Допустимые габариты и максимальный вес грузов, перемещаемых посредством автоперевозок. Ограничения на размеры и вес грузовых автомобилей в европе Разрешенная максимальная масса тягача

Согласно приказу Федеральной Дорожной Службы России, были введены нормы и ограничения, которые регулируют максимальные размер и вес автомобильного транспорта на дорогах. Сделано это для того чтобы снизить нагрузку на дорожное покрытие и предотвратить возможные аварийные ситуации.

Общие положения

Основные цели, которые преследовались при составлении данных ограничений:

  1. Обеспечение безопасности на дорогах.
  2. Обеспечение сохранности дорожного полотна.
  3. Обеспечение сохранности конструкции автомобиля.

Каждое дорожное полотно имеет определенную структуру, а дорожные сооружения соответствующую массу. Именно поэтому были введены ограничения.

Общие положения из приказа на которые следует обратить внимание:

  1. Ограничения распространяются только на дороги общего пользования федерального и территориального значения.
  2. Если нормы превышены, то можно использовать только специализированные дороги.
  3. Если дорога подразумевает меньшую нагрузку, то ее владелец может установить свои нормы (федеральная дорожная служба, органы исполнительной власти, органы местного самоуправления).
  4. Если есть необходимость уменьшить нормы размеров и веса транспорта, то проводится обследование состояния дорог.
  5. Если есть ограничения по размеру и весу транспорта, то водитель должен быть проинформирован с помощью соответствующих дорожных знаков.
  6. На основании инструкции по эксплуатации от производителя автомобиля вводится ограничение на распределение нагрузки по осям.

Максимальные габариты грузового авто

Существует соглашение стран СНГ, согласно которому определены возможные габариты грузового транспорта.

Максимальная длина:

Максимальная ширина:

  • 2,55 метра для любого автомобиля;
  • 2,6 метра для изотермического кузова.

Максимальная высота:

  • 4 метра для любого транспорта;
  • максимальная высота рассчитывается с учетом кузова или контейнера.

При расчете длины не берется во внимание:

  1. Ступени для доступа в кузов.
  2. Подъемные платформы.
  3. Воздуховодные трубки.
  4. Зеркала для обзора на дорогах.
  5. Приборы для освещения.
  6. Пломбы.
  7. Маркировочные пластины.
  8. Приспособления для закрепления брезента.
  9. Очистители стекол.

При измерении высоты не учитываются антенны и пантографы.

При измерении ширины не учитываются:

  • приспособления для пломб;
  • брызговики;
  • приспособления для закрепления брезента;
  • осветительные приборы;
  • ступени и подвесные платформы;
  • втягивающиеся лестницы;
  • зеркала;
  • индикаторы давления в шинах и опознавания их повреждения.

Максимальная масса грузового авто

Максимальная масса грузового авто составляет:

  • 18 тонн для двухосного автомобиля;
  • 24 тонны для трехтонного автомобиля;
  • 25 тонн для трехосного автомобиля с ведущей осью из двух пар колес;
  • 32 тонны для четырехосного автомобиля с двумя ведущими осями.

Максимальный вес для комбинированного транспорта:

  • 18 тонн для двухосного прицепа;
  • 24 тонны для трехосного прицепа.

Допустимы разные массы грузового авто, если это:

  1. Седельный автопоезд (от 36 до 38 тонн).
  2. Прицепной автопоезд (от 36 до 44 тонн).
  3. Автобус (от 18 до 28 тонн).

Максимальный вес грузового авто зачастую зависит от общего количества осей и числа ведущих осей.

Правила въезда грузовых автомобилей в Москву

Грузовым автомобилям ездить по Москве можно только после получения специального разрешения. Выдается оно в электронном виде, для этого документы отправляются на сайт департамента транспорта.

Действуют следующие ограничения:

  1. Запрещен въезд в Москву грузового транспорта массой свыше 12 тонн.
  2. Запрещен въезд в пределы ТТК и СК транспорта свыше 1 тонны.
  3. Ограничение действует в период с 6:00 до 22:00.
  4. Чтобы была возможность передвигаться по Москве нужно получить пропуск.

Что дает пропуск:

  1. Пропуск МКАД – круглосуточный въезд грузового авто в пределы МКАД. С ним нет возможности проезжать на ТТК. Имея данный документ на ТТК можно заезжать с 6:00 до 22:00.
  2. Пропуск ТТК – можно круглосуточно проезжать по МКАД и ТТК. Ограничение действует только на проезд по Садовому кольцу. По нему нельзя будет передвигаться в период с 6:00 до 22:00. С данным пропуском экологический класс должен быть более, чем стандарт Евро2.
  3. Пропуск СК – позволяет грузовому транспорту передвигаться по всей территории Москвы без ограничений. Экологический класс также, как и в предыдущем случае должен быть более, чем Евро2.

Чтобы получить пропуск нужно предоставить копии следующих документов:

  • паспорта;
  • водительских прав;
  • свидетельства о регистрации транспортного средства;
  • паспорта транспортного средства;
  • договора аренды, если авто не в личной собственности.

Пропуск работает не круглогодично.

В пятницу, субботу и воскресенье, а также с 1 мая по 1 октября, перед праздничными и выходными днями запрещено въезжать грузовикам в город с 6:00 до 24:00.

Пропуск могут забрать, если:

  1. Есть неоплаченные штрафы по любой из статей КоАП РФ.
  2. Был осуществлен въезд с зону, где данный пропуск не действует.

Ответственность за перегруз

В Москве из-за ограничений для въезда в город для грузового транспорта введены дополнительные дорожные знаки. Они не прописаны в ПДД, но их установление является законным, если заранее вопрос согласован с управлением Госавтоинспекции.

Если водитель нарушил ограничения по въезду грузового транспорта в Москву, то ему полагается штраф в размере 5 тысяч рублей. Регулирует это статья 12.16 КоАП РФ.

Власти так тщательно следят за массой грузового автомобиля и его загруженностью, по причине того, что это влияет на состояние и долговечность дорожного покрытия. Перегруженная машина тяжелей поворачивает и тормозит, что также увеличивает риск аварийных ситуаций на дорогах.

