Советские зерноуборочные комбайны, которые кормили всю страну. Комбайны в ссср Новые виды сельскохозяйственных машин

Покупая хлеб в магазине, люди очень часто даже не задумываются над тем, насколько это тяжелый и ответственный труд - вырастить этот самый хлеб. Столетия идут, а хлеб неизменно занимает главенствующее место в пищевом рационе. Сколько выражений, афоризмов и мудрости связано с этим продуктом. И сегодня речь пойдет об одном из инструментов, который играет важнейшую роль в производстве хлеба.


1. СК-3

Самоходный комбайн, 3-ая модель. Советская зерноуборочная машина, которая была создана ГСКБ по самоходным зерновым комбайнам и машинам для уборки хлопка в городе Таганрог. Руководил проектом Ханаан Ильич Изаксон. Машина производилась с 1958 по 1964 год. Всего было создано 169 тысяч комбайнов. Это был первый советский комбайн, оборудованный гидравлическим усилением руля. СК-3 также был удостоен диплома Брюссельской выставки.

2. СК-4



Самоходный комбайн, 4-ая модель. Как несложно догадаться, пришел на смену более старой модели - СК-3. Выпускалась машина с 1964 по 1974 год на Таганрогском комбайновом заводе, а также в Ростсельмаше. Зерноуборочная машина получила премию Лейпцигской международной торговой ярмарки, а также наград выставок-ярмарок в Брно и Будапеште. Коллектив-разработчик машины под руководством Х. И. Изаксона удостоен Ленинской премии.

3. СКД-6 «Сибиряк»



Двухбарабанный советский комбайн, который выпускался в период с 1981 по 1984 годы на Красноярском комбайновом заводе. Машина была продуктом глубокой модификации СКД-5 «Сибиряк», который выпускался с 1969 года и несмотря на высокую надежность к 80-ым годам XX века морально устарел. У машины было множество «специальных» модификаций, в том числе для уборки риса, работы на участках без чернозема, модель с расширенной колеей.

4. Енисей 1200



Комбайн с красивым названием «Енисей» даже молодые люди должны хорошо помнить из своего детства. Дело в том, что выпуск машины начался в 1985 году. Комбайн подходил для уборки самых разных культур, в том числе подсолнечника, трав, бобовых культур и крупы. Машина также могла осуществлять уборку культуры в «труднодоступных» местах поля.

5. Дон-1500



Пожалуй, самый популярный комбайн на территории СНГ после распада Советского союза. Машина начала серийно выпускаться в 1986 году. По объективным причинам, машину использовали очень долго в бывших республиках союза. Повсеместный отказ от зерноуборочного комбайна начался только в 2006 году, когда ему на смену поспешили более совершенные импортные и отечественные модели.

6. КСГ-Ф-70



Весьма интересный образец. Советский комбайн на гусеничной базе, который разрабатывался специально для работы на переувлажненных почвах. По большей части машина работала с кормовыми культурами: травой и кукурузой. Производился комбайн «Донсельмашем» в городе Биробиджан. Больше всего таких машин стояло на вооружении дальневосточных хозяйств.

7. СК-5 «Нива»



Советский комбайн, выпускавшийся с 1970-го года предприятием «Ростсельмаш». Разработкой руководил Изаксон Ханаан Ильич. Машина примечательна тем, что смогла стать визитной карточкой советского комбайностроения. Ничего удивительного в этом нет, машина была одной из самых широко распространённых в СССР за все время.

Комбайны Сибиряк производились заводом, располагавшимся в Красноярске, с 1969 года. Техника предназначена для уборки колосовых и бобовых культур. При установке дополнительного оборудования применялась для сбора подсолнечника и крупяных растений.

Описание моделей

Базовые модификации комбайнов СКД оснащались колесным шасси с пневматическими шинами. Существовали версии, предназначенные для уборки риса, которые имели гусеничную ходовую часть. Такая конструкция обеспечивала повышенную проходимость и сниженное удельное давление на грунт.


На фронтальной части машины установлена жатка, состоящая из хедера и наклонного лотка. Корпус хедера установлен на лотке через шарнирные опоры и уравновешивающие пружины. Такая конструкция стыка обеспечивает копирование рельефа грунта во время работы в продольном и поперечном направлениях. Корпус жатки предназначен для установки режущего инструмента, мотовила и шнекового механизма.

