказавшегося в подставившемся автомобиле;
  • «давят на психику» затяжными и безосновательными истериками;
  • угрожают последствиями звонков нужным людям.

Как себя вести?

Успокоиться, каких бы усилий это ни стоило . В любом случае нужно обратиться к представителям ГБДД. Причем самостоятельно, а не благодаря услуге со стороны «наезжающих».

«Случайно» ехавшие мимо ППС на самом деле могут быть такими же «подсадными утками». Главное — не давать никаких денег .

Автоподставщики хорошо знают законы, поэтому не имеют желания попадать под статью о нанесении побоев или «убийство» – поэтому дальше словесных угроз дело не идет. Вы тоже не должны давать волю кулакам, как бы того ни хотелось.

Лучше запритесь в авто и общайтесь с мошенниками через слегка опущенное стекло в окне .

Аферисты понимают, что в случае суда денег с жертвы они не увидят. Поэтому жулье будет всячески стремиться снять деньги налом и на месте.

Известите адвоката, знакомых, родственников и попросите сообщить о случившемся гаишникам, если спецов ГИБДД еще нет.

Куда обращаться за защитой?

Сначала к представителям ГИБДД, затем в суд.

Если подозреваете, что гаишники в сговоре с преступниками , перепишите номера авто прибывших спецов, сфотографируйте лица прибывших и «наезжающих», перезвоните в УСБ. Сохраните записи видеорегистратора.

Какими бы сложными ни были у вас отношения с гаишниками, именно они смогут защитить вас от дорожных аферистов. Конечно, если в борьбе с последними вы будете проявлять благоразумие и выдержку.

Как правило, в подставе участвуют две-три машины: одна «подставляется», вторая «ведет» клиента и осуществляет общее наблюдение, на третьей едут «свидетели».

Обвинить в ДТП могут даже водителя, стоявшего на обочине

Уже ни для кого не секрет, что не все автомобильные аварии случайны. Есть люди, которые зарабатывают деньги, специально «подставляя» машину под чужой бампер и получая страховку. Эти мошенники доказывают, что они не виновны в аварии и страховая компания платит им за полученный ущерб по закону об обязательном страховании автогражданской ответственности. Эти люди вместе с машиной могут «купить» свидетелей, экспертов и даже сотрудников ГИБДД и страховых компаний. На западе России есть даже «черный список» таких страховых мошенников. У нас в Благовещенске такого пока нет. Существует три основных варианта «подстав», о которых корреспондент «Комсомолки» узнал от страховщиков.

1. Свой человек в ГИБДД


Как это происходит

Заранее оговаривается место и время аварии, чтобы туда приехал «свой» инспектор. Выбирается не слишком дорогой автомобиль желательно с не городскими номерами. Устраивается авария. На место происшествия приезжает реальный экипаж ГИБДД, составляется настоящий протокол, а у «виновного» водителя не возникает никаких подозрений.

Был случай

Мошенники купили на авторазборе кузовную часть машины, оставили ее на дороге. Сотрудники ППС остановили водителя «КамАЗа» и попросили подтолкнуть этот кузов на обочину. А когда водитель оказал им эту казалось бы невинную услугу, ему сообщили, что это «авария». Но сказали, что волноваться не нужно, платить за ущерб ведь не из своего кармана, обо всем и так позаботится страховая компания. А дальше был сговор с экспертом и заключение, выгодное «пострадавшим». Однако техническая экспертиза в дальнейшем показала, что характер повреждений на кузове не соответствует обстоятельствам, описанным в протоколе ДТП.

Ещё на InDrive.Net:

Выиграли Ford? Не спешите радоваться...

2. Заказные свидетели


Как это происходит

Самый распространенный вариант. Мошенники используют автомобиль среднего класса, возможно, бывший в ДТП, но приведенный в более-менее товарный вид. Легче всего попасть под бампер мошенников утром или вечером либо в непогоду. Играет на руку и загруженность улиц. Мошенники очень хорошие психологи, могут даже по манере вождения понять, что за водитель за рулем – опытный, которого не проведешь, или «чайник», которого можно подставить.

Как правило, в подставе участвуют две-три машины: одна «подставляется», вторая «ведет» клиента и осуществляет общее наблюдение, на третьей едут «свидетели». Как вариант, «свидетели» могут быть без машины.

При нарушении правил дорожного движения (при перестроении, обгоне или на светофоре, когда оба участника говорят, что ехали на зеленый свет) сотрудникам ГИБДД, чтобы определить виновника, приходится опираться на свидетельские показания. А свидетели у мошенников – свои люди. Иногда им даже не надо присутствовать при аварии, их могут вызвать по телефону.

Был случай

В районе авторынка на улице Воронкова на обочине стояла «маршрутка» с пассажирами. К ней-то и «приложился» другой автомобиль. Вызвали ГИБДД. У инспекторов сначала даже не возникло сомнений, что виноват водитель «Газели» — слишком проблемная репутация у этого транспорта. Тем более что «заказные» свидетели, которые и при самой аварии-то не присутствовали, это подтверждали. Да и сам водитель от растерянности признал вину. Спасли его пассажиры. Именно они заявили, что все на самом деле было по-другому. Всех свидетелей допрашивали по одному, поэтому «заказные» начали путаться в показаниях, а настоящие – нет.

Не нашли ответа? Консультация юриста бесплатно!

Предпочитаете живое общение? Позвоните юристу бесплатно!

3. Свой страховщик


— Заказные свидетели могут путаться в показаниях, они могут говорить о разных вещах.

— Может насторожить и тот факт, когда «свидетели» знакомы с «потерпевшим» либо это вообще его родственники, которые якобы случайно оказались рядом с местом аварии.

— «Свой» эксперт может перестараться с оценкой ущерба. Слишком большая сумма (от 100 тысяч рублей и выше) тоже может насторожить страховую компанию.