Штрафы отличаются в зависимости от габаритов транспорта и массы перегруза:

  1. Если было отклонение от маршрутного листа, то он составляет 2-2,5 тысячи рублей.
  2. Указание в маршрутном листе ложных данных о весе перевозимого груза – штраф 10-15 тысяч для водителя и 250-400 тысяч рублей для компании.
  3. Если нет разрешения на перевозку крупногабаритных грузов – штраф 2-2,5 тысячи рублей.
  4. Если габариты машины более, чем на 10 сантиметров больше нормы – штраф 1,5-2 тысячи рублей.
  5. Если нагрузка на ось превышает 5% от нормы – 1,5-2 тысячи рублей.
  6. Штраф за другие нарушения варьируется от 1 до 15 тысяч рублей.

Помните о соблюдении правил дорожного движения, так как если каждый будет обращать на это внимание, то дорожное покрытие прослужит как можно дольше. А нарушителей при этом будут ждать большие штрафы.

Автомобиль с перегрузом, неважно легковой или фура, – представляет существенную угрозу для всех участников движения. Во-первых, потому что сама машина движется нестабильно. Во-вторых, большая нагрузка на ось может привести к её внезапной поломке. В-третьих, тормозной путь такого авто более длинный, что может привести к аварии. Кроме того, превышение допустимого веса ведёт к разрушению дорожного полотна и мостовых конструкций. И за перегруз полагается административный штраф.

Поэтому в этой статье мы расскажем о нормах предельно допустимой нагрузки на ось грузового автомобиля и о том, как её определить.

Расчёт нагрузки на ось грузового автомобиля

Процесс грузоперевозок регламентируется нормативно-правовыми актами. Среди которых ФЗ об автодорогах №257-ФЗ от 08.11.2007. В соответствии с п. 2 ст. 31 которого для передвижения по автодорогам транспорта с превышением общей допустимого веса или нагрузки на ось больше чем на 2% необходимо получить разрешение. Исключение делается лишь для автотранспорта Вооружённых сил России.
При получении разрешения владелец авто должен:

    Согласовать маршрут.

    Компенсировать урон, наносимый покрытию дороги.

Если перегруз менее 10%, используется упрощённая процедура выдачи, которая занимает всего 1 день.

Кроме того, проезд по мостам и участкам дороги иногда бывает ограничен специальными знаками, указывающим предельное значение веса грузового автомобиля или нагрузки на его ось. Это может быть связано с грузоподъёмностью конструкции или её состоянием.

грузовых автомобилей в России

Постановлением Правительства Российский Федерации о правилах перевозки грузов автотранспортом установлен допустимый предельный вес машин в тоннах.

Вторая характеристика, устанавливаемый этим нормативным актом, – допустимая нагрузка. Она определяется в зависимости от вида дорог, типа колёс и расстояния между сближенными осями.


Например, таблица максимально разрешённых нагрузок на оси грузовых автомобилей для односкатных колёс выглядит следующим образом.

Значения в таблице приводятся для каждой оси. Расчёт массы должен производиться как можно точнее, так как допустимая погрешность не более 5 %.

Как рассчитать нагрузку

Итак, ограничение по проезду существует по двум параметрам:

    По весу машины.

    По нагрузке оси.

Рассчитаем вес авто. Существует соотношение для двухосного автомобиля (например, марки Газель):

Ма=Нп+Нз,
где, Ма – вес грузовика.
Нп – нагрузка на переднюю ось.
Нз – аналогичный параметр для задней оси.

Эта простая формула расчёта связывает нагрузку на оси грузового автомобиля и его массу.



Для автотранспорта с тремя осями, задний и средний мост которого объединён в тележку (пример – Камаз 53215), эта зависимость имеет следующий вид:

Ма=Нп+Нт,

Нагрузка для задней тележки и оси обычно больше. Так как именно там располагают перевозимые товары. А вес, давящий на переднюю ось, определяется только массой кабины и силового агрегата.

Узнать нагрузку, имея вес груза, машины и прицепа – сложнее. И это расчёт будет иметь очень приблизительный вид.

    Берем в свидетельствах о регистрации массу авто (Ма) и прицепа (Мп). Для примера возьмем Ма=6 т, Мп= 11 т.

    Узнаем фактический вес груза (Мг). Примем Мг= 19 т.

    Самое распространённое соотношение нагрузок: 0,75 – на прицеп, 0, 25 – на тягач. Тогда нагрузка на прицеп: Нп=0,75*(Мп+Мг)=22,5.

    Считается, что нагрузка распределена в прицепе равномерно. И нагрузка на одну ось (Но) равна Нп/количество осей =22,5/3=7,5 т на каждую ось.

    Аналогично считаем нагрузку на оси машины. На них приходятся оставшиеся 0,25 веса. То есть (Мп+Мг)*0,25+Ма=(11+19)*0,25+6=13,5 т.

    Нагрузка на задние оси автомобиля будет равно 0,75 от нагрузки на грузовик. То есть 13,5*0,75/2=5,06.

    А нагрузка на переднюю ось – то, что осталось от общей нагрузки на авто. 13,5–5,06*2=3,37.

    Итого получается следующая примерная картина распределения веса 3,37+5,06+5,06+7,5+7,5+7,5.

Реальные значения могут отличаться. Часто нагрузка на осях бывает неравномерной. Это обычно связано со следующими причинами:


    Неисправностью подвески полуприцепа.

    Прогибанием прицепа под грузом.

    Негоризонтальностью площадки полуприцепа.

    Конструктивными особенностями подвески.

Как определить нагрузку на ось грузового автомобиля

Взвешивание – простой способ определения как общего веса, так и значения для каждой отдельной оси. Есть два метода:

    Динамический. Для взвешивания грузовик со скоростью не более 5 км/ч проезжает по поосным автомобильным весам. Они зафиксируют вес каждой оси, а потом определят вес самой машины. Это достаточно простой и удобный способ, но его погрешность составляет от 0,5 до 3%. Что – как вы можете понять при границе превышения максимальной допустимой нагрузки на ось грузового автомобиля в 2% – слишком много.