На машинах применяется мотовило с эксцентриковым механизмом.

Привод осуществляется цепным редуктором. Собранный материал проходит через механизмы жатки, а затем попадает в наклонную камеру, которая оборудована пластинчатой транспортерной лентой. Срезанные стебли попадают в молотильные барабаны, после которых установлен аппарат разделения соломы и зерна. В конструкции машины имеется воздуходувка, которая дополнительно очищает зерно от примесей.


Отходы сгружаются на поверхность земли через копнитель, а зерно складируется в бортовой накопительный бункер. В конструкции узла имеется автоматический сигнализатор, срабатывающий при заполнении.

СКД-5

На машинах использовался 4-цилиндровый дизельный мотор СМД-18КН мощностью 100 л. с. На двигателе устанавливался турбокомпрессор без системы охлаждения сжатого воздуха. Силовой агрегат оборудован 1-дисковым сухим сцеплением с механическим приводом от педали, находящейся в кабине оператора. В состав трансмиссии входит 3-ступенчатая коробка передач, интегрированная в конструкцию ведущего моста. Крутящий момент передается на полуоси через конический редуктор, оснащенный дифференциалом. В ступицах установлены дополнительные планетарные редукторы.

Смотрите » Самые популярные российские комбайны с советских времен до наших дней


Рулевое управление на ранних машинах механическое, позднее появился гидравлический усилитель. Барабанные тормозные механизмы с гидравлическим приводом установлены только на ведущей оси. Для удержания комбайна на стоянке используется ленточный тормоз с механическим приводом.

Технические характеристики машины:

  • рабочая скорость — 1,2-8,46 км/ч;
  • производительность (часовая) — 7,6 т;
  • скорость передвижения — 21 км/ч;
  • емкость камеры копнителя — 9 м³;
  • длина — 9,8-11,19 м;
  • высота — 4,0 м;
  • ширина (в рабочем состоянии) — 3,5-4,92 м;
  • масса снаряженного — 7450 кг.

Существовала модификация СКД-5М, отличавшаяся применением ряда узлов, унифицированных с комбайном Нева. На машине использовалась кабина измененной конфигурации и увеличенный по объему зерновой бункер. Доработкам подверглась вся конструкция комбайна, который стал надежнее и производительнее.

СКД-6

Комбайн представляет собой модернизированную машину модели СКД-5, на которой стала применяться жатка с шириной рабочего захвата 5 м. Для повышения производительности машины потребовалась установка улучшенного силового агрегата. На технике использовался 140-сильный дизельный двигатель СМД-20.


Цель и содержание работы . Закрепить знания по использованию органов и приборов управления комбайнами. Рассмотреть особенности в расположении приборов и органов управления на различных моделях комбайнов. Проверить и отрегулировать механизмы управления рабочими органами комбайнов. Изучить устройство автоматического регулятора загрузки молотилки (АРЗМ) и сиденья водителя.

Оборудование рабочего места . Пружинный динамометр на 5 кгс (49,03 Н), линейка 0-300 мм, штангенциркуль ШЦ-П-0,1-200, щуп (набор № 2), индикатор ИЧ 05 кл. 1, набор щупов для проверки зазоров в молотильном аппарате, ключ зажигания для щитка приборов СКД-5, молоток слесарный 500 г, отвертка А175х0,7, домкрат, подставка под комбайн. Ключи гаечные 8X10; 12X14; 17X19; 22X24; 27X30; 32X36; 36X41; ключ для круглых гаек 46-52 мм.

Последовательность выполнения работы . Осмотреть кабины комбайнов и обратить внимание на то, что все комбайны имеют одинаковое расположение всех педалей и рычага переключения передач. Отметить, что на комбайнах СК-5 и СК-6 подобно расположены рычаги 1 (рис. 100, 101) регулирования подачи топлива, рычаг 16 (см. рис. 100) и рычаг 7 (см. рис. 101) включения привода механизмов комбайна , рукоятка 23 (см. рис. 100) и рукоятка 13 (см. рис. 101) выключения стояночного тормоза.

Обратить внимание также на то обстоятельство, что на комбайне СК-6 рычаг 14 включения выгрузного шнека , рукоятка 17 регулирования скорости первого барабана и рычаг 16 регулирования зазоров в молотильном аппарате расположены слева от водителя. На комбайнах СКД-5 и СК-5 эти рычаги расположены справа от комбайнера. Учесть, что в кабине комбайна СК-6 установлено два щитка приборов. На левом щитке 15 (см. рис. 101) установлены все сигнальные лампочки и включатели сигнализаторов, на правом 5 - приборы, контролирующие работу двигателя и тахометр второго барабана.

На комбайнах СК-5 и СКД-5 все приборы сосредоточены на одном щитке (рис. 102, 103). Надписи поясняют назначение каждого из включателей и приборов.

Найти на комбайнах СК-5 и СК-6, оборудованных автоматическими регуляторами загрузки молотилки, основные узлы и органы управления этим регулятором.

Осмотреть механизмы АРЗМ на обоих комбайнах и убедиться в том, что они в принципе устроены одинаково.

Пользуясь рис. 104, найти на комбайнах СК-5 и СК-6 узлы указателя потерь зерна (сокращенно УПЗ): преобразователей потерь 1 и 6, измерительного блока 2 и прибора - указателя потерь 5.

Найти на комбайнах отопители кабин и рассмотреть, как производится отбор тепла от двигателей. Рассмотреть вентиляторы для обдува водителя и для центробежной очистки воздуха.

Проверить наличие инструмента и приспособлений и приступить к выполнению работы.


Проверка работы механизмов управления комбайнами

Проверить и отрегулировать рулевое управление:


Усилие на рулевом колесе должно быть не более 3 кгс (29,41 Н). После вращения рулевого колеса вправо или влево до конца и затем в обратном направлении на 1,5 оборота сошка 4 должна стать вертикально, а колеса иметь направление такое же, как при движении по прямой.

Проверить и отрегулировать тормозную систему комбайна (у всех комбайнов педали тормозов левого 30 (рис. 106) и правого 32 колес расположены справа от рулевой колонки):

  1. Проверить уровень тормозной жидкости в бачках главных гидроцилиндров 36: отвернуть крышку бачка; отжать рукой педаль 30 до появления сопротивления движению. Педаль не должна опускаться более чем на 2/з ее полного хода. Если педаль «проваливается», то это говорит о наличии воздуха в тормозной системе.
  2. Удалить воздух из’тормозной системы.
  3. Опустить педаль до начала сопротивления движению и проверить уровень жидкости в бачке. Нормальный уровень на 10- 15 мм ниже верхней кромки бачка.
  4. Удерживая педаль в нижнем положении, долить жидкость в бачок до нормального уровня и завернуть крышку.
  5. Замерить свободный ход педали тормоза. Приставить линейку к концу педали и, придерживая ее, опустить педаль до появления сопротивления движению. Снять показания со шкалы линейки. Свободный ход педали составляет 25-35 мм. Если замеренный свободный ход будет близким к верхнему пределу, то нужно отрегулировать тормоза в такой последовательности:
    • Отпустить рукоятку стояночного тормоза 27 (см. рис. 106).
    • Поднять домкратом мост ведущих колес и снять колесо 23.
    • Открыть крышку люка тормозного барабана и, поворачивая его, замерить щупом зазоры по концам тормозных колодок. Если зазор больше или меньше 0,2 мм, то нужно отрегулировать его, вращая монтировкой каждую из четырех колпачковых гаек.
    • Закрыть крышку окна барабана, поставить колесо и убрать домкрат.
    • Отрегулировать длину толкателя главного гидроцилиндра Ослабить контргайку толкателя и, вращая его, подвинуть до соприкосновения с поршнем, а затем ввернуть толкатель на полобо-рота в соединительную вилку и затянуть контргайку.
    • Проверить свободный ход правой и левой тормозных педалей. В случае, если ход окажется разным, нужно подкорректировать его путем изменения длины одного из толкателей.

Для совместного торможения педали могут быть заблокированы защелкой 31.

У всех комбайнов педаль муфты сцепления расположена слева от рулевой колонки.

Проверить и отрегулировать муфту сцепления комбайна СКД-5 :


Проверить и отрегулировать стояночный тормоз . На комбайнах СК-5 и СК-6 рукоятка стояночного тормоза расположена слева от педали муфты сцепления. Стояночный тормоз предназначен для удержания комбайна на стоянке и на уклонах до 16°.