    Статический. Авто въезжает и останавливается на платформе весов, на которую установлены тензодатчики. Их применение позволяет добиться очень высокой точности взвешивания – 0,01%.


Также можно купить тягач, оснащённый системой мониторинга, и совместимый с ним прицеп. Это довольно удобный способ всегда быть в курсе уровня загруженности своей машины, но очень дорогой.

Можно вмонтировать манометры в магистраль пневморессоры, и следить за показаниями в процессе погрузочных работ. Чтобы не мучится с определением, какое значение шкалы манометра какому весу соответствует, можно установить специальные датчики. Но это требует не только затрат денег при покупке всех элементов системы, но и значительных усилий по её отладке.


Штрафы за перегруз

В основном об этом виде административного наказания беспокоятся водители грузовиков. Так как у легковых автомобилей есть ограничения только по количеству перевозимых пассажиров. Штраф за превышение нагрузки разделяются на три типа в зависимости от уровня ответственности лиц:

    Для физических лиц 1,5–2 тыс. руб.

    Для должностных – сумма уже выше,15 тыс. руб.

    И ещё выше для юридических – 400 тыс. руб.

Если при превышении более 2% нет разрешения на провоз, то также оформляется штраф. Да и когда вес груза не совпадает с тем, что написано в сопроводительных бумагах с физического лица могут взыскать сумму 5 тыс. рублей. Для компании размер взыскания больше минимум в 50 раз. Правда, без контрольного взвешивания выписать штраф инспектор не имеет права.

Перегруженный автомобиль как легковой, так и грузовой — это большая опасность для водителя и других участников движения. Кроме того он создает повышенную нагрузку для дорожного полотна, которое страдает в любом случае. Как рассчитать перегруз, и каковы на сегодня штрафы за езду с нарушениями? Каждый водитель должен понимать свою ответственность и знать, что ему грозит.

Допустимая масса транспортных средств

Летом 2015 года в силу вступили изменения в соответствующие акты о перевозке грузов по российским дорогам. На основании этого документа введены новые нормы допустимой массы автомобилей.

Например, максимальный вес машины, которая имеет право без дополнительного разрешения выезжать на дорогу, составляет 44 тонны. Это предельный максимум.

Для легковых автомобилей таких норм, конечно, не существует. Но значит ли это, что можно перегружать свою машину и ездить безнаказанно? Предел все-таки существует. Он заключен в том, что запрещается перевозить большое число пассажиров. Это наказывается соответствующим штрафом.

В отношении грузового транспорта действует правило нагрузки на ось. Это важнейший момент при расчетах. Для того чтобы понять, как именно рассчитывается нагрузка, нужно разобраться в простейших понятиях.

Итак, все автомобили разделяют на два класса:

  1. «А» — эксплуатируемые на трассах трех категорий: первой, второй и третьей соответственно.
  2. «В» — осуществляемые передвижение по любой дороге.

Ниже указаны допустимые значения.

В первую очередь, для автомобилей:

  • с двумя осями — 18 тонн;
  • с тремя осями — 25 тонн;
  • с четырьмя осями — 32 тонны;
  • с пятью осями — 35 тонн.

Что касается автопоездов, то для них установлены иные нормативы:

  • с тремя осями — 28 тонн;
  • с четырьмя осями — 36 тонн;
  • с пятью осями — 40 тонн;
  • с шестью осями и более — 44 тонны.

Как рассчитать?

Расчет нагрузки производится по сложной формуле. Также нужно учитывать максимальную массу для дорог определенной категории. Нагрузка грузового автомобиля распределяется так: на переднюю ось она меньше, на заднюю (или задние) она значительно выше.

Когда автомобиль заезжает на весы на посту, сотрудник контроля пользуется специальным справочником, где собрано огромное число типов транспортных средств и расписана подробная нагрузка на их оси. Рассмотрим несколько примеров и определим, как она складывается на каждую ось.

Грузовая «ГАЗель» имеет две оси: переднюю и заднюю. Общий вес автомобиля складывается по формуле:

М ТС =Н ПО +Н ЗО, где:

Казалось бы, все просто, но для иных транспортных средств не всегда можно применить эту формулу. Трехосные автомобили с двумя объединенными осями нужно рассчитывать иначе. Например, возьмем автомобиль «Камаз»-53215. Расчет уже ведется по формуле:

М ТС =Н ПО +Н т, где:

  • М ТС — это масса транспортного средства;

Таблица

Рассмотрим таблицу допустимых нагрузок. Учтите, что нормы приведены для каждой оси.

Расчет должен производиться максимально точно, поскольку погрешность может быть не более 5%. Чем ближе оси располагаются друг к другу, тем сильнее давление на дорожное полотно. Именно этим объясняется зависимость от расстояния.

Законодательные ограничения других стран

Отправляя груженый автомобиль за пределы России или за товаром, важно изучить законодательство, чтобы избежать штрафов, которые могут значительно сказаться на бюджете.

Ниже приведена таблица, с помощью которой можно определить полную допустимую массу автомобилей в некоторых странах.

Страны/автомобиль двухосный трехосный четырехосный прицеп в 2 оси прицеп в 3 оси автопоезд в 4 оси автопоезд в 5 и 6 осей автопоезд седельный 3 оси автопоезд седельный 4 оси
Польша 19 26 30 18 24 37 40 29 38
Германия 17 24 32 18 24 35 40 27 35
Франция 19 26 26 19 24 38 40 38
Бельгия 19 28 32 20 30 38 44 29 39
Испания 20 26 26 20 26 38 38 38
Беларусь 20 25 26 20 26 36 44 38
Казахстан 18 25 32 18 24 32 44 28 38

Транспортные компании тщательно изучают информацию и законы других стран и страхуют тех, кто к ним обратился.

Статистическое и динамическое взвешивание

На специальных пунктах, расположенный на трассе, происходит контрольное взвешивание с целью определить, перегружен ли автомобиль, и какова нагрузка на ось.

Взвешивают его двумя способами:

  • в статике;
  • в динамике.