  1. Проверить действие стояночного тормоза, оттянув рукоятку 27 вверх до отказа. Если рукоятка фиксируется выше, чем на четвертой прорези снизу, то нужно укоротить рычаг 38 или трос 37 (см. рис. 106).
  2. Отпустить тормоз, повернув рукоятку вокруг оси и переместив ее вниз.

Проверить и отрегулировать механизм включения передач . На всех комбайнах рычаг переключения передач под рулевой колонкой. Схема включения передач показана на табличке. Перемещением рычага влево и вперед включается первая передача, влево и назад - передача заднего хода, вправо и назад - вторая передача, вправо и вперед - третья передача.

  1. Поднять резиновый колпак с кулисного механизма включения и проверить установку кулис. В центральном положении пазы на обеих кулисах должны быть расположены друг против друга.
  2. Отпустить контргайки вилок 35 (см. рис. 106) и, вращая их, установить рычаги кулис в правильное положение.

Проверить действие рычага управления подачей топлива . На комбайнах СК-5 и СК-6 рычаг управления подачей топлива расположен перед рулевой колонкой, а на комбайне СКД-5 такой рычаг установлен справа на стенке бункера. На всех комбайнах для увеличения подачи топлива рычаг нужно перемещать назад, на себя, а для уменьшения - вперед, от себя.

Проверить действие рычага управления зазоров в подбарабанье . На комбайнах СК.-5 и СКД-5 справа от сиденья водителя установлены рычаги с секторами для изменения зазоров в молотильном аппарате. На комбайне СК-6 такой рычаг установлен слева. На всех комбайнах для увеличения зазоров рычаг необходимо переместить вниз.

  1. Переместить рычаги 14 (см. рис. 100) и 16 (см. рис. 101) вверх по сектору до отказа.
  2. Открыть смотровые лючки в панелях молотилки и замерить зазоры на входе и выходе. Убедиться в отсутствии перекоса подба-рабанья.
  3. Прокрутить барабан вручную, чтобы убедиться в отсутствии задевания бичей за подбарабанье.

Проверить работу муфты включения выгрузного шнека бункера . На комбайнах СКД-5 и СК-5 механизм включения выгрузного шнека расположен на передней стенке бункера. На комбайне СК-6 рычаг включения выгрузного шнека бункера расположен в левом переднем углу кабины под панелью приборов. Перемещением рычага назад включается привод выгрузного шнека на комбайнах СК-6 и СКД-5.

  1. Переместить рычаг включения выгрузного шнека в положение «включено». В этом положении зубья кулачковой муфты должны перекрываться на полную глубину.
  2. Переместить рычаг в положение «выключено». Зазор между зубьями муфты включения должен быть не менее 3 мм.
  3. Отрегулировать зазор изменением длины регулировочиоп тяги.

Проверить действие рычага включения муфты молотилки и рычага выключения привода жатки (на комбайнах СК-5 и СК-6 этих рычагов расположение одинаковое) :


Проверить действие рукояток регулирования частоты вращения барабана, которые имеются только на комбайнах СК-5 и СК-6. На комбайне СК-5 такая рукоятка 17 (см. рис. 100) расположена справа от сиденья. Чтобы увеличить скорость барабана, ее вращают против часовой стрелки.

На комбайне СК-6 эта рукоятка 17 (см. рис. 101) установлена слева от водителя. При вращении рукоятки по часовой стрелке при работающей молотилке скорость барабана увеличивается.

Проверить работу механизма выгрузки копны . Педаль механизма выгрузки копны на всех комбайнах является самой крайней педалью справа. Проверить работу механизма выгрузки, нажав на педаль. Обе защелки должны открываться одновременно, иначе придется регулировать длину тяг путем навертывания вилок на ушковые болты.

Проверить установку рукояток распределителей гидросистемы . В зависимости от комплектации комбайнов СК-5 и СК-6 число секций распределителя может изменяться от пяти до семи. Порядок пользования рукоятками пояснен табличками с условными символами. Переместить каждую из рукояток из одного крайнего положения в другое. Длина регулировочных тяг должна быть такой, чтобы обеспечивался полный ход золотников в обе стороны от нейтрального положения.

На комбайне СКД-5 нейтральное положение рукояток распределителей вариатора скорости ходовой и крана-распределителя должно обеспечивать полное совпадение отверстий золотников и корпусов распределителей.

Проверить работу контрольных приборов и системы сигнализации :


На щитке приборов должна загореться красная лампочка 8 (рис. 102) и включиться звуковой сигнал. Выключить сигнал включателем 17 и убрать брусок.

Регулировка сиденья водителя :


Снять и разобрать амортизатор сиденья :


Разобрать распределитель АРЗМ :

  1. Отсоединить вилку 9 золотника (рис. 111) распределителя от рычага, корпус распределителя - от трубопроводов и снять его с кронштейнов 1 крепления на комбайне.
  2. Отвернуть пробку 20 переливной секции, вытащить пружину 21 и поршень 22.
  3. Вывернуть пробки 23 запорных клапанов, вытащить пружины 24, шарики 25 и выпрессовать седло клапана 26.
  4. Отвернуть гайку 11, вывернуть винт 10, болты и снять крышку 12 предохранительного клапана.
  5. Вытащить втулку 16 с пружиной 15, направляющей 17 и шариком 19. Снять уплотнительные кольца 13, 14 и 18 с втулки 16 и винта 10.
  6. Отвернуть гайку 7, вытащить пружину 6 с шайбой 3. Разъединить полую ось 5 с тягой вилки 9. Вывернуть стакан 4 из корпуса золотника.
  7. Отвернуть три стяжных винта и отсоединить переливную секцию от секции золотника и от задней крышки.

Осмотреть резиновые уплотнительные кольца, установленные в стыках трех секций, проверить их целостность и собрать распределитель в обратной последовательности.

База комбайна предыдущего поколения использовалась при создании техники из 6 серии. Основная силовая установка – двигатель СМД-20. СКД 6 Сибиряк подходит, чтобы убирать неравномерно созревшие, труднообмолачиваемые культуры.

Предыдущая серия СКД5 показывала неплохие результаты, гарантировала высокий уровень производительности. Но моральное устаревание техники произошло быстро, закончилось к концу 1970-ых. Уже тогда не было соответствия требованиям, которые предъявлялись к подобным устройствам.

Потому завод-производитель принял решение модифицировать установку, выпустив новую модель. В феврале 1981 года на производственный поток уже была поставлена новейшая разработка, обозначенная как СКД-6.

Комбайн Сибиряк

Благодаря применению современных технологий удалось добиться следующих результатов:

  1. Надёжность и производительность, пропускная способность увеличиваются.
  2. Снижение продолжительности технологического обслуживания.
  3. Повышение комфорта внутри кабины для водителя.

Назначение техники

Комбайн используют, главным образом, чтобы убирать зерновые, колосовые культуры, с применением прямого, раздельного комбайнирования. Благодаря дополнительному оборудованию функционал расширяется, позволяя обрабатывать другие культуры:

  1. Крупяные.
  2. Бобовые.
  3. Подсолнечник.
  4. Кукурузу для зерна и силоса.
  5. Семенники трав.

Определённую работу выполняет каждая часть, входящая в Комбайн Сибиряк.

Описание модификаций

Всего существовало несколько модификаций техники:

  1. СКД-6Р. Это машина для уборки риса, использующая гусеничный ход.
  2. СКД-6А. Модель, обрабатывающая нечернозёмные зоны.
  3. СКД-6Н. С увеличенной колеёй управляемых колёс.

Последняя версия могла похвастаться улучшенными характеристиками кабины.

Технические характеристики Сибиряка

Можно привести такие параметры, характерные для комбайна всех модификаций:

  1. 3,2 м3 – величина рабочего объёма для кабины.
  2. 150 на 75 мм – габариты скребков элеваторов.
  3. 160 миллиметров – стандартный диаметр для шнеков.
  4. Вращение у барабанов регулируется по частоте механически.
  5. Управление наклонным шнеком организуется из кабины, само по себе оно гидравлическое.
  6. Привод шнека по выгрузке работает непосредственно от двигателя.
  7. 4,5 м3 – общий показатель вместимости бункера.
  8. 6,3 кг/сек – уровень пропускной способности.
  9. Используется двигатель из серии СМД-20.

Советский комбайн

Особенности обслуживания СКД-6

Перед уборкой важно оценить состояние как самой техники, так и культуры, требующей обработки. В зависимости от этого подбираются и настраиваются конкретные рабочие инструменты.