Оба эти способа применяются сегодня, выясним, в чем их различие. Итак, взвешивание в статике происходит так: автомобиль заезжает на весы и останавливается. Такой способ определяет точный вес транспортного средства на данный момент.

Взвешивание в динамике происходит при медленном движении транспортного средства. Такой способ необходим для определения нагрузки на каждую ось. Автомобиль двигается по весам со скоростью не выше 5 км/ч.

Единственный минус такого способа — это погрешность, о которой обязательно нужно знать. Максимально она может составить 3%.

Все весы, используемые сегодня на пунктах взвешивания, преимущественно электронные. Въезд на них производится с помощью пандуса. Не всегда на одном посту установлены сразу два типа весов.

Ответственность за перегруз

Несомненно, все граждане, имеющие автомобили, знают о том, что существует ответственность за перегруз. Чаще всего с этим сталкиваются водители грузовых машин. Владельцы легкового автотранспорта в большинстве своем не задумываются о перегрузе воообще.

Максимально допустимая масса авто, если не брать в расчет нагрузку на оси, устанавливается еще до того момента, как машина сойдет с конвейера. В каждом документе на транспортное средство есть строчка касательно этого момента.

Сам производитель знает, какую нагрузку может выдержать автомобиль. На это влияет множество факторов: от деталей, используемых в производстве, до расстояния между осями.

К чему приводит перегруз?

Ответственность за перегруз — это очень серьезно дело. Подобные действия порой приводят к серьезным последствиям, среди них:

  1. Создание аварийной ситуации. Перегруженный автомобиль движется по дороге не стабильно. Помимо этого, нагрузка создает давление на ось, которая в один момент может не выдержать.
  2. Разрушение дорожного полотна. С этим сложно поспорить, но перегруженные автомобили действительно разбивают дороги. Ямы на них — это огромная проблема страны, штрафы не всегда способны покрыть наносимый ущерб.
  3. Детали автомобиля и его части быстрее приходят в негодность, устаревает и ломается также само транспортное средство.
  4. Если авто перегружено, то путь торможения будет более длинным, что создаст дополнительный риск аварийной ситуации.

Это не все факторы, на основании которых водителей могут строго оштрафовать.

Грузовой автомобиль

Водителям грузового автотранспорта также нужно помнить о том, как правильно перевозить определенные типы грузов:

  • крупногабаритные;
  • опасные и другие.

Штрафы за нарушение предусмотрены статьей 12.21 КоАП. Они разделяются на три типа:

  • для физического лица — 1500-2000 рублей;
  • для должностного лица — до 15 000 рублей;
  • для юридического лица — до 400 000 рублей.

В некоторых случаях при перевозке грузов может понадобиться разрешение на провоз. Если его нет, то вас также ждет штраф.

В некоторых ситуациях, когда на груз оформлены документы, и вес не совпадает с тем, что представлен в бумагах, дополнительно инспектор может наложить штраф в размере 5 000 рублей. Для компаний он возрастет минимум в 50 раз.

Инспектор ГИБДД не имеет права выписывать штраф, если не произошло контрольное взвешивание. На глаз перегруз определить можно, но доказать его нельзя никак.

Легковой автомобиль

В Кодексе об административных правонарушениях нет ни слова о перегрузе легковых транспортных средств. Никто не взвешивает их на дороге. В этом случае у инспектора может найтись иной повод для того, чтобы выписать штраф.

Те, кто нагружает легковой автомобиль под завязку, знают, как это влияет на управляемость, заносы и износ деталей. Чаще всего водителям легковых машин выписывают штраф за неправильную перевозку пассажиров. Их можно разместить ровно столько, сколько было утверждено в документах.

Штрафы предусмотрены следующие:

  • предупреждение;
  • 500 рублей за нарушение правил перевозки;
  • 1000 рублей за не пристёгнутый ремень безопасности.

Итак, перегруз автомобиля — это серьезное нарушение, за которое предусмотрена ответственность. Прежде чем отправляться в дорогу, хорошо изучите правила. Если транспортные компании берут всю ответственность на себя, то частному водителю придется за все отвечать самостоятельно.


Грузовой транспорт может повредить дорожное полотно и является источником повышенной опасности для других машин. Специально для таких машин на территории России действуют специальные правила, регулирующие разрешенную максимальную массу грузового автомобиля и допустимый перегруз. В случае их нарушения на виновника будут наложены штрафные санкции.

Законодательство и общие положения

Большегрузный транспорт является серьезной нагрузкой на дорожное полотно. Чтобы свести к минимуму его повреждения и обеспечить безопасность на дорогах, были разработаны ограничения по максимальной массе грузового авто и введена ответственность за их нарушения.

В Российской Федерации эти нормы приведены в Федеральном законе № 257 и Постановлении Правительства № 272. Следить за выполнением норм обязана Госавтоинспекция.

Водителям грузовых авто следует обратить внимание на следующие моменты:

  • Нормы действуют исключительно на трассах общего пользования, имеющих территориальное или федеральное значение.
  • Машины с перегрузом должны ездить только по специальным дорогам.
  • Если дорожное полотно не способно выдержать установленную законом нагрузку, его владелец вправе установить свои ограничения.
  • Перед тем как снизить ограничения по максимально допустимой массе машины, должно быть проведено обследование состояния дорожного полотна.
  • На трассах с ограничениями для большегрузного транспорта должны быть установлены дорожные знаки, предупреждающие водителей об этом.
  • Нормы по нагрузке на ось зависят от инструкции по эксплуатации транспортного средства.

Максимальные габариты грузовых транспортных средств

Максимально разрешенные параметры большегрузного транспорта установлены в соглашении стран СНГ. Согласно ему:

  • Длина автомобиля, прицепа и автобуса не должна превышать 12 м, для сочлененного автобуса этот параметр равен 18 м, а для автопоезда – 20 м. В расчет длины не принимаются подъемные платформы, ступени, стеклоочистители, зеркала.
  • Ширина любой машины – менее 2,55 м. Сюда не входят осветительные приборы, лестница и ступени, платформы, зеркала, индикаторы давления в шинах.
  • Разрешенная высота составляет 4 м, учитывая кузов или контейнер.