О регулировке

Сначала комбайн должен пройти 50-100 метров. Потом его принудительно останавливают. Это позволяет контролировать качество работы, проводить дополнительную регулировку при необходимости.

Существует несколько причин того, что техника может работать неисправно, даже с предварительной регулировкой:

  1. Невыровненность поля.
  2. Засорённость.
  3. Стеблестой.

В бункере используют определённые схемы в зависимости от того, сколько зерна теряется.

Иногда техника проверяется каждый день по два раза. Основная причина – изменение уровня влажности. Если участок семенной – рекомендуется применять комбайны, которые убрали уже не меньше 100 и не больше 350 га культур. Тогда процент микроповреждений и дроблений уменьшается. Производитель выпускает специальную сумку с инструментами, помогающими при проведении корректировки.

Определитель режимов – часть устройства, содержащая сведения относительно настройки предварительного типа. Соответствующие обозначения размещаются на дисках внутреннего, внешнего типа, которыми снабжается система.

Предварительные работы легко выполнить – достаточно совместить отметки дисков внутри и снаружи.

Об устранении основных дефектов у мостов

Следующие дефекты встречаются у мостов чаще:

  1. Появление деталей с изломами.
  2. Повышение шума.
  3. Появление лишних стуков.
  4. Эксплуатация деталей с сильным нагревом.
  5. Проведение регулировки с нарушениями.

Не стоит забывать о том, что буквальная каждая деталь и механизм подвергаются серьёзному износу во время работы.

Комбайн предназначен для работы с различными культурами

Задние мосты работают примерно с теми же проблемы, только дополнительно может быть погнутой задняя ось, поперечная тяга и поворотные рычаги. Причина – длительная работа при недопустимой нагрузке, несвоевременное использование масла.

Для восстановления технических характеристик передние и задние мосты разбираются, для чего применяются специальные стенды. Допускается использовать такие же приёмы, что и в случае с обычными коробками передач у современных автомобилей. Конкретные операции зависят от того, какая деталь сломалась, какие появились повреждения.

Наплавление и нарезка – стандартные процедуры для ситуаций, когда повреждается резьба, внешняя или внутренняя. Обработка происходит под нормальный либо увеличенный размер. Шаблоны, линейки или угольники помогают определить погнутость и скручивание осей, расположенных сзади либо спереди.

Сегодня - день работника сельского хозяйства, так что самое время написать про какую-нибудь сельхозтехнику - например, про комбайны. Недавно, в репортаже я упоминал про найденный редкий экземпляр комбайна СКД-5 "Сибиряк". Такое же имя, "Сибиряк", носила и следующая модель Красноярского комбайнового завода - СКД-6, отличающаяся от своего предшественника другим двигателем, новой просторной кабиной и рядом других усовершенствований. Комбайны СКД-6 выпускались недолго, всего 4 года - с 1981 по 1985, и к настоящему времени их тоже сохранилось не очень много, особенно в рабочем состоянии. Вот этот комбайн 1984 года выпуска, стоящий на приколе в одном из сёл Саргатского района, внешне почти комплектен, не считая заднего колеса, но на этом месте он стоял достаточно долго, и выехал ли снова на поле - неизвестно.


А этот СКД-6 из Чапаево вполне готов к бою за урожай, когда снег растает. :) На комбайне даже имеется современный номерной знак "тракторного" типа и техосмотр, правда просроченный. Кстати, в советское время номера на комбайны, в отличие от тракторов, ставили не часто, а теперь Гостехнадзор за этим следит.

Большой неожиданностью для меня стало обнаружение в 2009 году в Больших Уках редкой гусеничной (!) модификации "Сибиряка", носящей индекс СКД-6Р. Буква "Р" означает "рисоуборочный", поэтому у машины и гусеничный движитель - для работы на затопленных рисовых полях. Как такой комбайн попал в Омскую область - непонятно, возможно, это связано с работой на заболоченной местности, болот у нас на севере много.

В 1985 году Красноярский комбайновый завод перешёл на выпуск новой модели - "Енисей-1200", марка "Сибиряк" с этого времени больше не применялась, а разнообразные "Енисеи", включая и современные модификации 1200-й модели, завод выпускает до сих пор.