Максимальный допустимый вес для грузового транспорта

Максимальный вес грузового авто иначе называется полной массой и является суммой веса самой машины и груза.

Все большегрузные авто делятся на три категории:

  • малотоннажные;
  • среднетоннажные;
  • крупнотоннажные.

К классу малотоннажных относятся небольшие грузовики, включая «Газель», у которых кабина и кузов находятся на одной несущей раме. Они используются, как правило, в торговле для транспортировки небольших товаров на сравнительно короткие расстояния. Масса таких грузовиков не более 3,5 тонны, а грузоподъемность в зависимости от модели – от 0,5 до 2,5 тонны.

Имеют вес более 12 тонн и используются для транспортировки очень тяжелых и крупногабаритных грузов. Они часто входят в состав седельных и прицепных автопоездов.

Кроме наибольшего допустимого веса перевозимого груза, для проверки на перегруз важен еще один параметр – осевая нагрузка. Так как конструкция машин подразумевает грузовой отсек сзади, то основной вес груза приходится на заднюю ось.

Допустимая масса большегрузного транспорта приведена в приложении 1, а разрешенные осевые нагрузки – в приложении 2 к Постановлению Правительства № 272. Например, по этому приложению седельный автопоезд с пятью осями может весить не более 40 т, а трехосный автомобиль – не более 24 т.

Для проезда транспортного средства, имеющего полную массу более 44 т, нужно оформить специальное разрешение, где отмечаются маршрут, время отправки и прибытия. Для авто, весящего 80 т вместе с грузом, маршрут составляют сотрудники автоинспекции.

Во избежание штрафа за перегруз по оси, можно использовать специальное разрешение

Чтобы не платить штраф за перегруз, нужно вычислить полную массу авто и осевую нагрузку. Эти две величины связаны между собой следующим соотношением: полная масса равна сумме нагрузок на каждую из осей. При этом у двухосного автомобиля нагрузка на переднюю ось в три раза меньше, чем на заднюю. У прицепов она распределяется равномерно на каждую из осей. Полученные значения нужно сравнить с таблицей из приложения 2 к Постановлению Правительства № 272.

Согласно Федеральному закону, перегруз может составлять не более 2% от допустимого значения.

В случае перегруза на виновника налагается административная ответственность в соответствии со статьей 12.21.1 КоАП. Индивидуальные предприниматели несут такую же ответственность, как и юридические лица.

Штрафы за превышение допустимой массы грузового авто налагаются на водителя, должностное лицо, ответственное за транспортировку, юридическое лицо и собственника машины. В случае перегруза более 50% водитель лишается прав на срок до 6 месяцев.

Кроме перегруза, штрафы налагаются в случае:

  • отклонения от маршрутного листа;
  • указания ложных данных о весе груза;
  • отсутствия разрешения на транспортировку крупногабаритных грузов;
  • превышения нормы габаритов транспортного средства на 10 см.

Уважаемые покупатели и продавцы нерудных материалов!

24 июля 2015 г. вступил в силу Федеральный закон от 13.07.2015 № 248-ФЗ, который внес существенные изменения в статью 12.21.1 Кодекса об административных правонарушениях РФ, устанавливающую ответственность за нарушение правил перевозки тяжеловесных грузов (в т.ч. нерудных материалов).

Что изменилось в перевозках песка и щебня и какие нормы действуют в 2018 году?

Теперь ответственность за правонарушения, связанные с перегрузом ТС, распространяется не только на перевозчика, но также и на грузоотправителя.

Раньше за последствия перегруза отвечал только один участник доставки нерудных материалов - перевозчик. Грузоотправитель, который нанимал перевозчика для доставки, мог даже и не знать, с какими рисками сталкивается транспортная компания при перевозке нерудных материалов.

После вступления в силу вышеупомянутого закона ситуация кардинально изменилась. Теперь при перевозке песка и щебня рискуют не только перевозчики. Риски несут грузоотправители, а также карьеры (перевалки), которые осуществляют погрузку этих материалов в автотранспорт.

В таблице ниже представлены наиболее важные изменения ст. 12.21.1 КоАП РФ.

Нормы законодательства Было до 24 июля 2015 года Действует в 2018 году
Возникновение ответственности на этапе загрузки автомобиля Ранее такая ответственность в законе отдельно не прописывалась. Если юридическое лицо (ИП), осуществляющее погрузку автомобиля, допустило превышение допустимой величины полной массы или нагрузки на ось автомобиля, такому лицу грозит штраф:
- для юридического лица - 250-400 тыс. руб.;
- для ИП - 80-100 тыс. руб.
Ответственность грузоотправителей Ответственность грузоотправителя могла наступить только в случае, когда грузоотправитель указывал в документах недостоверные сведения о весе груза (занижал вес).
Например, если на посту останавливали самосвал, в котором фактический вес груза 45 т, а в накладной было указано 20 т, тогда помимо перевозчика штраф грозил и грузоотправителю.
Если в накладной грузоотправитель указывал вес 45 т, тогда штраф платил только перевозчик.
Добавлена ответственность грузоотправителя за неуказание в накладной номера, даты и срока разрешения на перевозку тяжеловесного груза, а также маршрута перевозки этого груза.
Т.е. теперь, если грузоотправитель указывает истинный вес груза 45 т, но не указывает сведения о специальном разрешении на перевозку этого груза (если эти сведения необходимо указать) или маршрут движения этого груза, тогда грузоотправителю грозит штраф.
Ответственность водителей При возникновении перегруза по массе или осям более чем на 5% водителю грозило лишение прав в независимости от размера такого превышения (5%, 20% или более %). Водителю грозит лишение прав только при перегрузе более 20%.
Ответственность ИП Ответственность индивидуальных предпринимателей, за редким исключением, была приравнена к ответственности физических лиц. Ответственность индивидуальных предпринимателей, также за редким исключением, приравнена к ответственности юридических лиц.
Возникновение ответственности за правонарушение и штрафы Ответственность возникала при превышении веса груза или осевой нагрузки более чем на 5% от допустимой величины.
Размер штрафа не зависел от такого превышения (за превышении контрольной величины на 5% и на 50% грозил один и тот же штраф).
Снижен порог превышения допустимого веса груза или осевой нагрузки, при котором возникает ответственность, - до 2%.
При этом штраф теперь зависит от размера такого превышения (чем больше превышение - тем больше штраф).

Прописана возможность фиксации правонарушения в автоматическом режиме с помощью специальных технических средств (фото, видео). В случае фиксации такого правонарушения штраф грозит юридическому лицу (ИП) - владельцу автомобиля.

Поскольку ситуация с ответственностью за указанные правонарушения кардинально изменилась, мы решили рассказать сначала в целом, что такое перегруз, а в дальнейшем с помощью экспертов в этом направлении разобрать этот вопрос более детально.

1. ВИДЫ АВТОМОБИЛЕЙ ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ НЕРУДНЫХ МАТЕРИАЛОВ

Для перевозки нерудных материалов используются различные виды грузовых автомобилей.

По своему составу самосвалы подразделяются на 2 вида:
1) одиночный автомобиль ;
2) автопоезд (седельный или прицепной).

Одиночный грузовой автомобиль - это единое (неделимое) транспортное средство. Иными словами, это автомобиль без прицепа или полуприцепа.

Ниже показаны наиболее часто встречающиеся виды одиночных автомобилей - самосвалов.

Автопоезд - это два и более соединенных (сочлененных) для перевозки грузов транспортных средства.

Автопоезда подразделяются на 2 вида:
1) седельный автопоезд (в состав автопоезда входит седельный тягач и полуприцеп);
2) прицепной автопоезд (в состав автопоезда входит грузовой автомобиль и прицеп(ы)).

Ниже показаны наиболее часто встречающиеся виды самосвальных автопоездов.

Грузовые автомобили (как одиночные, так и автопоезда) могут иметь одиночные оси и сближенные оси (сдвоенные, строенные и др.).

Одиночные оси автомобиля расположены друг от друга на расстоянии не менее 2.5 м.
Сближенные оси находятся на более близком расстоянии и могут объединяться по 2, 3, 4 или даже более осей, образуя так называемую "тележку".

Необходимо еще рассказать о видах автомобильных колес.
Двускатные колеса - колеса, у которых на один диск одновременно устанавливается 2 шины. Диск, соответственно, имеет другие размеры по сравнению с диском для односкатных колес, на который устанавливается только одна шина.
Двускатные колеса устанавливаются, как правило, на задние оси грузовых автомобилей и седельный тягачей, а также на полуприцепы.

Ниже показаны оси с односкатными и двускатными колесами.

2. ПОЛНАЯ И ДОПУСТИМАЯ МАССА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Теперь дадим определение величине полная масса ТС , которая чаще всего используется при перевозке тяжеловесных грузов и дает первоначальную оценку риска перегруза автомобиля.
Полная масса ТС - это масса груза вместе с массой автомобиля, в котором этот груз перевозится.

Рассмотрим пример №1 .

Имеется седельный автопоезд в составе которого:
- седельный 3-х осный тягач массой 9 т;
- самосвальный 3-х осный полуприцеп массой 9 т.

Масса автопоезда будет равна 18 т (9 т + 9 т).
В кузов автомобили загрузили 30 м3 карьерного песка весом 45 т.
Получаем полную массу ТС - 63 т (18 т + 45 т).


Допустимая масса ТС - это максимально допустимая величина полной массы автомобиля.

Допустимая масса ТС зависит как от вида грузового автомобиля, так и от количества установленных осей.

Значения допустимой массы ТС установлены Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 г. №272 "Об утверждении правил перевозок грузов автомобильным транспортом" и представлены в таблице ниже:

Таким образом, если полная масса ТС превышает допустимую массу ТС, возникает перегруз.

Обратимся снова к нашему примеру 1. Наш автопоезд имеет 6 осей (3 оси у тягача и 3 оси у п/прицепа). Получаем из таблицы значение допустимой массы - 44 т. Полная масса нашего автопоезда - 63 т, что значительно превышает допустимое значение (перегруз по массе - 19 т (43%)! ).

3. НАГРУЗКА НА ОСЬ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Другой не менее важный контрольный показатель - это .
- это нагрузка, передаваемая на дорожную поверхность колесами одной оси автомобиля.

Полная масса ТС и нагрузка на ось связаны между собой простым соотношением:

Полная масса ТС = нагрузка на ось 1 + нагрузка на ось 2 + .. + нагрузка на ось N

Рассмотрим пример №2 .

Поставим на статические весы 2-х осный седельный тягач массой 9 т (на задней оси установлены двускатные колеса).

Нагрузка на переднюю ось значительно превышает нагрузку на заднюю ось. Это вызвано тем, что центр тяжести тягача сильно смещен к его передней части, т.к. в ней расположены наиболее тяжелые элементы автомобиля: силовой агрегат и кабина.

Масса тягача равна сумме нагрузок на переднюю и заднюю оси.

Теперь зацепим к тягачу пустой 3-х осный самосвальный полуприцеп такой же массой 9 т.

Масса автопоезда равна 18 т (9 т + 9 т). Эта масса также равна сумме нагрузок по всем осям автопоезда.
Как теперь изменились нагрузки на оси тягача? Зацепленный полуприцеп "давит" на седло тягача с усилием 1.8 т, поэтому сумма нагрузок по всем осям тягача увеличилась на 1.8 т и составила 10.8 т (9 т + 1.8 т). Как видно из примера, основная часть усилия, приложенного полуприцепом на седло тягача, перешла на заднюю ось тягача.

Нагрузка на заднюю тележку полуприцепа составляет 7.2 т. Ее можно посчитать 2-мя способами:
1) сложить нагрузки по всем осям задней тележки полуприцепа (2.5 т + 2.6 т + 2.1 т);
2) из массы полуприцепа вычесть нагрузку, которая передается на седло тягача (9 т - 1.8 т).

Загрузим этот автопоезд карьерным песком объемом 30 м3 весом 45 т и снова поставим его на весы.

Теперь полуприцеп передает на седло тягача вес 16.8 т и максимальная нагрузка в данном случае приходится на заднюю ось тягача.
Для груза такой массы более подходящим был бы 3-х осный тягач (со сдвоенной осью сзади). Тогда нагрузка на каждую ось задней тележки тягача уменьшилась бы в приблизительно в 2 раза и составила бы около 8 т.

Допустимые значения массы и осевой нагрузки ТС установлены Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 г. №272 "Об утверждении правил перевозок грузов автомобильным транспортом".

Ознакомимся с допустимыми осевыми нагрузками. Они зависят как от вида оси автомобиля, так и от вида установленных на ней колес.

Допустимые осевые нагрузки транспортного средства установлены также Постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 г. №272 "Об утверждении правил перевозок грузов автомобильным транспортом" и представлены в таблице ниже:

Вид колес,
установленных
на оси ТС
Вид оси Расстояние между осями
Для автодорог,
рассчитанных на нагрузку
6 т/ось
Для автодорог,
рассчитанных на нагрузку
10 т/ось
Для автодорог,
рассчитанных на нагрузку
11.5 т/ось

одиночная ось
от 2.5 м 5.5 т/ось 9 т/ось 10.5 т/ось

сдвоенная ось
до 1 м 8 т/тележку 10 т/тележку 11.5 т/тележку
1 - 1.3 м 9 т/тележку 13 т/тележку 14 т/тележку
1.3 - 1.8 м 10 т/тележку 15 т/тележку 17 т/тележку
1.8 - 2.5 м 11 т/тележку 17 т/тележку 18 т/тележку


строенная ось
до 1 м 11 т/тележку 15 т/тележку 17 т/тележку
1 - 1.3 м 12 т/тележку 18 т/тележку 20 т/тележку
1.3 - 1.8 м 13.5 т/тележку 21(22.5*) т/тележку
23.5 т/тележку
1.8 - 2.5 м 15 т/тележку 22 т/тележку 25 т/тележку


4 и более
сближенных осей
до 1 м 3.5 т/ось 5 т/ось 5.5 т/ось
1 - 1.3 м 4 т/ось 6 т/ось 6.5 т/ось
1.3 - 1.8 м 4.5 т/ось 6.5 т/ось 7.5 т/ось
1.8 - 2.5 м 5 т/ось 7 т/ось 8.5 т/ось
Двускатные колеса
одиночная ось
от 2.5 м 6 т/ось 10 т/ось 11.5 т/ось

сдвоенная ось
до 1 м 9 т/тележку 11 т/тележку 12.5 т/тележку
1 - 1.3 м 10 т/тележку 14 т/тележку 16 т/тележку
1.3 - 1.8 м 11 т/тележку 16 т/тележку 18 т/тележку
1.8 - 2.5 м 12 т/тележку 18 т/тележку 20 т/тележку


строенная ось
до 1 м 12 т/тележку 16.5 т/тележку 18 т/тележку
1 - 1.3 м 13 т/тележку 19.5 т/тележку 21 т/тележку
1.3 - 1.8 м 15 т/тележку 22.5 т/тележку 24 т/тележку
1.8 - 2.5 м 16 т/тележку 23 т/тележку 26 т/тележку


4 и более
сближенных осей
до 1 м 4 т/ось 5.5 т/ось 6 т/ось
1 - 1.3 м 4.5 т/ось 6.5 т/ось 7 т/ось
1.3 - 1.8 м 5 т/ось 7 т/ось 8 т/ось
1.8 - 2.5 м 5.5 т/ось 7.5 т/ось 9 т/ось
(*) Для транспортных средств, оборудованными пневматической или эквивалентной ей подвеской.

Обратимся к примеру 2.
Предположим, что на переднюю ось тягача установлены односкатные колеса, а на заднюю ось тягача и на все оси полуприцепа - двускатные колеса. Расстояние между осями полуприцепа составляет 1.31 м.
Допустим также, что маршрут нашего автопоезда проходит по федеральной трассе М1.
Получаем следующую таблицу нормативных и фактических значений нагрузок на оси автопоезда:

Вид показателя Передняя ось
тягача
Задняя ось
тягача
1-я ось
полуприцепа
2-я ось
полуприцепа
3-я ось
полуприцепа
Нагрузка на ось
(нормативное значение)
10.5 т 11.5 т 8.0 т 8.0 т 8.0 т
Нагрузка на ось
(фактическое значение)
8.3 т 17.5 т 12.7 т 12.8 т 11.7 т
Перегруз по осям - 6.0 т
(52%)
4.7 т
(59%)
4.8 т
(60%)
3.7 т
(46%)

Нормативное значение нагрузки на каждую ось полуприцепа получается путем деления нагрузки на тележку, указанной в таблице допустимых осевых нагрузок (24 т), на 3 (количество осей в тележке).
Из таблицы видно, что у автопоезда перегруз по всем осям, кроме передней оси тягача. Есть также перегруз по массе - 23 т (58%).


Получаем новые нормативные и фактические данные нагрузок на оси автопоезда:

Вид показателя Передняя ось
тягача
1-я задняя ось
тягача
2-я задняя ось
тягача
1-я ось
полуприцепа
2-я ось
полуприцепа
3-я ось
полуприцепа
4-я ось
полуприцепа
Нагрузка на ось
(нормативное значение)
10.5 т 9.0 т 9.0 т 8.0 т 8.0 т 8.0 т 8.0 т
Нагрузка на ось
(фактическое значение)
8.3 т 9.0 т 8.5 9.3 т 9.4 т 9.5 т 9.0 т
Перегруз по осям - -
-
1.3 т
(16%)
1.4 т
(18%)
1.5 т
(19%)
1.0 т
(13%)

Нормативное значение нагрузки на каждую заднюю ось тягача получается путем деления нагрузки на заднюю тележку, указанной в таблице (18 т), на 2 (количество осей в тележке). Нормативное значение нагрузки на каждую ось полуприцепа - 8 т.
Как видим из таблицы, перегруз по осям полуприцепа значительно уменьшился, а у тягача перегруза по осям не стало совсем.

Если бы мы решили полностью избавиться от перегруза по осям (например, высыпали бы из кузова 10 т песка), все равно бы остался перегруз по массе 9 т (9 т + 9 т + 45 т - 10 т - 44 т) или 9%.

4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПЕРЕГРУЗ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Существуют 3 группы "ограничителей" при перевозках нерудных материалов по автомобильным дорогам:
1) Правила перевозок грузов автомобильным транспортом - основной документ, регламентирующий допустимую массу и допустимые осевые нагрузки, которые были нами рассмотрены ранее:
2) решения о временном ограничении движения транспортных средств по автомобильным дорогам , принимаемые местными органами власти в период весеннего закрытия дорог;
3) запрещающие дорожные знаки 3.11 "Ограничение массы" и (или) 3.12 "Ограничение массы, приходящейся на ось транспортного средства".

Ответственность за перегруз транспортного средства устанавливается ст. 12.21.1 КоАП РФ:

Участник поставки нерудных материалов ПРЕВЫШЕНИЕ ПОЛНОЙ МАССЫ АВТОМОБИЛЯ ИЛИ НАГРУЗКИ НА ОСЬ
НАД ДОПУСТИМЫМ ЗНАЧЕНИЕМ ПОЛНОЙ МАССЫ ИЛИ НАГРУЗКИ НА ОСЬ
(без наличия специального разрешения)
НАД ЗНАЧЕНИЕМ ПОЛНОЙ МАССЫ ИЛИ НАГРУЗКИ НА ОСЬ,
УКАЗАННЫМ В РАЗРЕШЕНИИ
(при наличии специального разрешения)
более 2%
и до 10%
более 10%
и до 20%
более 20%
и до 50%
более 50% более 2%
и до 10%
более 10%
и до 20%
более 20%
и до 50%
более 50%
Водитель Штраф 1-1.5 тыс. руб. Штраф 3-4 тыс.руб. Штраф 5-10 тыс. руб. или лишение прав на 2-4 мес. Штраф 1-1.5 тыс. руб. Штраф 3-3.5 тыс. руб. Штраф 4-5 тыс. руб. или лишение прав на 2-3 мес. Штраф 7-10 тыс. руб. или лишение прав на 4-6 мес.
Должностное лицо, ответственное за перевозку Штраф 10-15 тыс. руб. Штраф 25-30 тыс.руб. Штраф 35-40 тыс. руб. Штраф 45-50 тыс. руб. Штраф 10-15 тыс. руб. Штраф 20-25 тыс. руб. Штраф 30-40 тыс. руб. Штраф 45-50 тыс. руб.
Транспортная компания
(юридическое лицо или ИП)
Штраф 100-150 тыс. руб. Штраф 250-300 тыс.руб. Штраф 350-400 тыс. руб. Штраф 400-500 тыс. руб. Штраф 100-150 тыс. руб. Штраф 200-250 тыс. руб. Штраф 300-400 тыс. руб. Штраф 400-500 тыс. руб.
Собственник транспортного средства
(юридическое лицо или ИП) в случае автоматической фиксации правонарушения средствами фотозаписи (видеозаписи)
Штраф 150 тыс. руб. Штраф 300 тыс.руб. Штраф 400 тыс. руб. Штраф 500 тыс. руб. Штраф 150 тыс. руб. Штраф 250 тыс. руб. Штраф 400 тыс. руб. Штраф 500 тыс. руб.
Грузоотправитель (физическое лицо) в случае занижения веса груза либо неуказания в ТТН номера, даты и срока действия спец. разрешения, маршрута движения Штраф 1.5-2 тыс. руб. Штраф 1.5-2 тыс. руб.
Штраф 5 тыс. руб. Штраф 5 тыс. руб.
Штраф 1.5-2 тыс. руб.
Штраф 1.5-2 тыс. руб.
Штраф 5 тыс. руб.
Штраф 5 тыс. руб.
Грузоотправитель (должностное лицо) в случае искажения веса груза либо неуказания в ТТН номера, даты и срока действия спец. разрешения, маршрута движения Штраф 15-20 тыс. руб. Штраф 15-20 тыс. руб.
Штраф 25-35 тыс. руб. Штраф 25-35 тыс. руб.
Штраф 15-20 тыс. руб.
Штраф 15-20 тыс. руб.
Штраф 25-35 тыс. руб.
Штраф 25-35 тыс. руб.
Грузоотправитель (юридическое лицо или ИП) в случае искажения веса груза либо неуказания в ТТН номера, даты и срока действия спец. разрешения, маршрута движения Штраф 200-300 тыс. руб. Штраф 200-300 тыс. руб.
Штраф 350-400 тыс. руб. Штраф 350-400 тыс. руб.
Штраф 200-300 тыс. руб.
Штраф 200-300 тыс. руб.
Штраф 350-400 тыс. руб.
Штраф 350-400 тыс. руб.
Юридическое лицо, осуществляющее погрузку материалов в автомобиль Штраф 250-400 тыс. руб. Штраф 250-400 тыс. руб.
Штраф 250-400 тыс. руб.
Штраф 250-400 тыс. руб.
Штраф 250-400 тыс. руб.
Штраф 250-400 тыс. руб.
Штраф 250-400 тыс. руб.
Штраф 250-400 тыс. руб.
ИП, осуществляющее погрузку материалов в автомобиль Штраф 80-100 тыс. руб. Штраф 80-100 тыс. руб.
Штраф 80-100 тыс. руб.
Штраф 80-100 тыс. руб.
Штраф 80-100 тыс. руб.
Штраф 80-100 тыс. руб.
Штраф 80-100 тыс. руб.
Штраф 80-100 тыс. руб.

5. КАЛЬКУЛЯТОР ПЕРЕГРУЗА АВТОМОБИЛЯ ПО ОСЯМ И МАССЕ

Ниже представлены калькуляторы расчета перегруза для следующих видов самосвалов:

Кликните на картинку самосвала: